Юлия Ручкина
Сценарий тематического досуга по шахматам «Путешествие в Яблочное королевство»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать развивать у детей интерес к шахматам и шашкам.
Задачи:
- закрепить знания детей о шахматной доске и названии каждой клетки (а1, с2, как ходят шахматные фигуры;
- способствовать концентрации внимания;
- развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.
Форма проведения: тематический досуг.
Возраст участников: 6-7 лет (подготовительная группа).
Оборудование:
Публикация «Сценарий тематического досуга по шахматам „Путешествие в Яблочное королевство“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Шахматы. Сценарии развлечений
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Яблоко, яблоня. Всё по теме яблок
- Яблочный Спас. Сценарии праздника
- Темочки
- наглядное пособие «Яблочное королевство» :
- большое шахматное поле – 1шт,
- «яблоки с направлением ходов» - 5 шт,
- мячи для дарца – 2шт,
- 2 мешочка с фигурками для шахмат,
- магнитные шахматные доски 4 шт.,
- шахматные столы,
- шахматные часы.
1. Организационный момент
Ведущий: Здравствуйте, ребята, проходите, садитесь за столы и берите шахматные доски.
2. Основная часть
(Дети садятся за шахматные столы, но шахмат нет, на столе записка в форме яблока).
Ведущий: Ребята, а где же наши шахматные доски? Смотрите у вас на столе записка. Она от яблочного короля : «Ваши шахматы у меня, верну, как только научусь играть!»
Ведущий: Видимо Яблочный король решил тоже научиться играть и забрал наши шахматы, нам нужно вернуть их, иначе мы с вами не сможем играть! Мы с вами отправляемся в Яблочное королевство. Закройте глаза и повторяйте за мной:
Быстро глаза ты закрой
И посмотри, что ты видишь в дали?
Лишь поле и лес густой,
Это долгий путь к королевству : «Не стой!»
Смелее шагай и найдешь ты тогда,
Королевство - Яблочного короля!
(Пока дети повторяют стихотворение, в зал вносят шахматное поле для дарца – 1шт, «яблоки с направлением ходов» - 5 шт, мячи для дарца – 2шт. И входит Яблочный король с шахматными досками).
Ведущий: Ребята куда же мы попали? (В яблочное королевство)
Ведущий: А вот и сам Яблочный король. Здравствуйте ваше Величество!
Яблочный Король : Здравствуйте. А кто вас пустил в моё королевство? Я никого не жду.
Ведущий: Мы из детского сада №33 пришли за своими шахматными досками, без них мы не научимся играть шахматы. Верните нам, пожалуйста!
Яблочный Король : Хорошо, но у меня есть одно условие: вы научите меня играть в шахматы.
Яблочный Король : Мне уже мои подданные сделали шахматную доску, вот посмотрите и фигурки тоже есть, только не знаю, что с ними делать?
Ведущий: Прежде чем начать играть нужно узнать название каждой клеточки. Давайте, ребята, назовем их. У Яблочного короля есть мячики-ёжики, которые необходимо бросать в шахматную доску и куда прикрепиться мячик, эту клеточку вы называете (смотри «Приложение 1». Игра в «Шахматный дарц»)
Ведущий: Клеточки образуют линии. Ребята, назовите их.
Дети: Вертикальная, горизонтальная, диагональная.
Ведущий:
Молодцы! Садитесь на свои места. Запомнил Яблочный король название клеточек и линий?
Яблочный Король : Да. Нужно называть линию буквы и линию цифры.
Ведущий: Правильно! Теперь мы тебе расскажем про каждую фигуру и объясним как она ходит (Дети одетые в костюмы встают на напольную шахматную доску и читают стихи, показывая какая фигура, как ходит. А Один ребенок расставляет на доске для дарца. «Приложение 2»).
Гладкий люблю я, расчищенный путь,
На шаг в любую сторону могу шагнуть! (Король)
Он может ходить, как Ладья и как Слон –
И прямо и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад…
А бьёт он и вдаль и в упор.
Он очень опасен вблизи и вдали –
Ты больше вниманья ему удели. (Ферзь)
Не живёт в зверинце,
Не берёт гостинцы,
По косой он ходит
Хоботом не водит. (Слон)
Продвигается не косо и не прямо,
А буквой «Г» – так шахматисты говорят. (Конь)
Стою на самом краю,
Пусть откроют – пойду.
Только прямо хожу,
Как зовут, не скажу. (Ладья)
Пешка, маленький солдат,
Лишь команды ждёт,
Чтоб с квадрата на квадрат
Двинуться вперёд.
На войну, не на парад,
Пешка держит путь,
Ей нельзя пойти назад,
В сторону свернуть.
Чтоб в борьбу вступить скорей,
В рукопашный бой,
Первым ходом можно ей
Сделать шаг двойной.
А потом — вперёд, вперёд,
За шажком шажок.
Ну, а как же пешка бьёт?
Бьёт наискосок.
Всю доску пройти должна
Пешка до конца –
Превратится там она
В грозного бойца.
Кем ей стать – ферзем, ладьей?
Может быть, конем?
Как решить вопрос такой,
Мы потом поймем. (см. список литературы)
Яблочный Король : Ой, спасибо, вам ребята! Теперь я знаю название фигур и как правильно они ходят. Вот вам ваши шахматные доски.
Ведущий: А мы с ребятами тебе покажем, какие мы дружные и научим тебя играть.
3. Физкультминутка
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы по кругу пойдём.
И разминку проведем.
Сначала руки поднимаем,
Не забываем опускаем.
Поднимаем, опускаем.
Пальцы рук разминаем,
Сжимаем, разжимаем.
Маленько поприсидаем
И играть, мы начинаем.
4. Практическая часть
(Ребята расставляют шахматы по карточке и играют небольшую партию. Смотри «Приложение 3»).
5. Заключительная часть
(Подведение итогов игры)
Ведущий: Яблочный король, теперь ты понял, как нужно играть в шахматы?
Яблочный Король : Да. Спасибо, вам! За то, что вы меня научили играть в шахматы, хочу вас отблагодарить и угостить каждого из вас небольшим сладким призом!
Ведущий: Спасибо. Ну, а нам уже пора возвращаться домой. До свидания!
Список используемой литературы
1. https://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/10017-stixi-pro-peshku
2. https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/shakhmatnyialbom