Тамара Зелинская
Конспект тематического занятия, посвящённого творчеству композитора П. И. Чайковского, для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжить знакомство детей с творчеством П. И. Чайковского; вспомнить ранее прослушанные пьесы;
учить понимать характер и смысл музыкального произведения, определять общее настроение.
побуждать детей к активному восприятию музыки; вызвать эмоциональную реакцию на музыку П. И. Чайковского.
Задачи:
– приобщать детей к классической музыке; обогащать их музыкальные впечатления; формировать музыкальный вкус; закрепить знания о русском композиторе П. И. Чайковском.
Публикация «Конспект тематического занятия, посвящённого творчеству композитора П, И, Чайковского, для старшей группы» размещена в разделах
- Композиторы и музыкальные произведения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Чайковский П.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
– развивать музыкальную память, учить детей узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, исполненные в разных регистрах;
– учить детей сочувствию и сопереживанию.
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, две пьесы: «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. И. Чайковского, игрушка кукла, д/игра.
Ход занятия.
Дети под музыку П. И. Чайковского входят в зал.
Музыкальный руководитель приветствует детей.
Добрый день! Добрый день!
Говорим мы каждый день!
Этими словами
Здороваемся с вами!
Основная часть.
Музыкальный руководитель: (обращает внимание на слайд с портретом композитора)
Ребята, кто узнал, кто изображен на портрете? (ответы детей)
Подскажите пожалуйста, как зовут этого композитора?
(Ответы детей: это Пётр Ильич Чайковский).
Музыкальный руководитель: Да, все верно. Это П. И Чайковский – великий русский композитор, автор опер, балетов, фортепианной и симфонической музыки. Его музыку знают во всём мире и взрослые, и дети. Вам уже знакомы некоторые пьесы из «Детского альбома». Сегодня мы снова будем слушать его произведения из этого замечательного сборника.
– Ребята, я знаю, что вы все разные и у каждого из вас свой характер: кто-то серьезный, кто-то робкий, кто-то смелый… И у каждого из вас бывает разное настроение. Так ведь? Какое оно бывает?
Ответы детей: Грустное, веселое.
– Правильно! Молодцы! А знаете, у музыки тоже ведь есть настроение, характер. Например, что хочется делать под веселую музыку?
Ответы детей: танцевать, петь, играть, веселиться…
– Верно! А под грустную музыку?
Ответы детей: Грустить, сидеть и не двигаться, плакать.
– Молодцы! Правильно все сказали! Под грустную музыку хочется даже плакать. Ой, ребята, вы слышите? Кто-то плачет! Кто это?
(Включается звуки плача. Выносится кукла.)
– Кукла, почему ты плачешь? Что с тобой произошло? Не разговаривает…А знаете почему, ребята?
– Это непростая кукла. Она разговаривает только с помощью музыки. Давайте послушаем музыкальный фрагмент и узнаем, почему она плачет?
1. Слушание: «Болезнь куклы» П. И. Чайковский.
– Ребята, скажите, пожалуйста, какую музыку вы услышали?
Ответы детей: Грустную, печальную.
– Под эту музыку хочется танцевать и веселиться?
Ответы детей: Нет! Хочется грустить и плакать.
– Да, нашей кукле грустно. А как вы думаете, от чего ей так грустно? Может она поссорилась с другой куклой? Может голодная?
Ответы детей: Нет.
– А давайте измерим ей температуру!
(игрушечным градусником мерим температуру).
– Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
– Давайте встанем в круг и споем ей колыбельную, ребята.
2. Пение (импровизация детей):
(Дети передают куклу по кругу, укачивая куклу и напевая колыбельную песню).
– Поспала наша, кукла! Послушала ваши чудесные голоса и поправилась! Она нам что-то хочет сказать, только с помощью музыки она говорит. Давайте послушаем ее.
3. Слушание: «Новая кукла» П. И. Чайковский.
– Какую музыку вы услышали, ребята, на этот раз?
Ответы детей: Веселую, легкую.
Значит, какое у нее теперь настроение?
Ответы детей: Веселое!
– Верно, ребята!
Композитор П. И. Чайковский сочинил еще одно произведение, посвященное кукле. И называется оно «Новая кукла».
– Как вы думаете, почему он так назвал эту пьесу? (ответы детей)
– Конечно вы правы, девочке на праздник подарили новую куклу. Действительно, она очень обрадовалась и стала с ней танцевать.
– Как высчитаете, какой танец хочется танцевать под эту музыку?
4. Танцевальная импровизация под музыку
А сейчас наша кукла поправилась и хочет с вами поиграть!
5. Музыкально-ритмические движения:
Игра «Ловишка» музыка И. Гайдн
Подведение итогов.
– Вот так мы славно поиграли, ребята!
– Ребята, скажите, пожалуйста, какую музыку мы с вами сегодня прослушали?
+ Грустную и веселую.
– А что показывает грусть и радость в музыке?
+ Ее настроение.
– Правильно, ребята! Смотрите, и у нашей куклы очень хорошее настроение. Она очень рада и благодарна вам за то, что помогли ей вылечиться.
Музыка Чайковского звучит,
Всех нас звучаньем удивит.
Мягкая, душевная,
Лёгкая, напевная.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Осторожно, осторожно-
Не вспугнуть бы нам его!
Пусть льётся музыка рекой…
Будем, музыка, дружить с тобой!
– На этом наше занятие заканчивается. Но с музыкой Чайковского мы, конечно, не прощаемся. Вы сегодня были очень внимательными и хорошо справились с заданиями. Давайте попрощаемся с нашей куклой и пройдем в группу.
Звучит «Вальс» П. И. Чайковского. Под музыку дети выходят из зала.