Юлия Медведева
Технология формирования грамматического строя речи у детей с ОНР 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
«Технология по формированию грамматического
строя речи у детей с ОНР 5-6 лет».
Учитель-логопед высшей категории Медведева Ю. С.
Среди детей имеющих ОНР посещающих речевую группу детского сада все чаще встречаются дети, у которых недостаточная сформированность пространственных представлений накладывает свой отпечаток на речь. Исследование речи дошкольников обнаруживает неточности в понимании и употреблении предлогов, словосочетаний с предложными конструкциями, обозначающими пространственные отношения.
Публикация «Технология формирования грамматического строя речи у детей с ОНР 5–6 лет» размещена в разделах
Своевременное формирование грамматического строя речи- важнейшее условие полноценного развития ребенка, как речевого так и психического, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, организации деятельности, формирование социальных связей.
В связи с этим существует необходимость раннего выявления
Цель технологии : Формирование грамматически правильной речи дошкольников с ОНР для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития и подготовки детей к школьному обучению. Развитие языковых обобщений и познавательного навыка, правильного построения и употребления предложений, совершенствование связной устной речи.
Работа по обследованию сформированности грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста начинается в сентябре и продолжается на протяжении 2-3 недель параллельно с обследованием развития других сторон речи. Каждый день на исследование затрачивается от 10 до 20 минут в зависимости от возможностей ребенка. Во время обследования учитель – логопед создает эмоционально-положительный фон, использует различные виды поощрения. При первых проявлениях усталости или негативизма – обследование прекращается.
Соблюдение данных условий позволяет получить наиболее точный результат сформированности грамматического строя речи.
При составлении обследования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста были использованы следующие материалы:
1. Лалаева, Серебрякова «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР»
2. Иншакова «Альбом обследования речи детей»
Содержание методики исследования грамматического строя речи у детей с ТНР :
1. Исследование состояния словоизменения
1.1 употребление существительных в разных падежах
1.2 употребление и дифференциация существительных в именительном падеже единственного и множественного числа.
1.3 Изменение глаголов по лицам
1.4 Согласование существительного с прилагательным в единственном числе
1.5 Употребление существительных с числительным
1.6 Согласование существительного с глаголом единственного и множественного числа в настоящем времени.
1.7 Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами –в-, -на-,-под-,-над-,-за-,-перед-,-около-.
2. Исследование словообразования
2.1Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
2.2. Образование названий детенышей животных
2.3. образование глаголов приставочного значения с приставками –с-, у-,под-,от-,за-,пере-,до-
2.4. образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида
2.5 Образование относительных прилагательных с суффиксами-- -н-,-ан-,ян-,-енн-.
2.6. Образование сложных слов
Методика по оценке уровня сформированности грамматического строя речи включает в себя диагностический инструментарий.
Диагностический инструментарий состоит из специально подобранного дидактического материала (дидактические игрушки, специально подобранные задания и дидактические игры с использованием информационно- компьютерных технологий)
Учитель-логопед предлагает ребенку поиграть, выполнить задание в соответствии с исследуемыми параметрами. Логопед наблюдает за выполнением задания и выставляет соответствующий балл.
3 балла- ребенок самостоятельно,правильно и быстро выполняет задания.
2 балла- ребенок испытывает затруднения, но самостоятельно находит ошибку и исправляет ее.
1 балл – ребенок ошибается, выявляет ошибку, но самостоятельно не исправляет.
0 баллов – ребенок не выявляет ошибку, помощью логопеда не пользуется, или отказывается от выполнения задания.
Например: Обследование состояния словоизменения, употребление предложно-падежных конструкций с предлогами – в-, -на-,-под-,-за-,-перед-,-около-.
Оценка выполнения:
3 балла – ребенок правильно выполняет все задания.
2 балла—допускает ошибки при употреблении предлогов – перед-, -около-, но выявляет ошибку и исправляет ее.
1балл – допускает множество ошибок, не выявляет их, помощь логопеда не использует.
0 баллов— отказывается от выполнения задания, или допускает ошибки при употреблении предлогов раннего онтогенеза.
Баллы выставляются в протокол, далее выводится среднеарифметический показатель, по этому показателю определяем уровень сформированности словообразования и словоизменения.
Все данные индивидуальных протоколов заносятся в сводную таблицу развития грамматического строя группы.
Анализ полученных результатов позволяет :
• Выявить определенные компоненты грамматического строя речи, которые требуют дополнительной индивидуальной коррекции воздействия.
• Использовать данные при планировании коррекционно-образовательного процесса.
• Помочь в выборе методов, приемов и технологий коррекционного воздействия.
• Углубить и расширить представления об особенностях проявления нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Игры-задания и игровые упражнения для формирования грамматического строя речи.
Игры проводятся в два этапа. На первом этапе дети учатся вслушиваться в речь взрослого, на втором этапе самостоятельно употребляют заданную смысловым вопросом взрослого падежную форму.
Лото «Собери вещи»
Игра «Что я видел на улице»
Предложно-педежные формы имён существительных начинаем отрабатывать с осознания ребёнком беспредложных падежных форм существительных 1-го склонения женского рода с основой на твёрдый согласный.
На этом этапе работы ребё нок продвигается медленно: выбирает форму одного падежа, отрабатываем сначала восприятие, затем употребление на разном лексическом материале, в разных речевых ситуациях.
Как правило, первой отрабатывается форма винительного падежа. Форму именительного падежа отрабатывать, в большенстве случаев, нет необходимости, так как ребёнок, усваивая лексическое значение слова, усваивает его именно через форму именительного падежа.
Словообразование
1. Уменьшительно-ласкательные суф.
2. Увеличительные суф.
3. Образование профессий от глагола
4. Образование профессий от существительного
5. Образование глаголов от прилагательных
6. Название детенышей животных от существительных
7. Предметы посуды от вещества
8. Направление движения с помощью приставок.
9. Прилагательные от существительных
10. Создание однокоренных слов.
11. Образование притяжательных прилагательных
Вывод: Главное состоит в том, что формируя у ребёнка грамматический строй речи, происходит одновременно с расширением и фонематических возможностей, и развития лексики. Именно такой подход позволяет устранить недостатки всех структурных компонентов речи у ребёнка одновременно, что создаёт условия для полноценного развития речевой деятельности.