Мариам Маркосян
Опыт работы «Тренировка памяти детей старшего дошкольного возраста. Мнемотехника»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования города Краснодар
«Детский сад общеразвивающего вида № 183 «Рябинка»
Методическая разработка
«Тренировка памяти, зарядка для мозга
у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель:
Никишина Валентина Сергеевна
Маркосян Мариам Николаевна
2022
Пояснительная записка.
Актуальность:
Публикация «Опыт работы „Тренировка памяти детей старшего дошкольного возраста, Мнемотехника“» размещена в разделах
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Память – это входные ворота интеллекта. Но наряду с этим в развитии детей существует множество проблем: скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения и внимания, несовершенно мышление, быстрая утомляемость, потеря интереса к занятиям. Поэтому, видя такое положение мы стали искать пути решения этой проблемы. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Взяв за основу высказывания. К. Д. Ушинского "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". Именно эта идея заложена в такой технологии как – мнемотехника и эйдетика. Их образовательная технология - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи. Данная технология дополняет воспитательно-образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей.
Цель:
Развитие памяти, образного мышления и познавательной активности у детей дошкольного возраста через использование мнемотехники.
Материал: интерактивная доска, магнитная доска, картинки с липучками Велькро, эйдопланшеты.
Ожидаемые результаты освоения:
Внедрение методов в основной образовательный процесс, умение детей самостоятельно работать с мнемотаблицами, легкое заучивание коротких стихотворений (4-5 строк).
Основная часть.
Работая в дошкольном учреждение, каждый знает, какой поток информации «обрушивается» на детей : занятия, развлечения, досуги, праздники и множество разных мероприятий. И все это требует большой и плодотворной подготовки, заучивание стихотворений, песен, просто важной информации и т. д. Мы столкнулись с такой проблемой, что большинство детей с трудом пересказывают произведения, лексический запас сравнительно беден, плохо сформирован грамматический строй речи, с трудом запоминают стихи, новая информация тяжело запоминается.
В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития памяти и воображения у детей дошкольного возраста.
Организовав рабочую группу в составе 2-х человек: Никишина В. С, Маркосян М. Н., было принято решение о внедрение в образовательный процесс методы и приемы Мнемотехники и Эйдотехники (Эйдетика)
Нами была проанализирована методическая литература, разобраны все возможные интернет-ресурсы и методы работы с данными техниками и приемами (полный список литературы см. Приложение №1). Изучив всю необходимую литературу, был выстроен примерный план работы и задач :
Примерные задачи:
1. Облегчить детям овладение связной речью, развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение.
2. С опорой на образы памяти устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивая тем самым логическое мышление.
3. Применять мнемотехники и эйдотехники самостоятельно (использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт)
4. Формировать умение слушать и понимать стихотворный текст, следить за его содержанием, отвечать на вопросы педагога, заучивать текст с помощью таблиц.
5. Активизировать речевые высказывания.
МНЕМОТЕХНИКА в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов, призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.
ЭЙДОТЕХНИКА (eidos греч. вид, образ, образец) как одна из разновидностей мнемотехники, помогает развивать и обобщать различные образы через умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов, отражая им общие признаки предмета, т. е. пользоваться «заместителями».
Почему были выбраны именно эти техники? Из многих способов развития памяти и воображения, это более современная, но менее применяемая в дошкольном возрасте, но поговорив с коллегами из других садов, которые изучают или тоже внедряют такие техники, было ясно что, результат есть.
Отличительные особенности технологий:
• имеет четкое теоретическое и экспериментальное обоснование;
(доказано, что есть результаты)
• приёмы запоминания индивидуализированы; (ребенок «пользуется» разными видами памяти : слуховой, зрительной, тактильной, даже обонятельной, еще один способ запоминания – подключение эмоций. События, связанные с яркими эмоциями, обычно запоминаются надолго.
• широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;
• введено понятие «навык запоминания», разработана точная система контроля навыка запоминания ( автоматизация мыслительной операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, с помощью которых осуществляется запоминание)
Подготовив все необходимые материалы в том числе и раздаточный, мы начали предварительную работу с детьми :
- наработку словаря (существительные, прилагательные, глаголы);
- обсуждение с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы, окружающим миром;
- выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Мы начинали с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. (Приложение № 2)
Мнемодорожка -заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы- рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов – заместителей используются: предметные картинки; силуэтные изображения; геометрические фигуры.
К примеру, для заучивания стихотворения наша задача заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе мы предлагали готовую план-схему, а по мере обучения ребёнок активно включается в процесс создания мнемотаблицы. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя схема, подбираются рисунки (символы) к выбранному произведению (желательно на каждую строчку). Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, от возраста детей.
Следующий этап работы с мнемотаблицей – эмоциональное и выразительное воспроизведение текста. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного и предоставляется возможность воспроизвести текст ребёнку с опорой на рисунки (символы).
Мнемотаблицы также использовали при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, половиц и потешек. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательность рассказа.
Поработав с мнемотаблицами мы стали постепенно внедрять Эйдотехнику, так как это способ заучивания можно спутать с демонстрацией обычных иллюстраций, но это совершенно не так. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. Детям предлагались эйдопланшеты и предметы или образы с липучками Велкро. На начальном этапе детям читался текст с иллюстрацией картинки к этому тексту, дети запоминали предметы с иллюстрации и проговаривали то, что смогли запомнить. Тем самым текст из 10 слов дети запоминали от 1 до 3-х предметов.
В виду того, что дети в группе работают с интерактивной доской, было принято решение создать схемы в виде флэш-игр с помощью программы Power Point или Learningapps. Структура этих игр заключается в том, что мультяшный персонаж предлагает детям поиграть с ним в игру, где можно проверить кто больше сможет запомнить предметов (Приложение № 3).
Играя в такие игры в течении 2- х месяцев, дети вышли на результат от 8 до 10 слов. Подобная техника хорошо развивает память, а метод с использованием флэш-игр хорошо не только усваивает, но и закрепляет нужную информацию.
На данный момент работа по данной теме продолжается. Мы, как педагоги, проходим курсы повышения квалификации по данной теме. Дети переходят на более сложный этап освоения данной техники.
Приложение № 1
Список литературы
1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Учебно – методическое пособие. 2-е изд. испр. - СПб. ; «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005. – 96 с.
2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Учебно – методическое пособие. – СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. - 64с.
3. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой. Конспекты занятий. – М. ; ТЦ «Сфера», 1998. – 224 с.
4. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники : Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2011
5. Матюгин И. Ю. Тактильная память. (www.boltun-spb.ru). - М. : Эйдос,2001.
6. Матюгин И. Ю., Чакоберия Е. И. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. - М. : Эйдос, 2004
7. Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - СПб. : Заневская площадь, 2014. - С. 52-53
8. Подлиняев О. Л. Эффективная память. - Издание второе, исправленное: Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2003
9. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов/ Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С. 16-21
10. Широких Т. Д. Учим стих - развиваем память / Ребенок в детском саду. 2004. № 2. - С. 59-62
11. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon (https://www.mnemotexnika.narod.ru) - Москва, 2007.
Приложение № 2
Мнемодорожка.
Примерный алгоритм занятия:
1. В самом начале рассмотрите все квадратики мнемодорожки.
2. Выразительно прочитайте текст.
3. Повторите прочтение текста, при этом указываете на картинку в мнемодорожке.
4. Соедините все изображения в единое целое.
5. Поинтересуетесь, все ли малыш понял, если что не понятно, стоит объяснить в доступной для него форме.
6. Читаете еще раз для закрепления материала.
7. Просите ребенка повторить то, что он запомнил, глядя на мнемодорожку.
Мнемотаблицы
Алгоритм работы :
1. Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты.
2. Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.
3. В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.
4. Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.
1. Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише Танечка не плачь,
Не утонет в речке мяч.
2. Уронили Мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
3. Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу.
Вот досточка кончается,
Сейчас я упаду.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Разучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза»
/с использованием приёма мнемотехники,
опора на готовую мнемотаблицу/
Данный материал можно использовать воспитателям для НОД по развитию речи при внедрении приема работы с мнемотаблицами.
Задачи:
1. учить детей выразительно читать наизусть, интонационно передавая нежность, любование картиной зимней природы.
2. Разучивание стихотворения по приёму мнемотехники, развивать память, воображение.
3. Формировать духовно-нравственных качеств, любви и заботе о природе.
4. Учить видеть красоту русской природы.
5. Расширение, обогащение словаря.
6. Развивать воображения и творческие способности детей.
Предварительная работа : рассматривание бахромы, каймы на ткани. Наблюдение и сравнение бахромы со снегом на ветках берёзы.
Материал: картины, мнемотаблица, аудиозапись «Вальс – «Метель» Свиридова, кисти, картон, клей, фломастер, карандаш, заготовка ствола берёзы, салфетки, дощечки.
Ход НОД
(Фоновым сопровождением может быть произведение «Вальс – «Метель» Свиридова)
Воспитатель: Ребята сегодня я вас хотела пригласить в картинную галерею.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что вы видите?
Дети: Мы видим картины.
Воспитатель: Картин так много, вот интересно, что изображено на них?
(ответы детей)
Воспитатель: Вот было бы здорово придумать нашей галерее название. Может у вас есть какие-то варианты? (слушаем варианты детей, выбираем один вариант для названия)
Посмотрите на всех ли картинах изображена зима?
Дети: Нет. На этой картине изображена весна (показывают).
Дети: На этой картине снег уже начал таять, побежали первые весенние ручьи. Снег стал серым.
Воспитатель: Как интересно, на одной картине весна, на другой зима, но находятся они в одной галерее. Может организаторы что то перепутали или все верно?
(ответы детей, если дети не дают правильный ответ, наводящими вопросами подводим их тому что на всех картинах присутствует снег)
Воспитатель: Как можно снег описать?
Дети: снег искрится, он серебристый, белый, пушистый, легкий и т. д.
Воспитатель: Почему снег называют серебристым?
Дети: Потому что он переливается от лучей солнца.
Воспитатель: Посмотрите, как художники этих картин показывают красоту русской природы, зимние пейзажи.
А поэты, которые пишут стихи, много написали стихотворений о красоте зимней природы.
Предлагаю вам послушать стихотворение Сергея Есенина. Но как оно называется, я вам не скажу. Попробуйте угадать сами название этого стихотворения или придумать своё.
(Воспитатель читает стихотворение)
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Воспитатель: Как вы думаете любит ли поэт родную природу?
Дети: Да.
Воспитатель: Из каких слов это видно?
Дети: Поэт говорит о природе и о берёзе как о живой.
Воспитатель: Автор рассказывает о берёзе с нежностью, с любовью. Вы заметили, как выразительно поэт говорит о снеге в своём стихотворении (кайма, кисти, серебро, бахрома)
Воспитатель:
И горят снежинки
В золотом огне.
- Почему так написал автор?
Дети: Потому что снег искрится в лучах солнца.
Воспитатель: Как по-другому сказать можно?
Дети: Блестят, сверкают.
Воспитатель: Послушайте стихотворение ещё раз и постарайтесь его запомнить, а помогут вам вот эти картинки-схемы.
(чтение стихотворения по схемам)
Воспитатель: Теперь давайте выучим это стихотворение.
(разучивание стихотворения)
Чтение по четверостишью.
Чтение поочерёдно.
Воспитатель первую строчку – дети вторую и наоборот.
Воспитатель: Теперь может кто-то уже запомнил и может повторить? А я помогу.
Воспитатель: Молодцы! Остальное мы разучим на следующем занятии.
Воспитатель: Давайте вспомним кто автор стихотворения?
Дети: Сергей Есенин.
Воспитатель: Как же называлось стихотворение?
Дети: Берёза
Воспитатель: О каком времени года было написано стихотворение.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам отдохнуть.
(проводится физминутка)
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу
Локти согнули, кисти стряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем:
Руки сложим назад.
Воспитатель: Скажите, какое время года было в этом стихотворении? Кто внимательный?
Дети: В этом стихотворении время года лето.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что в стихотворении были такие слова – ветер сбивает росу. А роса бывает летом.
Воспитатель: Правильно. Молодцы!
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сделать аппликацию на тему нашего стихотворения «Берёза».
Мы с вами сделаем себе берёзку в группу. И мы сможем любоваться красотой снежной бахромы не только на улице, но и в группе.
(На заранее приготовленный воспитателем макет ствола берёзы, дети нарезают ножницами бахрому из салфеток и наклеивают на веточки приготовленного дерева)
(Фоновым сопровождением может быть произведение «Вальс – «Метель» Свиридова)
Приложение №3
Эйдопланшет
Алгоритм работы :
1. Детям на экране или на магнитной доске в виде картинок показывают сюжет или слова которые должны запомнить.
2. С помощью картинок на липучке Велкро, дети на планшете с помощью ассоциации должны составить свой алгоритм.
3. Демонстративное изображение убирается
4. Дети по своему алгоритму должны описать картинку/назвать слова.
Флэш-игры
Алгоритм создания игры:
1. Выбираем тему игры
2. Находим персонажа для игры (для этого используем Ютюб или Canva)
3. В программе PowerPoint или Learningapps составляем мини игру
4. Читаем в слух 3-4 раза слова, которые нужно будет повторить
5. Ребенок выстраивает алгоритм слов в заданной последовательности/ ребенок делает зарисовки для ассоциации.
6. Программа проверяет верно ли ребенок выстроил все картинки по данным словам.
Фото 1
Фото 2
Игры к неделе
«Виды транспорта»
Игра 1 (фото 1)
Цель: закрепить виды транспортных средств.
Ход игры:
Перед ребенком появляется мультипликационный персонаж «Синий трактор». Он говорит ребенку, что у него скоро день рождение и что он хочет пригласить своих друзей. Но на ферме много дел, боится что может не успеть, поэтому трактор просит ребенка о помощи. Ребенку зачитывает список гостей, далее, чтоб все-таки он никого не перепутал ему показывают фото гостей. Ребенок с помощью приема Эйдотехники должен запомнить всех гостей в правильной последовательности. После того как ребенок запомнил, нажимает кнопку далее и на поле выстраивает всю технику по последовательности. После выполнения задания и нажатия кнопки «Готово», именинник проверяет верно ли пришли гости.
Игра 2 (фото 2)
Цель: закрепить виды транспортных средств
Ход игры:
На экране появляется барашек Шон, который говорит, что хозяин оставил его за главного на ферме и сказал, что привезут большую партию техники, но он очень боится что все забудет и просит ребенка помочь ему в этом. Читает список техники, далее перед ребенком открывается графический редактор, где он может сделать зарисовки. После того, как ребенок сделал зарисовки, барашек просит повторить весь список, чтоб ничего не забыть. После этого у ребенка на доске появляется картинка с изображением игры по типу «сортировщик». Представлено большое количество картинок с транспортом, но ребенок должен выбрать те, которые назвал барашек.