Валентина Максимова
Сюжетно-ролевая игра «Ателье»
▼ Скачать
Методическая разработка Сюжетно-ролевая игра «Ателье»
Задачи: через сюжетно-ролевые игры «Ателье», представленные в методической разработке, расширять у детей представления о профессиях людей, которые работают в «Ателье; формировать умение у детей взаимодействовать по ходу игры, осуществлять замысел, распределять роли, планировать, подбирать атрибуты и правильно пользоваться ими, оборудовать место игры; активизировать словарный запас;
Публикация «Сюжетно-ролевая игра „Ателье“» размещена в разделах
- Ателье, дом моды. Сюжетно-ролевая игра
- Ателье. Профессии портного, швеи, модельера
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
развивать воображение, мышление, творческие способности, любознательность, наблюдательность; вызвать интерес и желание играть в «Ателье», учить передавать диалог персонажей по ролям; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, культуру общения, навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательность, уважение друг к другу и к окружающим, уважение к труду взрослых.
Сюжетно - ролевая игра имеет важное значение для развития ребенка. Это свободная эмоциональная деятельность, которая всегда приносит удовольствие. С другой стороны – это школа произвольного поведения. Именно в этой игре ребенок начинает подчинять свои действия правилам и вести себя так, как принято, как положено в обществе.
Современная сюжетно-ролевая игра строится на сюжетах реальной жизни XXI века. Детское сознание впитывающее: в памяти откладываются места, которые посетил ребёнок, как в них принято вести себя взрослым, какие роли они выполняют в функционировании различных предприятий. Меняется мир взрослых, об устройстве современного общества и новых профессиях дети узнают, в том числе, из телевизионных передач. Расширяется тематика детских игр, появляются новые атрибуты. И можно наблюдать, как дети играют в «Салон красоты», «Дизайн-студию», «Модельное агентство», «Ателье пошива модной одежды», «Дом моды», «Маникюрный салон».
Чтобы дошкольники могли играть в сюжетно-ролевые игры, они должны получить знания о многообразии профессий в современном мире. На основе представлений о трудовых обязанностях, содержании труда, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат труда. С этой целью, воспитатель знакомит детей с людьми разных профессий. Это позволяет расширить познавательное пространство детей.
Грамотная организация игровой деятельности в детском саду способствует развитию личностных качеств воспитанников. В сюжетно-ролевых играх дети расширяют представления о взаимоотношениях взрослых, формируют первичные профессиональные компетенции, проникаются уважением к труду человека. Дети проявляют инициативность в разработке сюжетов на повседневные и фантастические темы, раскрывают творческий потенциал, перевоплощаясь в назначенную роль.
Методика организации сюжетно-ролевых игр
Воспитатель выявляет личные интересы детей и способность самостоятельного продумывания сюжета. С учётом полученных данных он приступает к организации сюжетно-ролевой игры в группе.
Выбор темы игры, составление примерного плана игры с возможными вариантами сюжета.
Подготовка игровой среды: предметы мебели, игровые атрибуты и заменители, детали костюмов, материалы для самостоятельного изготовления предметов по замыслу.
Создание мотивации и начало игры: воспитатель создаёт игровую или проблемную ситуацию.
Проведение краткой беседы по теме игры.
Руководство к игре (для младших дошкольников - прямое, для ребят постарше – косвенное) : распределение ролей, обозначение примерного сюжета.
Поддержание игровой ситуации: контроль за эмоциональным состоянием всех участников игры, подсказки для обогащения сюжета, подбадривание.
Приемы руководства сюжетно - ролевых игр
Задачи Методы и приемы
1. Расширять представления детей об окружающей жизни. Обогащать знания детей об окружающей жизни. - Рассматривание иллюстраций, фотографий.
- Просмотр видеоматериалов.
- Рассказ воспитателя.
- Чтение художественной литературы.
- Беседа.
- Отгадывание загадок
2. Изучать интересы детей, их любимые игры - Наблюдение за игровыми объединениями детей.
- Рисование на тему «Мои любимые игрушки».
- Беседы на тему «Любимые игры»,
«Мои друзья» и др.
- Составление детьми рассказа на тему «Я в детском саду»
3. Создавать «материальную основу» для игры. Обогащать предметно-развивающую среду для сюжетно-ролевой игры - Рассматривание предметов, игрушек, предметов-заместителей.
- Рассказ воспитателя о предметах.
- Беседа об использовании предметов, игрушек.
- Беседа о хранении и размещении игрушек.
-Изготовление детьми предметов-заместителей, игрушек-самоделок, поделок.
-Внесение новых игрушек и предметов
4. Оказывать влияние на содержание игры, взаимоотношения детей в игре. Формировать положительные взаимоотношения детей в игре. Развивать творческие способности детей. - Предложение темы игры, новых сюжетов.
- Обсуждение игрового сюжета.
- Создание игровой воображаемой ситуации.
- Создание игровой обстановки.
-Разработка плана игры.
-Участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры.
- Распределение ролей.
- Ролевое участие в игре.
5. Формировать специфические игровые умения. -Показ игровых действий с игрушками, предметами, предметами-заместителями.
- Употребление условной игровой терминологии.
- Разыгрывание игрового эпизода
-Показ развертывания ролевого взаимодействия, перехода от одной роли к другой
Практическая часть
Сговор на игру
Как вы думаете, мы с вами можем сами открыть ателье и подготовиться к празднику, сшить себе замечательные наряды?
Кто работает в ателье? Что нужно для открытия ателье?
Люди каких профессий работают в ателье? Ведь просто сшить одежду не достаточно, она должна быть красивой и нравится нам. Тем более нам нужен праздничный наряд.
Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы наша продукция (одежда) стала еще красивее, и каждый заказчик остался довольным? Ведь мы с вами готовим праздничный наряд и одежда должна быть очень красивой. Посмотрите, какие красивые ткани поступила в наш магазин тканей.
Воспитатель демонстрирует детям виды тканей (предлагает внимательно рассмотреть, пощупать, рассмотреть узоры и фактуру). Дети подбирают разные виды тканей для изготовления праздничной одежды (отдают предпочтение ярким узорам).
Обогащение детей представлениями по теме игры
в активной деятельности
Цель. Расширять и закреплять знания детей о работе в швейном ателье.
Задачи.
1. Формировать представление о том, что каждая вещь, сшитая в ателье - это результат совместного труда небольшой бригады, в которой у каждого свои обязанности, все работают вместе для того, чтобы сшить хорошую красивую одежду.
2. Дать знания о процессе изготовления одежды, свойствах материала из которых сшита, практичность.
3. Закреплять представления о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов одежды.
4. Закреплять знания детей о том, что людям помогают в работе предметы - орудия труда, облегчающие труд человека.
5. Воспитывать уважение к труду работников ателье, их пользу человечества.
6. Дать предоставление об их профессиональных и личностных качествах.
7. Расширять предоставление о видах, свойствах и качествах ткани.
Содержание деятельности.
1. Экскурсия в швейное ателье (родители совместно с детьми посещают ателье) : ознакомление со зданием, с назначением его основных помещений, их оборудованием и предметами труда, с содержанием деятельности его сотрудников.
2. Экскурсия с родителями в магазин «Одежда» и «Ткани» : обобщение представления детей об одежде, о материале, из которых она сделана.
3. Встреча с интересными людьми - пригласить маму, работающую в ателье, с целью рассказа о своей профессии (в чем состоит работа закройщицы; необычный заказ; забавные смешные случаи; придирчивый заказчик; как она поступала).
4. Рассматривание иллюстраций, журналов мод, видео с модными показами (с целью развивать умение выделять фасоны одежды, цвет, отличительные особенности, оригинальность).
5. Экспериментирование «Мир тканей» ( цель: закрепить знание детей в названии тканей, учить сравнивать ткани по их свойствам).
6. Беседы с детьми: «Зачем нужны швейные ателье?» ( цель: понимать значимость профессии в жизни людей, воспитывать уважение к результатам труда, «Из чего шьют одежду?», «Как появляется одежда?», «Какие качества необходимы работнику ателье?».
7. Чтение художественной литературы: ( цель: расширять знания детей о мире профессий, воспитывать уважение к труду).
Дидактические игры
«Кому что нужно» (закрепить знания об орудиях труда работников швейного ателье, их использование, бережное отношение к ним); «Подбери ткань к одежде»; «Модницы куклы»; «Четвёртый лишний» (группировать предметы по определенному признаку и выделять лишний предмет); «Назови детали одежды» (фасон; воспитывать культуру общения); «Разложи одежду по сезону»; «Одежда для всей семьи»; «Из чего сшить вещи?» (закреплять знания о свойствах материала из которого они сшиты); «Кто что делает» (закрепить знания детей о действиях, выполняемых представителей разных профессий); «Исправь ошибку» (развивать умение находить ошибки в картинках по теме); «Маршрут труда» (с целью закрепления знания о последовательности трудовых действий); «Чья одежда».
Словесные игры
«Разговор по телефону» (формирование культуры общения по телефону).
Дидактическое упражнение «Что будет, если… (назначения одежды, уметь выстраивать цепь событий, формировать осознанное отношение к использованию человеком одежды).
Настольные игры. «Ткани», «Профессии».
Речевая игра с мячом. «Назови профессию».
Ситуативный разговор «Какая профессия важнее?»
Игра – имитация. «Угадай, кем я работаю» (определение профессии, формировать умение имитировать деятельность людей, закреплять знания профессий).
Педагогические ситуации: «Кто нам шьет костюмы к празднику в д/с?», «Зачем человек трудится?», «Для чего нужны ткани?»
Игровая ситуация: «Волшебный мешочек», «Королева подиума» (развитие актёрских способностей, учить детей демонстрировать одежду на подиуме).
Создание и обогащение развивающей предметно-игровой среды
Цель. Расширять представление детей об атрибутах к игре, способствовать развитию творческих способностей и эстетическому вкусу, воспитывать устойчивый интерес к обучению чему - то новому.
Задачи.
1. Продолжать знакомить детей с назначением игрового материала (сантиметровая лента, лекало, выкройка, швейная машина).
2. Учить подбирать атрибуты, предметы, игрушки для реализации игровых замыслов.
3. Закреплять знания о работников швейного ателье, обогащать словарный запас.
Содержание деятельности:
Подборка открыток иллюстраций с инструментами, одеждой, предметами профессии ателье;
Изготовление атрибутов для сюжетно - ролевой игры «Швейное ателье» с привлечением родителей: витрина, гладильная доска, утюги, набор пуговиц, ниток, сантиметровая лента, ножницы, карандаш, блокнот, лекала (выкройки, стол для раскроя, зеркало, швейные машины, фартуки для швеи, квитанция;
Альбомы с видами тканей, альбом «Одежда людей разных профессий», альбом «Модной одежды», альбом «Одежда от прошлого до настоящего»;
Изготовление дидактических игр совместно с воспитателем «Одежда для всей семьи», «Чья одежда» ( цель: формировать у детей навыки ручного труда, учить планировать свою деятельность, способствовать развитию эстетического вкуса, расширять словарный запас по теме);
Книжки-раскраски, трафареты на тему: профессия, одежда, инструменты ( цель: развивать зрительное восприятие внимание, закреплять представления о профессии);
Работа в книжном уголке - вместе с детьми, родителями, подобрать и пополнить произведениями по теме;
Совместное изготовление атрибутов для сюжетно ролевой игры «Швейное ателье» ( цель: учить детей работать с бумагой, пользоваться правильно ножницами, расширять значение детей об атрибутах к игре);
Подборка детских песен о профессиях (по выбору музыкального руководителя);
Обводка, штриховка, вырезание силуэтов одежды;
Создать «Уголок ряженья».
Красивая ткань - трафареты одежды ( цель: придумать фасон и расцветку ткани; развивать творчество).
Вырезанные из картона большие и маленькие куклы.
Набор магнитных картинок с изображением одежды.
Силуэты разной одежды образцы ткани.
Кукольная одежда (различной принадлежности мужская и женская, детская на демонстрационных вешалках).
Картинки с разными сезонами и картинки одежды к игре «Разложи-ка одежду по сезону».
Образцы тканей разной структуры для игры «Подбери ткань к одежде».
Подборка журналов мод, о шитье, рукоделии с участием родителей.
Активизация проблемного общения взрослого с детьми
Цель: Обогащать содержание игры через создание проблемных ситуаций, развивать творческое воображение, ролевое взаимодействие, закреплять навыки общественного поведения, воспитывать интерес и уважение к труду работников ателье.
Задачи: Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры и подбирать недостающие для игры предметы.
Развивать умение отражать в игре специфику разных профессий. Формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих, содействовать обогащению игры новыми решениями, стимулировать творческую активность детей.
Содержание деятельности:
Проблемные ситуации:
Срочный заказ, а закройщица заболела.
Старшая сестра оканчивает школу, ей нужно нарядное платье для выпускного бала.
Мама купила ткань, но закройщица сказала, что ткани не хватит на понравившийся фасон. Как быть?
Блузка была уже сшита, но гладильщица по неосторожности сожгла воротник.
«Пошив одежды по спецзаказу» (рабочая одежда, школьная форма).
Сломалась швейная машина.
Игровые ситуации:
дошить предыдущий заказ…
погладить ткань и сложить…
Предложения. Включить предметы-заместители - швейная машина, сантиметровая лента, лекало, сотовый телефон и т. д.
Предложить обыграть. «Звонок в ателье» (с целью развития диалогической речи, формирования культуру общения по телефону, учить вести диалог в роли заказчика и работника ателье).
ООД по окружающему миру в средней группе на тему «Ателье мод»
Учить называть профессии людей, которые изготавливают одежду, работают в «Ателье мод» - модельер, закройщица, швея, гладильщица, приемщик, продавец ткани.
Учить называть оборудование и инструменты (швейная машина электрическая, утюг, гладильная доска, сантиметровая лента, выкройка, ткань, игла, мел, стол закройщицы, английские иголки, манекен, пуговицы, катушки ниток, ножницы и т. д.).
Развивать память, внимание, мелкую моторику, диалогическую речь, пополнять словарный запас (дизайнер одежды, модельер, закройщик).
Воспитывать уважение к работникам ателье-мод, расширять представление о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого.
Рассматривание альбома «Ткани».
Познакомить с названиями некоторых деталей одежды, отделками; оборки, кружевные вставки, воротники разной формы.
ООД по развитию речи в средней группе на тему «Подбери наряд»
Развивать познавательную активность детей в процессе общения.
Учить детей различать наощупь разные материалы учитывая цвет и фактуру, сравнивать, группировать и классифицировать, отбирать по этому признаку наряд для кукол, подбирать стиль к особенностям фигуры куклы.
Упражнять в запоминании названий ткани. Обогащать словарный запас; продолжать учить образовывать прилагательные от существительных.
ООД по изобразительной деятельности рисование в средней группе на тему «Украсим фартук для куклы»
Учить детей составлять узор; закрепить приём примакивания, мазки, линии, точки, кружки и другие знакомые элементы, развивать цветовое и эстетическое восприятие.
Воспитывать самостоятельное творчество. Активизировать речь детей.
ООД по изобразительной деятельности аппликация в средней группе
на тему: «Украшение фартука
Учить составлять узор на фартуке, заполняя элементами по своему замыслу.
Учить разрезать геометрические фигуры пополам, предварительно сложив их; правильно держать ножницы и правильно действовать ими.
Развивать чувство композиции. Закреплять прием аккуратного наклеивания деталей.
Подводить к эстетической оценке работ.
Перечень используемого оборудования и материалов для сюжетно-ролевых игр «Ателье»
Швейные инструменты: катушки ниток, сантиметровая лента, линейка портного, мелки, журналы мод, гладильная доска, образцы ткани, лекало, выкройки ткани, утюг, макеты бумажных кукол, куклы разные, детская швейная машинка. ( Учить называть оборудование и инструменты: швейная машина, утюг, гладильная доска, сантиметровая лента, выкройка, ткань, мел, стол закройщицы, манекен, пуговицы, катушки ниток, ножницы и т. д.
Иллюстрации с изображением «Ателье», катушки с нитками, наперсток, сантиметровая лента, ножницы, картинки с изображением моделей одежды, коллекция разных тканей.
Результативность
Созданная предметно-пространственная среда в группе позволяет эффективно организовывать и проводить сюжетно-ролевую игру с использованием современных форм и технологий.
В результате проведенной работы дети научились играть в игру по правилам, называть профессии людей, работающих в «Ателье», научились самостоятельно придумывать узоры, эскизы, украшать одежду. Пополнился словарный запас детей словами, обозначающими оборудование, инструменты, название профессий. Развилась связная речь, грамматический строй речи, творческая активность детей.
Дети стали доброжелательнее друг к другу, повысилась культура поведения.
Дети осуществляют замысел игры, распределяют роли, подбирают атрибуты, предметы-заместители, связывают сюжет игры с другими сюжетно-ролевыми играми.
Расширение тематики игры, углубление их содержания приводят к изменению формы и структуры игры. В игре выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, изготовление игрушек-самоделок совместно с воспитателем. Постепенно в процессе договоренности дети начинают намечать общую линию развития сюжета игры - это уже элементарное планирование. У детей возникает потребность обсуждать сюжет, распределять роли, исходя из интересов всех играющих. Сговор требует многих организаторских умений, знания возможностей друг друга, поэтому сговариваться начинают раньше дети, которые чаще всего играют вместе. Во многих случаях в подготовительный период дети готовят игровую обстановку - подбирают игрушки, сооружают постройки и т. д.
4. Заключение
В процессе проводимой работы можно отметить, что сюжетно-ролевые игры оказывают положительное влияние на игровую деятельность детей. Дети стали более доброжелательнее, повысилась культура поведения и общения. Дети научились опрятности, стали бережнее относится к своим вещам, одежде, внешнему виду.
Сюжетно-ролевые игры «Ателье» позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Она имеет большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем.
Таким образом, основной целью развития сюжетно - ролевых игр является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.