Прищепа Ольга Александровна
Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка на тему:
«Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях»
Введение
Одним из главных показателей качества дошкольного образования в настоящее время является развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.
Публикация «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) рассматривается как часть развивающей образовательной среды дошкольной образовательной организации (далее – ДОО, которая, согласно ФГОС ДО, должна:
- гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей:
- обеспечивать эмоциональное благополучие детей;
- способствовать профессиональному развитию педагогических работников;
- создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивать открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
В настоящее время в педагогике и психологии существует целый ряд подходов к вопросу построения образовательной среды. Само понятие образовательной среды (и производные от него) разрабатывается на протяжении последних десятилетий рядом ученых как в нашей стране, так и за рубежом. В частности, философские аспекты понятия «образовательная среда», приемы и технологии ее проектирования освещены в работах В. И. Слободчикова, В. А. Петровского, Н. Б. Крыловой, М. М. Князевой и др. В ряде работ (О. С. Газман, М. В. Кларин, И. Д. Фрумин, В. А. Ясвин и др.) рассматриваются вопросы конструирования образовательной среды применительно к практике обучения и воспитания. Уделяется внимание данному вопросу и в трудах основоположников систем развивающего обучения : В. В. Давыдова, Б. Д. Эльконина, В. В. Рубцова, В. И. Панова и др.
Под образовательной средой исследователями (А. А. Веряев, В. А. Козырев, И. К. Шалаев, В. А. Ясвин) понимается функционирование конкретного учреждения образования. Данные исследователи рассматривают образовательную среду как совокупность материальных факторов (материально-техническая база, программно-методическое обеспечение); пространственно-предметных факторов (предметно-развивающая среда); социальных компонентов (социальное окружение); межличностных отношений (взаимодействие участников педагогического процесса). Эти факторы взаимосвязаны, они дополняют друг друга и влияют на участников образовательных отношений.
Таким образом, образовательная среда учреждения может быть рассмотрена как совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в учреждении.
РППС, создаваемая в дошкольных образовательных организациях в соответствии с требованиям ФГОС ДО, представляет собой не только совокупность пространственных и предметных «единиц», окружающих ребенка, но также способы функционирования этих «единиц» в целостной образовательной среде дошкольной организации. РППС, обладающая высоким развивающим потенциалом, дает педагогам возможность обеспечить поддержку индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, способствует развитию детских видов деятельности, самостоятельности и инициативности дошкольников.
В каждой образовательной организации РППС должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Проблема и актуальность:
Создание подобной развивающей предметно-пространственной среды является сегодня актуальной задачей для практических работников детских садов вне зависимости от своеобразия, территориального расположения учреждения, уровня включенности объектов внешней среды в функционировании различных структур ДОО.
На основе анализа современных исследований, разработок и педагогической практики, не претендуя на полноту, мы выделилиряд проблем в организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада.
Сохранение и иногда доминирование традиционного или формального (девиз "Куплено – красиво оформлено – расставлено") подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Причиной этого зачастую является непонимание педагогами возможностей РППС в активизации разнообразной детской деятельности. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.
Некоторая стихийность (иногда одна направленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению (например, художественной деятельности, краеведению и т. п.).
Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании, что может привести к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметов народных промыслов, "устаревших" игрушек, дидактических игр – коллекций, составленных за время работы) или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов).
Непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, а как механической суммы зон и уголков, что дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков утомляемости.
Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.
Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов, аляповатого цветового решения, ярких негармоничных цветовых доминант, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такого рода среды.
Неумение педагогов активизировать деятельность детей по освоению РППС.
Непонимание изменения пространства современного ребенка. Появление новых игрушек и пособий (конструктора "Лего", трансформеров, коллекционных кукол, технических приспособлений и компьютерных приложений (электронных и роботизированных игрушек, компьютерных игр, а также изменение способов представления информации в средствах масс-медиа создают принципиально отличную от традиционной и характерной для прошлых лет среду. Виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников.
Необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры, вызывающее их на самостоятельность ее использование и проявление инициативы.
Кроме того, в Профессиональном стандарте педагога определены характеристики деятельности успешного профессионала, а именно готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений. Система профессионально-педагогических способностей педагогов ДОУ в отношении формирования РППС предполагает :
- Способность исследования - анализ РППС в группе в соответствии с ФГОС ДО, анализ освоения детьми РППС группы (самостоятельность и инициативность детей).
- Способность проектирования - разработка проекта РППС в группе, проектирование совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной деятельности детей на основе изменения ПРС.
- Способность исполнения - создание РППС в группе в соответствии с ФГОС, поддержка самостоятельности и инициативыдетей через освоение РППС, организация совместной деятельности взрослого с детьми на основе РППС.
- Способность коммуникации - использование ПРС для развития социально-коммуникативных качеств личности, распространение, обобщение опыта работы.
- Способность рефлексии - самооценка влияния развивающей среды группы на социальную ситуацию развития детей.
В связи с этим была поставлена цель, выделены задачи создания РППС в ДОУ в современных условиях, определены объект, предмет, гипотеза исследования.
Цель исследования: провести исследование особенностей проектирования развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в современных условиях.
Объект исследования – развивающая предметно-пространственная ДОУ.
Предмет исследования – проектирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в современных условиях.
Гипотеза исследования.
Качественное проектирование развивающей предметно-пространственной среды будет способствовать успешному созданию развивающей предметно-пространственной среды, которая будет оказывать благоприятное влияние на развитие дошкольников, а именно на проявление у дошкольников инициативы и самостоятельности. В свою очередь процесс эффективной организации проектирования развивающей предметно-пространственной среды обеспечивается реализацией разработанных нами моделей, которые:
позволяют формировать пространство групп и выстраивать работу воспитателя по основным направлениям с учётом специфики дошкольного детства и возможностями реализации образовательных областей;
способствуют формированию самостоятельности и инициативы у дошкольников;
повышают эффективность образовательной деятельности.
С учетом цели и гипотезы исследования определены следующие задачи :
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме исследования, выявить и определить сущность и структуру понятия «развивающая предметно-пространственная среда».
2. Проанализировать международный опыт проектирования среды дошкольного образования.
3. Разработать, апробировать и представить описание алгоритма проектирования РППС в ДОУ в современных условиях.
4. Разработать и апробировать модели организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающие эффективное развитие детей дошкольного возраста.
5. Оценить влияние современной развивающей предметно-пространственной среды на формирование инициативы и самостоятельности дошкольников подготовительного возраста.
Теоретическая значимость исследования: анализ психолого-педагогической и методологической литературы, опыта работы других дошкольных образовательных учреждений, в том числе международных практик, по вопросам формирования развивающей предметно-пространственной среды.
Практическая значимость исследования: сконструированы и апробированы модели организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующие эффективному развитию детей дошкольного возраста; предложен алгоритм проектирования РППС, ряд форм и методов проектирования развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей эффективное развитие детей; проведена экспериментальная оценка влияния современной развивающей предметно-пространственной среды на формирование инициативы и самостоятельности дошкольников подготовительного возраста.
Теоретический аспект
Среда как многокомпонентное явление - предмет изучение философов, педагогов, психологов, экологов и других специалистов. Исследования предметной среды ведутся уже давно. «Среда» является продуктом деятельности человека и поддаётся целенаправленному формированию.
Относительно сферы дошкольного воспитания чаще всего применяют термин «развивающая среда». «Предметная развивающая среда» - это система материальных объектов деятельности ребенка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств.
С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др, развивающая среда - это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
«Развивающая среда» (Н. А. Ветлугина, В. А. Петровский, О. А. Радионова и др.) затрагивает все стороны личности ребенка - его эмоции, чувства, волю и требует от него работы мысли и воображения, то есть становится для ребенка средой развития, с которой он вступает в действенную связь.
В 80-е годы в центре «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца учеными под руководством С. Л. Новоселовой была разработана концепция развивающей предметной среды.
Исходное требование к предметной среде, как отмечает С. Л. Новоселова, - ее развивающий характер.
Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В. А. Петровского (1993г.). Авторы Концепции, определяют предметно-развивающую среду как организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.
В 2011 году «ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (Приказ МО РФ от 20.07.2011 №2151) определили группу требований к организации РППС.
ФГОС ДО определяет РППС как часть образовательной среды, представленную специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, уч та особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)». Для реализации ключевых функций РППС: образовательной, развивающей, воспитательной, стимулирующей, - среда должна быть :
- содержательно-насыщенной,
- трансформируемой,
- полифункциональной,
- вариативной,
- доступной,
- безопасной.
Последние десятилетия характеризуются значительным вниманием мирового сообщества к проблеме обеспечения детей младшего возраста качественными образовательными услугами и программами. При этом одним из ключевых факторов качественных услуг для детей дошкольного возраста признается качество образовательной, а в ее совокупности и предметно-пространственной среды. Среда выступает критерием в международных стандартах и инструментах оценки качества дошкольного образования.
Обращает на себя внимание и продуманное стилевое оформление групповых комнат и других помещений детских садов. Помимо физиологических и психологических особенностей дошкольного возраста свой отпечаток на развивающую среду накладывает специфика образовательной программы (педагогической системы, подхода). Например, система Марии Монтессори, в основу РППС для детей дошкольного возраста входит исторически сложившийся комплект дидактических материалов, разработанных Марией Монтессори и ее последователями. Или РППС в программе «StepbyStep» («Сообщество», где основой проектирования образовательной среды для реализации программы является «стандарт качества», включающий в себя 7 областей, в том числе и область «развивающая среда».
Однако практическое преобразование группового помещения требует глубоко понимания и осмысления:
Как именно нужно изменить среду?
Какими предметами ее наполнить?
Насколько обобщенными должны быть игрушки?
В какой мере дети могут самостоятельно изменять и преобразовывать обстановку в группе?
Большую роль играет баланс формы и содержания: разумная пространственная организация с необоснованным наполнением, как и грамотное наполнение с нерациональной обстановкой, не обеспечат должного развивающего и образовательного эффекта. Поэтому крайне важно акцентировать внимание на основных проблемах:
- анализ потребностей детей и педагогов в среде;
-разработка моделей развивающего пространства социализации и индивидуализации воспитанников;
-подбор игрушек и материалов на основе возрастных психологических особенностей детей в соответствии с образовательными областями и требованиями ФГОС ДО;
- организация эффективного взаимодействия педагогов и детей в созданной образовательной среде ДОУ;
- создание условий поддержки индивидуальности и инициативы детей в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).
Решению вышеперечисленных проблем способствует эффективное проектирование РППС в ДОО.
Заключение
Процесс преобразования содержания педагогического процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться. Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.
Развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а так же присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, активизирует «самость», создавая реальные и разнообразные условия для ее проявления. В этом смысле развивающая среда представляет собой особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.
Спектр исследований развивающей среды в настоящее время не просто широк, но и включает в себя наиболее актуальные проблемы развития современной цивилизации, отражающиеся и на мире дошкольников. Сюда относится подчеркивание полифункциональности и многовариативности среды, психологизация и усиление экологической составляющей, развитие информационной культуры. Опыт педагогического сообщества нашел адекватное отражение во ФГОС ДО, направленном на построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности, которое должно обеспечить вовлечение всех детей в разные виды деятельности.
При этом особенно значимым при разработке моделей развивающей среды в ДОУ становятся проблемы решения противоречий, с одной стороны, между требованиями сегодняшнего времени к концепции развивающей предметной среды и прежней организацией работы ДОУ, с другой стороны, - между хорошей технической оснащенностью, насыщенностью предметной среды и неумением перевести ее в новое качество развивающей среды. По нашему мнению, только с решением выявленных противоречий можно добиться реальных успехов на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования.
Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. В условиях детского сада ведущая роль в развитии и преобразовании РППС отводится педагогу, который не только помогает детям в организации деятельности, но и принимает в ней участие. Педагог, с одной стороны, является автором среды, с другой – ее компонентом. Зная особенности развития каждого ребенка, он творит, проектирует среду, сам становится дизайнером, портным, художником, психологом, мастером и т. д. Вместе с тем, педагог выступает и в качестве «компонента», потому что определяет свое место в среде относительно каждого ребенка.
Педагог сегодня работает в принципиально новых условиях: детские сады из 19 века, педагоги из 20 века, а дети – из 21 века; характерны отсутствие жесткой регламентации педагогической деятельности, значительное расширение информационного поля, модернизация социальных функций педагога, развитие индивидуальности, мобильность применения профессиональных качеств.
Любое полученное знание, информация имеют какую-либо ценность только при условии их применения.
Результаты, на которые вышло наше учреждение при создании современной РППС в соответствии с ФГОС ДО.
Мы получили РППС, обладающую следующими качествами:
Психологическая, физическая и функциональная безопасность;
Правильная возрастная адресация;
Возможность многоцелевого использования (в том числе и для детей с ОВЗ, частично – для детей с инклюзией);
Функциональная (игровая) привлекательность;
Возможность организации как коллективной деятельности, так и индивидуальной;
Дидактическая ценность;
Развивающие возможности, современные ИКТ;
Эстетическая ценность;
Методическая обеспеченность;
Долговечность.
В планах усовершенствование РППС в ДОО не только в помещениях, но и на территории.