Анастасия Майстренко
Методическая разработка «Тьютор в ДОУ как важный составляющий элемент дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Тьютор в ДОУ, как важный составляющий элемент дошкольного образования.
Тьюторство – важнейший элемент индивидуализации. Того самого явления, которое способствует переходу детей в самостоятельных, инициативных, умеющих самоопределяться и брать ответственность за свою жизнь граждан. Когда в дошкольном учреждении создана богатая среда, в которой есть место для выбора и самоопределения, тьютор - становится для ребенка наставником, формирующим ориентационное поле развития. Тьютор, как наставник, специалист, который опирается на внутренний потенциал ребёнка и оставляет за ним право совершать выбор, неся за него непосредственную ответственность. Тьютор запускает «пусковой механизм» совершенствования человека, обеспечивая его сопровождение, помогает освоить ресурсы социальной среды для образовательного, профессионального и личностного развития.
Публикация «Методическая разработка „Тьютор в ДОУ как важный составляющий элемент дошкольного образования“» размещена в разделах
Почему необходимо тьюторство в детском саду?
В каждом дошкольном учреждении найдутся неусидчивые, невнимательные, гиперактивные или чрезвычайно одаренные дети. Как раз, тьютор – тот специалист, которому под силу индивидуализировать образовательный процесс в соответствии с особенностями, потребностями и возможностями подопечного. Он организует процесс так, чтобы ребенок усвоил принятую в детском саду программу, не нарушив развитие остальных детей. Все мы знаем, что воспитатель группы, в которой занимается 25 детей, не способен обеспечить каждому воспитаннику индивидуальный подход.
Тьюторство необходимо для создания индивидуальных образовательных программ и качественной подготовки ребенка к школе, в условия которой ему будет легче влиться под руководством профессионального специалиста, наставника.
Тьюторство появляется там, где возникает необходимость в индивидуализации образовательных программ. Тьютор – это специалист, который учит своего подопечного справляться с трудностями самостоятельно и консультирует родителей (и педагогов) в отношении конкретного ребенка.
Воспитатель группы реализует образовательную и воспитательную программы для детей всей группы согласно возраста.
Несмотря на высокий уровень профессиональной подготовки воспитателя, ему просто невозможно уделить достаточно времени, которое необходимо, чтобы помочь ребенку с особыми потребностями, то есть обеспечить каждому ребенку с ОВЗ индивидуальную образовательную программу.
В отличии от воспитателя тьютор работает целенаправленно с одним ребенком.
Во время образовательной деятельности тьютор :
1. следит за организацией рабочего пространства ребёнка;
2. соотносит задания воспитателя с возможностями ребёнка;
3. если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по упрощённому заданию.
Для самого ребенка инклюзия должна стать процессом, способствующим его развитию, включая повышение уровня речевых и коммуникативных навыков, навыков социализации и интеллектуального уровня. Именно сфера социализации должна стать основной целью для развития ребёнка в дошкольном учреждении.
Но для того, чтобы инклюзия и обучение в среде нормативно развивающихся сверстников были успешными, особым детям требуется специализированная помощь.
Для этого требуется включение тьютора в воспитательно-образовательный процесс в инклюзивной группе дошкольного учреждения.
Обозначая задачи тьютора, выделим следующие:
-сопровождение ребенка в его обычной среде (придание ей развивающих свойств);
-создание условий для получения образования в конкретной системе;
-формирование новых компетенций;
-преодоление дефицитов развития;
-построение партнерских отношений с семьей ребенка и его педагогами.
Функции тьютора в ДОУ :
-Организация образовательной среды для дошкольников
-это, в первую очередь, проектирование открытой, вариативной образовательной среды
-повышение доступности образовательных ресурсов для освоения детьми индивидуальных образовательных маршрутов и проектов;
-проектирование специальной образовательной среды для дошкольников с ОВЗ и инвалидностью;
-координация взаимодействия субъектов образования.
-Организационно-методическое обеспечение поддержки дошкольника :
-подбор методических средств для создания детьми индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
-методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;
-подбор и разработка методических средств для анализа результатов тьюторского сопровождения.
-Педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников :
-выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанников;
-вовлечение ребенка в разработку его индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
-сопровождение детей в реализации маршрутов;
-подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации;
-педагогическая поддержка рефлексии дошкольников;
-организация участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, проектов ребенка.