Виктория Стрельникова
Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие на цветочную поляну» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 248
Методическая разработка
сюжетно-ролевой игры «Путешествие на цветочную поляну»
с детьми старшего дошкольного возраста
Автор:
Стрельникова Виктория Владимировна
г. Екатеринбург
Пояснительная записка.
Публикация «Конспект сюжетно-ролевой игры „Путешествие на цветочную поляну“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Она имеет огромное значение для воспитания и развития ребенка как личности.
Сюжетно-ролевая игра является основным видом игры ребенка дошкольного возраста. Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры также является одной из ее важнейших особенностей. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой и др.) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.
Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте — со стороны смыслов и норм, учится понимать правила и творчески преобразовывать их. Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого. При этом роль педагога в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и пр.
Именно через игру ребенок попадает в мир взрослых, вступает с ними во взаимодействие.
В положениях ФГОС ДО говорится о том, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Одной из задач Стандарта, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
Замечательный педагог и ученый Д. Б. Эльконин говорил: «…игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия…». Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений – одно из важнейших условий развития полноценной игры.
Выдающийся психолог Л. С. Выготский также отмечал, что, хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие.
В организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни дети получают обширные знания об окружающем. Во время игры они учатся самостоятельно применять эти знания в соответствии с ее правилами.
Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются :
Соблюдение правил;
Социальный мотив игр;
Эмоциональное развитие;
Развитие интеллекта дошкольника;
Развитие воображения и творчества;
Развитие речи.
Передо мной, как педагогом детского сада стоит задача – сплотить детский коллектив, научить детей играть. Для многих ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают опыт коллективных отношений и моя задача максимально помочь им в этом. Надо научить ребенка жить общими интересами, подчиняться требованием большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам.
Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.
Содержание игры «Путешествие на цветочную поляну»
Цель: Развивать творческую активность детей в игре, формировать умение развивать сюжет игры. Воспитывать дружеские взаимоотношения детей. Поддерживать интерес и желание играть.
Закрепление знаний о различных цветах и их строении. Учить сравнивать, рисовать цветы. Воспитание интереса и любви к природе.
Атрибуты для игры.
Руль, стулья, крупный напольный конструктор, деньги, билеты. Костюмы: «Водитель», «Кондуктор», «Фея цветов» и «Бабочка», шапочки-цветы для игры на каждого игрока, музыкальное сопровождение (голоса певчих птиц, песенка о лете). Угощение.
Подготовка к игре.
Изготовление совместно с родителями костюмов для игры.
Рассматривание иллюстраций по теме «Травы и цветы на полянке».
Рисование, аппликация по теме «Цветы». Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Шофер», Рассказ С Вангели «Подснежники». Чтение сказок, рассказов, стихов и загадок о цветах. Беседы с детьми о первоцветах и т д.
Игровые роли.
Водитель автобуса, Фея цветов, бабочка, гости цветочной поляны.
Ход игры.
Воспитатель: Все сюда скорей спешите,
И друзей с собой зовите.
Здесь не станем мы скучать,
Дружно будем все играть.
Загадаю вам загадки,
А от вас я жду отгадки.
Отгадали – не молчите,
А ответ быстрей скажите.
/Читает загадки о цветах. / (Приложение №1)
Воспитатель: А вы хотите оказаться на сказочной цветочной поляне?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Давайте мы с вами поедем на встречу с ними. А на чем можно путешествовать?
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня нам будет удобно совершить путешествие на автобусе.
А если мы поедем на автобусе, то как нас можно назвать?
Дети: Пассажиры.
Воспитатель: Ребята, назовите профессию человека, который управляет автобусом.
Дети: Водитель.
Воспитатель: А каким должен быть водитель?
Дети: Внимательным, осторожным. Он должен знать и выполнять правила дорожного движения.
Воспитатель: Я предлагаю дать роль водителя Тимуру. Думаю, что он справится.
/Водитель занимает место за рулем. /
А кто еще, кроме водителя работает в автобусе?
Дети: Кондуктор.
Воспитатель: А что он делает?
Дети: Продает билеты пассажирам.
Воспитатель: Кондуктором у нас будет Артем. Он ответственный и аккуратный.
/Кондуктор занимает свое место в автобусе. У него кондукторская сумка с билетами/.
Воспитатель: В автобусе нас уже ждут водитель и кондуктор. Но прежде, чем мы отправимся в путь, давайте вспомним правила поведения для пассажиров, которые надо выполнять.
Дети: Пассажиры заходят в заднюю дверь, а выходят через переднюю. Мальчики пропускают девочек вперед.
/Дети заходят в автобус и садятся на места/.
Водитель: Осторожно, двери закрываются.
Кондуктор: Уважаемые пассажиры! Оплачивайте, пожалуйста, свой проезд.
/Кондуктор продает билеты пассажирам/.
Во время поездки дети поют песенку про автобус.
(Приложение № 2)
Воспитатель: До полянки путь неблизкий. Чтобы ехать не устать, можно нам и поиграть.
Остановка «Поиграй – ка».
Проводится игра на знание правил дорожного движения «Да или нет».
(Приложение № 3)
Физкультминутка «Если нравится тебе…»
(Приложение № 4)
Воспитатель: В путь – дорогу нам пора. Пассажиры, на места!
/Дети возвращаются в автобус/.
Водитель: Осторожно, двери закрываются.
/Дети поют песенку про автобус/.
Воспитатель: Ехали мы, ехали и вот уже приехали. Остановка «Цветочная поляна». Вы хотите на сказочную поляну?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: тогда все идем на поляну.
/Пассажиры выходят из автобуса и идут на поляну. Здесь их встречает «Фея цветов».
Фея: Здравствуйте ребята! Вы попали на мою сказочную цветочную поляну.
А если вы выполните все мои задания, вы сможете понимать речь бабочек.
Ну, что вы готовы к моим заданиям?
Дети: Да, готовы!
Фея: Вот мое первое задание.
Перед вами моя коллекция цветов, скажите пожалуйста как они называются? (5-6 картинок уже известных цветов).
Молодцы! Все отгадали правильно.
Вот мое второе задание.
Посмотрите на эту полянку. Злой колдун заколдовал мои цветы и у них перепутались стебли и бутоны. Ваша задача найти и правильно совместить бутон цветка с нужным стеблем. Справитесь?
Дети: Да!
Фея: Вы необыкновенно умные и добрые ребята. Вы справились с этим сложным заданием. Спасибо вам большое!
Я вам предлагаю немного размяться и взбодриться.
Физкультминутка «Видишь, бабочка летает»
(Приложение № 5)
Фея: Вы все такие дружные и веселые. Ребята давайте после динамичной паузы немного отдохнем. Присаживайтесь на моей полянке. Посмотрите, кто к нам прилетел?
Дети: Это бабочка!
Бабочка: Здравствуйте ребята! Я не так давно прилетала на эту цветочную полянку, тут был такой беспорядок. Все цветочки были перепутаны, это так расстраивало всех жителей этой сказочной полянки. А сейчас совсем другое дело. Что произошло?
Фея: Эти замечательные ребята постарались и сделали нашу полянку опять такой же прекрасной, как и раньше.
Бабочка: Спасибо вам ребята! Скажите, а вы меня узнали?
Дети: Да! Ты бабочка!
Бабочка: А знаете ли вы какую пользу я приношу в природе?
К бабочкам надо относиться бережно. Нельзя их ловить, убивать. многие бабочки уже занесены в Красную книгу. Конечно, есть гусеницы и бабочки, которые наносят вред сельскому хозяйству. Например, гусеницы капустницы - снижают урожаи капусты и яблок. Но огромное число бабочек либо нейтральны, либо полезны и их надо охранять. Люди, например, пользуются тканями натурального шелка из коконов, которые плетут гусеницы тутового шелкопряда. Велико значение бабочек как опылителей. Бабочек надо охранять еще и потому, что они очень красивые и являются украшением полей, лугов и лесов.
Мой рассказ о пользе бабочек для вас был интересен?
Дети: Да!
Бабочка: А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Собери букет».
(Приложение № 4)
Фея: Вы все сегодня были молодцы, справились со всеми нашими заданиями, и мы с Бабочкой хотим вас отблагодарить. Примите наши угощения. А нам пора прощаться с вами. До скорых встреч на цветочных полянках!
Дети: Спасибо! До свидания!
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться в детский сад.
/Дети заходят в автобус и садятся на места/.
Водитель: Осторожно, двери закрываются.
Дети возвращаются на автобусе в детский сад. Во время поездки поют песенку про автобус.
Воспитатель: Дорогие ребята, наше путешествие подошло к концу. Мы с вами вернулись в детский сад. Понравилась ли вам наша поездка? Расскажите о том, что вам особенно понравилось и запомнилось.
(Приложение № 1)
Загадки о цветах.
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)
Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка)
Пышный куст в саду расцвел,
Привлекая ос и пчел.
Весь в больших цветах махровых -
Белых, розовых, бордовых!
(Пион)
Белые горошки
На зелёной ножке.
(Ландыш)
Я шариком пушистым белею в поле чистом,
а дунул ветерок - остался стебелек.
(Одуванчик)
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
(Колокольчик)
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми.
(Гвоздиками)
В поле у овражка
Красненькая кашка.
(Клевер)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)
Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож.
(Тюльпан)
(Приложение №2)
Песенка «Автобус».
Покататься захотели,
И в большой автобус сели.
Мы сидим, не шалим.
И в окошечки глядим.
Это Ваня – наш шофер.
Заведет сейчас мотор.
И покатится легко,
Наш автобус далеко.
По дороге, словно птица,
Наш автобус быстро мчится.
Едем, едем мы легко,
Едем, едем далеко.
Би – би – би – би – би.
(Приложение № 3)
Игра «Да или нет».
Описание игры : Дети внимательно слушают педагога. В том случае, если они согласны с утверждением педагога, то отвечают «да». Если высказывание неверно, то отвечают «нет».
1. Автобус, троллейбус, трамвай – это транспорт.
2. Дорога, по которой движется транспорт, называется тротуар.
3. Дорога, по которой движется транспорт, называется проезжая часть.
4. На проезжей части дороги можно играть детям.
5. Люди, идущие по тротуару, называются пешеходы.
6. Пешеходы переходят дорогу на зеленый сигнал светофора и т. д.
(Приложение № 4)
Физкультминутка «Если нравится тебе…»
Дети выполняют движения, которые им показывает ведущий – движения могут быть любые. Ведущий (ребенок) может меняться.
Если нравится тебе, то делай так (показывает движение)
Если нравится тебе, то делай так (показывает движение)
Если нравится тебе, ты другому покажи
Если нравится тебе, то делай так (показывает движение).
(Приложение № 5)
Физкультминутка «Видишь, бабочка летает»
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать - не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц. (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
Аннотация
к сюжетно - ролевой игре «Путешествие на цветочную поляну»
Эта методическая разработка – является авторской, построена в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
Принцип непрерывности (сюжетно ролевая игра была построена на основе предыдущей деятельности и совместных действий воспитателя и детей);
Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);
Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);
Принцип психологической комфортности.
Цель: Воспитание интереса и любви к природе.
Задачи: Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о цветах. Использовать игру для формирования разнообразных интересов и способностей детей. Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, их социальную значимость. Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре. Продолжать работу по обогащению обществоведческого словаря детей. Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания товарищей. Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей. Для достижения цели были использованы такие методы и приё мы:
словесный метод (рассказ воспитателя, стихотворение, загадки);
наглядный метод (иллюстрации);
приём эмоциональной заинтересованности;
игровой приём;
использование проблемных ситуаций.
Решение задач осуществляется по следующим образовательным областям:
«Социально-коммуникативное развитие»;
«Познавательное развитие»;
«Речевое развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие»;
«Физическое развитие».