Анна Шепелина
Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 58»
Методическая разработка
на тему:
Шепелина Анна Владимировна,
воспитатель высшей категории
г Армавир, 2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Титульный лист
2. Содержание
3. Аннотация
4. Введение (пояснительная записка)
5. Основная часть
6. Заключение
7. Список использованной литературы.
АННОТАЦИЯ
Публикация «Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности у детей» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Театрализованная игра является самым доступным для ребенка по овладению диалогической речи, так как игра - ведущий вид деятельности, ребенок в игре познает мир. Театрализация дает возможность раскрепоститься, ликвидировать стеснение, развивает память с помощью драматизации литературных произведений. Словом дает возможность побыть АРТИСТОМ.
В данной работе рассматриваются вопросы по развитию речи у дошкольников через театрализованную игру. Включены различные мероприятия как с дошкольниками, так и с родителями: это драматизация сказки, разнообразная театрализованная деятельность, викторина, игровой тренинг, сюжетная лепка; включены картотеки театрализованных игр, этюдов, мини сценок, загадки, а также перспективный план работы с родителями по данной теме.
Разработка адресована всем любителям театра, конечно педагогам и родителям.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (введение)
Слово – есть первый признак сознательной, разумной жизни. Устная речь всегда имеет большой запас средств, для передачи мыслей и чувств – это мимика, жесты и интонация.
Ушинский К. Д. пишет: «Родное слово объясняет ребёнку природу, как не смог бы объяснить её на свете ни один естествоиспытатель, оно знакомит с характером окружающих их людей, обществом среди которых он живёт».
Связная речь – это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. При нормальном речевом развитии ребёнка существенными характеристиками речи являются значительная протяженность речевых высказываний, связность, логико-смысловая организация. Потому, как ребёнок строит своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Каждый педагог хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту и разнообразие языка, умели пользоваться его богатствами.
«Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он познаёт мир». С. И. Мерзлякова.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Исполняя роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться.
Поэтому участие детей в театрализованных играх будет способствовать полноценному развитию всех сторон связной диалогической и монологической речи, станет основной предпосылкой успешного обучения в школе.
Значительные трудности в овладении навыками грамотной, выразительной и эмоциональной речи у детей обусловлены недостаточно сформированной как звуковой, так и смысловой стороной речи, и проявляются как в диалогах, так и в монологах. Это подтверждает трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления.
В результате целенаправленного использования театрализованных игр на ООД, а также во время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.
Связная речь - это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. При нормальном речевом развитии ребенка 4-5 лет существенными характеристиками речи являются значительная протяженность речевых высказываний, связность, последовательность, логико-смысловая организация.
Большое внимание уделяется формированию у дошкольников навыков самостоятельной развернутой речи. С этой целью их обучают умению составлять рассказы по картинам и их серии, рассказы-описания, пересказы. Кроме того, ставятся задачи по развитию навыка передачи в речи последовательности событий в процессе наблюдения за серией выполняемых действий; составление рассказов с элементами усложнения (добавление эпизодов, изменение начала или конца рассказа и т. п.); составление рассказов по заданной теме.
Основная часть: «Значение театрализованной деятельности
Цель: Культура речевого общения и совершенствование техники речи в театрализованной игре.
Задачи: Обогащать и активизировать словарь детей;
• Развивать грамматический строй речи, предоставлять возможность активного экспериментирования со словами;
• Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
• Развивать интонационную выразительность речи;
• Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами, игрушками;
• Воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам, уверенность в себе;
• Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
С целью развития связной речи дошкольников используются театрализованные игры, которые позволяют заинтересовать воспитанников на занятиях, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. Театрализованные игры представляют собой инсценировку, проигрывание сказок. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом работы. Сказка - это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают строить диалоги, а следовательно, влияют на развитие связной речи. На базе МАДОУ № 58 была организована детская театральная студия «Сказка».
Театр для ребенка - это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка же своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправданно.
Театрализация сказок способствует активному эмоциональному, интеллектуальному развитию, прививает социально-нравственные качества. Театр и сказка учат быть добрыми, чуткими, честными, справедливыми.
Принимая на себя определенную роль, ребенок пытается мимикой, речью и движениями передать настроение своего героя, его характер, особенности поведения. Движения становятся более уверенными, эмоционально яркими, речь - интонационно выразительнее. Инсценировка сказок помогает обучиться творческому рассказыванию, которое играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем мире.
В работе с детьми, всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.
Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.
Ребенок, усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную этническую среду, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности.
Коммуникативные действия в театрализованной игре опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста - игровую. Именно игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка и прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению. Игровая роль - та внешняя опора, которая помогает ребенку управлять своим поведением. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс.
Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного обучения) можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.
Работа над словообразованием включает в себя использование всех выразительных средств, в разных вариациях и интерпретациях, позволяющих детям реализовать свои коммуникативные потребности:
- экспрессивно-мимические (взгляд, улыбка, мимика, выразительные вокализации, выразительные движения тела);
- предметно-действенные (локомоторные и предметные движения, позы).
В театрализованной деятельности активно развивается диалог, как форма социализированной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги идеальные, «правильные», логические, эмоциональные. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образы речи дети используют впоследствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении.
Театрализованная развивающая среда обеспечивает воспитанникам комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста; целенаправленному социально-эмоциональному развитию, формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими, познавательных потребностей.
Заключение (вывод)
В процессе театрализованных игр дети создают образ действием и словами, что дало возможность активно развивать речевую деятельность : артикуляционную моторику, речевое дыхание, правильное звукопроизношение; сценическое мастерство: мимику, пантомимику, движения, жесты.
Благодаря систематическому использованию театрализованных игр, у детей обогатился словарный запас, ребята меньше допускают грамматических ошибок, используя в речи разные типы предложений; самостоятельно могут пересказать небольшой рассказ, более подробно и интересно описывают действия и состояния персонажей. Дети стали выразительнее и с удовольствием пересказывать любимые стихи, используя артистические средства.
Ребята приобрели речевые навыки : пополнился словарный запас, совершенствовался грамматический строй речи. Данная работа способствовала полноценному развитию всех сторон речи : диалогической и монологической, и интонационной выразительности.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализации произведений можно также решить все задачи по формированию культуры общения и совершенствования техники речи у детей, и наряду с основными методами и приемами речевого развития нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Речь детей стала более грамотной, выразительной, эмоциональной, а это поможет быть ребенку общительным, преодолеть застенчивость. Разовьётся
уверенность в своих силах и будет способствовать успешному обучению в школе.
Применение театрализованной деятельности как средства формирования эмоциональной и коммуникативной сферы
детей, оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной речи, воображение, формирование основ образного мышления. Наблюдается значительное повышение речевой активности, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение - побуждение, обращение - вопрос, обращение - сообщение); овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общения; развитие связной, диалогической, монологической речи.
Использованная методическая литература:
1. Александрова, О. В. Разыгрываем сказки / О. В. Александрова // Дошкольное воспитание. - 1998. - №1. - с. 14-16.
2. Баринова, М. Н. О развитии творческих способностей / М. Н. Баринова – СПб. : Нева, 2001.- 240с.
3. Баряева, Л. В. Театрализованные игры - занятия. / - Л. В. Баряева, И. А. Вечканова, Е. Н. Загребаева, А. В. Зарин – М. : ТЦ Сфера, 2009 г. - 256с.
4. Березина, В. Г. Детство творческой личности. / В. Г. Березина, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов, - СПб. : издательство Буковского, 1994. - 236с.
5. Богоявленский, С. К. Московский театр при царях Алексее и Петре. / С. К. Богоявленский, - Санкт-Петербургъ: издание т-ва А. Ф. Марксъ, 1914.- 263с.
6. Богат, В. И. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду)./ В. А. Богат, В. Н. Нюкалов. // Дошкольное воспитание. - 1994. - №1. - С. 31-33.
7. Болотов, В. А. Основные направления информатизации общего образования. / В. А. Болотов. // Вестник образования. - 2003. - № 4. - С. 9-14.
8. Богуславская, З. М. Развивающие игры. / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова - М. : Просвещение, 1991.-83с.
9. Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества. / Н. Ю. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1982. - №11. - С. 8-13.
10. Веракса, Н. Е. Диалектическое мышление и творчество. / Н. Е. Веракса // Вопросы психологии. - 2005. - №4. - С. 18-22.
11. Ветлугина, Н. А, Музыкальное воспитание в детском саду. / Н. А. Ветлугина - М. : Просвещение, 1981. - 231с.
12. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. / - Л. С. Выготский, - Издательство: АСТ, 2008. - 672с.
13. Ендовицкая, Т. В. О развитии творческих способностей. / Т. В. Ендовицкая // Дошкольное воспитание. - 1997. - №12. - С. 12-18.
14. Ефремов, В. И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. / В. И. Ефремов - Пенза: Уникон - ТРИЗ, 1998. - 216с.
15. Заика, Е. В. Комплекс игр для развития воображения. / Е. В. Заика // Вопросы психологии. - 1993. - №2. – С. 3-6.
16. Генов, Г. В. Театр для малышей. / Г. В. Генов - М. : Просвещение, 1968. - 241с.
17. Колодинская, В. И. Информатика и информационные технологии дошколятам. / В. И. Колодинская, - М. : Академия, 2008. - 263с.
18. Караманенко, Т. Н. Кукольный театр - дошкольникам. / Т. Н. Караманенко, Г. Н. Караманенко - М. : Просвещение, 1982. - 117с.
19. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова - М. : Академия, 2001. - 264с.
20. https://www.1urok.ru/categories/19/articles/43961
21. https://педталант. рф/огородникова-в-ю
Перспективный план
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
МЕСЯЦ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
СЕНТЯБРЬ 1. Выпуск буклета «Роль театрализованной деятельности в развитии детей»
2. Выступление на родительском собрании
ОКТЯБРЬ 1. Консультация для родителей на тему: «Театр в жизни ребёнка»
2. Папка-передвижка для родителей «Играем в кукольный театр»
3. Изготовление вязаных игрушек родителями для кукольного настольного театра «Репка»
НОЯБРЬ 1. Наглядная информация для родителей на тему: «Как устроить домашний театр для детей»
2. Показ кукольного театра «Репка» с привлечением родителей
3. Консультация на тему «Театр в детском саду»
ДЕКАБРЬ 1. Совместно с родителями изготовить декорации к сказке «Теремок»
2. Информационная папка «Эмоции. Пластика. Мимика»
3. Конкурс снежных построек
ЯНВАРЬ 1. Информационная папка «Роль художественной литературы в театрализованной деятельности»
2 Приобрести перчатки для изготовления театра
ФЕВРАЛЬ
1. Анкетирование «Насколько театрален ваш ребенок»
2. Спектакль для родителей. Театр рук «Теремок».
3. Консультация на родительском собрании «Театр – наш друг и помощник»
МАРТ 1. Пополнить предметами посуды театральную зону
2. Экскурсия в Муниципальное автономное учреждение «Театр музыки» Литературная викторина для детей и родителей «В гостях у сказки»
3. «Особенности психо-эмоционального развития детей 4-5 лет».
4. Совместное участие детей и родителей в викторине «Что я знаю о театре».
АПРЕЛЬ 1. Консультация для родителей на тему: «Роль художественной литературы в развитии речи детей»
2. Консультация «Ребенок в мире сказок».
МАЙ 1.. Мультимедийная презентация и фотоотчет «Юные актеры»
«Роль театрализованной деятельности в развитии детей»
Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что-то связана игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение [7, с. 4]. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемое событие. Таким образов, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность
(дружба, доброта, честность, смелость и др.). Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость [4, с. 5].
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л. В. Артемова, Л. В. Ворошнина, Л. С. Фурмина и др.). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на
основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д. [1, с. 24].
Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:
— создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
• приобщать детей к театральной культуре;
• обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности;
• создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Я организовываю театрализованную деятельность в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включаю в различные другие занятия (музыкальное, познанию и др.) Одним из основных средств развития личности ребенка, является среда. Причем предметно-развивающая среда не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной его формой самообразования [4, с. 7].
Таким образом, театрализованная деятельность очень увлекает детей моей группы своей яркостью, красочностью, динамикой и разнообразием. Она приобщает детей к театру, а они любят это искусство необычность тех зрелищ, которые развертываются мною или самими детьми, захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир. Театрализованная деятельность не копирование, а творческий процесс создания образов, декораций, пьес. Это деятельность доступна детям с младшего возраста. Мы играем с детьми в театрализованные игры и они доставляют удовольствие, радость, вызывают хорошее настроение. Но не только в этом воспитательные возможности этого вида деятельности. Через такую игру дети получают образец дружбы, правдивости, отзывчивости через положительные персонажи спектакля. Театрализованная деятельность должна занимать важное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, способствовать творческому развитию детей, формированию у них базиса личностной культуры [2, с. 36].
Наш детский сад работает по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, дополняя ее различными современными парциальными программами. Анализируя существующие программы, рекомендованные для работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что сегодня, когда широко и фундаментально решается
проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи стоящие перед нами - педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача
приобщение детей к театрализованной деятельности и развитие творческих способностей детей.
Итак, одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка является театрализованная деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
1. В процесс театрализованной игры дети узнают об окружающем мире.
2. Развиваются психические процессы.
3. Развивается речь.
4. Совершенствуется моторика.
5. Развивается эмоционально-волевая сфера.
6. Происходит коррекция поведения.
7. Развивается чувство коллективизма.
8. Происходит развитие творческих способностей.
ТЕАТР И РОДИТЕЛИ!
Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.
Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных поста.