Мария Боровкова
Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное учреждение
детский сад №27 «Колосок»
Методическая разработка
«Современные технологии речевого развития детей
в условиях реализации ФГОС ДО»
Подготовила:
старший воспитатель
Боровкова Мария Васильевна
Сатис, 2020
Публикация «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» Л. С. Выготский
В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область.
Задачи О. О. «Речевое развитие»
• овладение детьми речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой;
• понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
•
Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем. Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.
Целью работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребёнка – его умения решать игровые, учебные, бытовые задачи посредством речи. Поэтому необходимо развивать у детей свободное владение языком, навыки речевого этикета, умение ориентироваться на особенности собеседника, учитывать условия ситуации, в которой протекает общение.
Факторы, влияющие на речевое развитие ребенка :
1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
2. Создание условий для общения с другими детьми.
3. Совместные игры взрослого и ребенка.
4. Речь взрослого – пример для подражания.
5. Развитие мелкой моторики рук.
6. Удовлетворение любознательности ребенка, ответы на все его "почему".
7. Чтение художественной литературы.
8. Разучивание стихов.
9. Рассказывание стихов руками.
10. Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.
Работая над проблемой развития речи у детей дошкольного возраста, педагоги часто допускают ошибки следующего характера:
- Педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Часто, ставя вопрос, они не дают ребёнку подумать, торопятся ответить сами или наоборот "вытягивают" ответ. Важно обеспечить речевую активность всех детей.
- У детей не формируется, в должной мере, умение слушать других. Речевая активность — это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать педагога с первого раза.
- Педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей.
- Очень часто педагоги требуют от ребёнка только "полных" ответов. Ответы детей могут быть и краткими, и развёрнутыми. Ответ зависит от типа вопроса.
Наиболее актуальные технологии в условиях реализации
ФГОС ДО :
Здоровьесберегающие технологии
Информационно – коммуникационная технология
Технология развития критического мышления
Проектные технологии
Игровые технологии
Педагогика сотрудничества
Технология ТРИЗ
Личностно-направленные
Определяющим моментом в успешном решении задач развития речи дошкольников является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми.
Существует немало таких технологий, но мне хотелось бы остановиться на технологии активизирующего обучения речи как средству общения. Автор этой технологии Ольга Афанасьевна Белобрыкина.
По мнению автора технологии, важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.
Использование лингвистических игр, представленных в этой технологии, позволяет развивать различные виды речевой активности. Существует множество лингвистических игр, которые не только способствуют расширению словарного запаса ребёнка, но и развивают его воображение, способствуют творческому мышлению. Это игры, правила которых ориентированы не на внешний вид слова и его формальные особенности, а на его смысл и содержание.
Одна из простейших игр - подбор слов определённой смысловой группы. Ведущий устанавливает количество слов, которые нужно подбирать. Участники выстраиваются в шеренгу, и ведущий бросает одному из них мяч с вопросом типа «Сколько ты знаешь…. (дом. животных, ягод, птиц и т. д., участник должен поймать мяч и ответить, ударяя мяч об пол соответствующее число раз (5)- я знаю пять и перечисляет.
Самая творческая разновидность лингвистических игр - те, в которых смысловое условие служит основой для создания новых слов или текстов. Обычно эти игры предназначены для детей младшего школьного возраста, но могут быть адаптированы и для более младших.
Такова, например, игра «Найди середину» :
Цель игры - придумать одно предложение, в котором упоминаются два заданных ведущим слова, не связанные по смыслу. Например, связать слово рыба и занавеска можно так: «На занавеске были нарисованы рыбы, а можно «Рыба видит из аквариума занавеску, на которой нарисовано море, и хочет на волю.
Для развития творческих способностей и умения излагать свои мысли полезны игры-описания. Тема игры может быть как реалистической, так и фантастической. Общий принцип заключается в том, что взрослый задаёт некий «скелет», список вопросов, образующий основу текста. Например, для короткой истории: Кто? Что сделал? Где? С какой целью? С помощью чего? Кто или что ему мешало? Что из этого получилось? Такие планы несложно составить и для описания человека, и для описания фантастических существ. Дети любят придумывать подобные истории, и, уделив внимание этому стремлению, мы даём хороший импульс его творческим возможностям.
Прием добавления
«Пропущенные слова». Ведущий произносит предложение, а дети вставляют пропущенное слово. Н – р: «На пороге сидела и жалобно мяукала …» ; «Кошка поймала в саду …» ; «Шерсть у кошки …, коготки …». В дальнейшем ребёнок и взрослый могут поменяться ролям
Прием замещения:
«Назови предмет по действию» (ручка - писалка, пчела - жужжалка, собака – кусалка, занавеска - затемнялка и т. д.) . «Что умеет делать?» (ножницы - резать, свитер - греть и т. д.).
Приё м: «РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА» Монолог – повествование может идти от имени любого лица : предмета, явления, живого или неживого существа и т. д.
Н – р, рассказчиком будет собака.
Рассказать от лица собаки о медали, полученной на выставке собаководства.
Перед началом рассказа – монолога можно провести беседу: о чём могла бы рассказать собака? Наверное, о сахарной косточке, которой угостил её добрый хозяин; о запахах, которые её окружают.
Приё м: «ТЕЛЕВИЗОР»
Эта игра служит наилучшим средством устранения барьеров в общении детей друг с другом. Содержание телепередачи может быть разнообразным.
Допускается и возможность совместного действия актёра и зрителя. Зритель имеет право вмешиваться в ход передачи, выражать своё отношение к происходящему, принять своё участие.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.
Одна из игр, которую я хочу вам предложить, называется «Узнавание»
Я раздам вам карточки, там написаны два слова, к одному вы придумываете слова-определения (это первое слово, а ко второму – слова-действия (второе слово). Слов должно быть не менее 5. Затем, не называя слова, проговорить определения и действия, а остальные должны угадать, о ком или о чём идёт речь.
Следующая игра - «Объяснялки». Давайте поделимся на две команды. Теперь каждая из команд должна объяснить значение слова. (раздаются карточки со словами). игра напоминает телевизионную игру «Устами младенца». Например, музей - это место, куда ходят посмотреть картины, новую выставку, узнать о многом и получить удовольствие.
Следующая игра называется «Рисунки по кругу».
Так же делимся на две команды. Каждой команде раздаю лист чистой бумаги и карандаш. По сигналу вы начинаете рисовать, через минуту вы должны передать свой рисунок сидящему справа от вас человеку, получив его от соседа, следующий рисует и вновь по сигналу передаёт дальше, и та к до тех пор, пока рисунок не вернётся к начинающему рисовать. Потом по этому рисунку надо придумать небылицу.
Технологии речевого развития
Развитие диалогического общения (Арушанова Алла Генриховна)
Диалог — форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих. Винокур Т. Г. Диалог // Русский язык: Энциклопедия. М. : БРЭ, 1998. С. 119.
Диалог — это форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих и непосредственной связью с ситуацией. Брызгунова Е. А. Диалог // Русский язык: энциклопедия. М. : СЭ, 1979. С. 74.
Фундаментальными составляющими проблемы развития речи детей дошкольного возраста, по мнению А. Г. Арушановой, являются диалог, творчество, познание, саморазвитие.
Технологии направлены на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств.
В качестве основных форм организации диалога А. Г. Арушанова предлагает сценарии активизирующего общения и словесные дидактические игры парами. При этом каждый сценарий активизирующего общения предусматривает возможности решения разнообразных задач речевого развития дошкольников – развитие лексической стороны речи, формирование грамматического строя языка, воспитание звуковой культуры речи и др.
Главным отличием сценариев активизирующего общения от некогда традиционных обучающих занятий является позиция взрослого – он партнер по общению – педагог стремится установить с ребенком равноправные, личностные взаимоотношения, поощряет инициативную речь ребенка.
Сценарий общения может включать разговор педагога с детьми, дидактические, народные игры, драматизации и инсценировки – все виды детской деятельности, в которых речь несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.
В помощь воспитателю в издании приведено большое количество грамматических игр, упражнений, коммуникативных ситуаций.
А. Г. Арушанова выделяет основные педагогические условия развития диалогического общения детей. Ими являются:
- развивающая педагогическая среда, пространство общения;
- правила организации жизни детей;
- неурочные формы обучения родному языку;
- недисциплинарные методы привлечения и удержания внимания;
- эмоциональный комфорт, творческая атмосфера в группе.
Рассмотрим их более подробно:
Организация пространства общения.
Дети должны иметь возможность объединяться в небольшие подгруппы для игр и организованных занятий. Поэтому кроме просторной групповой комнаты полезно иметь мини – мастерские, мини – театр, мини – библиотеку, изостудию и т. д. Желательно иметь модули, большие мольберты, фланелеграф, магнитные доски и т. п.
Для того чтобы дети обжили пространство общения, необходимо соответствующие правила организации жизни:
- побуждение к использованию кабинетами;
- объединение детей разных возрастов в инсценировках, играх на воздухе;
- вовлечение родителей в жизнь детского сада.
Всё это воспитывает в детях самостоятельность, обогащает их опыт общения с людьми разного возраста (приветствие, обхождение, прощание).
В сценариях активизирующего общения используются неурочные формы обучения:
- «нешкольный» стиль общения педагога с детьми (доверительный, допускающий шутки, смех, игры со словом, остроумие, веселье);
- неурочная организация среды (такое расположение детей на стульях, за столом, на ковре, чтобы они могли видеть друг друга, свободно контактировать с партнёром – сверстником).
Но главное – это неучебная мотивация деятельности детей.
Они не пересказывают сказки и рассказы, а в них играют; не учатся описывать игрушку, а придумывают про нее загадку.
Дидактические игры парами и небольшими подгруппами обогащают опыт детей как партнёров по общению, способствуют их эмоциональному комфорту, а также развитию языковой способности.
Эмоциональному комфорту детей способствуют недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания:
- разнообразные сюрпризные моменты (движущиеся, плавающие, звучащие игрушки);
- слуховые (музыка, звуки колокольчика, дудочка, пение, шёпот) и зрительные эффекты (свет фонарика в функции указки, волшебная палочка);
- элементы костюма воспитателя и детей;
- событийность (рисование воспитателя на глазах у детей, ряжение, организация пространства общения).
В качестве основной формы обучения диалогу со сверстниками младших дошкольников (3-5 лет) была выбрана форма игры-занятия (фронтальная и подгрупповая).
В играх-занятиях используются разные виды практического взаимодействия: хоровод, перекидывание мяча, передача предмета (картинки, игрушки, ролевой диалог в театрализованных играх и пр.
Предлагаю вам мастер класс «Телефонный этикет» развитие диалогической речи посредством мобильной связи
Цель мастер класса: показать возможность формирования навыков диалогической речи посредством телефонного этикета.
В наше время дети очень продвинуты у каждого есть телефоны, но не все они умеют правильно общаться по нему. Превратимся все в детей.
- Ребята доброе утро!
- У кого из вас есть телефон, поднимите руку.
- А кто из вас умеет общаться по телефону? Сейчас мы узнаем, а правильно ли вы умеете разговаривать по телефону.
- Что вы говорите сначала, когда кому - то звоните?
- А что отвечает вам собеседник? (собеседник это тот человек, который с вами общается)
- Давайте сейчас составим таблицу алгоритм (последовательность) телефонного разговора.
Кто звонит Кому звонят
- приветствие - приветствие
- представиться
- вопрос - ответ
- выразить благодарность - благодарность
- попрощаться - попрощаться
Игра: разыграйте ситуацию:
- Ситуация: позвони другу и пригласи его к телефону.
- Ситуация: позвони маме на работу и пригласи ее к телефону.
- Ситуация: Вы позвонили другу, а его нет дома.
- Ситуация: Вам позвонили и попросили пригласить маму к телефону, а она в душе.
- Ситуация: Вам позвонили и попросили пригласить папу, а его нет дома. Дома мама или старший брат.
Игра «ВЫ ОШИБЛИСЬ НОМЕРОМ»
СИТУАЦИЯ: звонящий по телефону ошибается номером.
Правила игры: дети выбирают роли, например, разговорчивой бабушки, милиционера, грозного соседа, маленькой девочки, продавца и т. д. Дети идут по кругу со словами, а звонящий за кругом.
Телефон мобильный взяли
Быстро номер мы набрали
После слов дети останавливаются, а звонящий прикасается к плечу ребенка, стоящего перед ним.
• Ребенок берет трубку и начинается диалог.
-Алло!
-Здравствуйте, это Катя. Позовите, пожалуйста, Петю.
-Вы ошиблись номером.
Катя должна сориентироваться в ситуации и продолжить разговор.
• Дети могу меняться ролями и вводить новых персонажей
Можно подобрать еще несколько игр по это теме
И в заключение ещё немного телефонного этикета:
Ребята вам понравилось сегодняшнее общение?
А что вы узнали нового?
А что вы хотели бы ещё узнать?
У кого то из вас были трудности?
Так же можно широко раскрыть диалогическую речь в сюжетно - ролевых играх: «Мы журналисты» (взять интервью, репортаж с места событий, «Я покупатель» (Купить продукты для торта по рецепту, который дала мама, «В Кафе или Ресторане» (заказ по меню). Дети любят играть в компьютерные игры придумать игру, в дидактических играх, в подвижных играх.
Интерактивная технология «Корзина идей»
Деятельность воспитателя Деятельность детей
1 этап - мотивационный
- Здравствуй, Нюша! Поздравляем тебя с днем рождения.
Нюша: «Здравствуйте, ребята! Я позвала вас на чаепитие, а сама и не знаю, что нужно купить для этого. Помогите, пожалуйста, выбрать в магазине угощение. Ребята, вы мне поможете?
Дети здороваются с Нюшей, поздравляют с днем рождения
2 этап - организационный
- Чтобы быстро выполнить задание, мы должны разделиться на две группы.
- Подумайте и договоритесь, кто с кем хочет работать.
- Давайте вспомним главные правила работы в группах.
Показ алгоритма взаимодействия в группах.
- А в каких магазинах можно купить все для чаепития?
- Выбирайте, какая группа в какой магазин пойдет.
На столах условные обозначения супермаркетов и разложены иллюстрации продуктов питания.
Договариваются и делятся на группы.
Повторяют алгоритм взаимодействия в группах
Ответы детей (В продуктовых, в супермаркете Лента, О'Кей, Магнит и т. д.)
Группы выбирают магазин и отправляются за покупками
3 этап - деятельностный
- Посоветуйтесь и выберите картинки, на которых нарисованы продукты, подходящие для чаепития, сложите их в нашу общую «Корзину идей».
- Не забудьте договориться, кто будет рассказывать о том, что вы предлагаете Нюше купить для чаепития.
Косвенное руководство деятельностью детей.
-Чья группа готова?
- Вы согласны с выбором друзей?
- Теперь давайте посмотрим, что «купила» другая группа.
- Ребята, я тоже сделала покупку в магазине. Что это?
Показывает иллюстрацию халвы.
- Это -халва. А вы знаете, из чего ее делают? Да, ее делают из семян подсолнечника, а еще из арахиса. Рассматривают иллюстрации, выбирают, советуются, помещают иллюстрации в «Корзину идей».
Договариваются, кто будет отвечать.
Дети представляют свои варианты (Мы выбрали для чаепития пирожное, конфеты, мармелад и т. д.).
Одобряют или корректируют ответы товарищей.
Ответы детей.
Дети усваивают новую информацию.
4 этап - заключительный
Нюша: «Ребята, какие вы молодцы, как быстро сделали покупки! Как у вас это получилось?»
Нюша: Большое вам спасибо. Теперь я знаю, что нужно выбирать к чаепитию. Анализируют работу в группах (Работали дружно, сообща, помогали друг другу, советовались, узнали новое и т. д.).
МНЕМОТЕХНИКА - (греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Метод наглядного моделирования «Мнемотехника»
Данная система методов способствует
• Развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной);
• Мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников.
Методы мнемотехники очень действенны при обучении детей пересказу произведений художественной литературы, при заучивании стихов.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста воспитатели используют цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, ёлочка - зелёная.
Детям старшего возраста предлагаются схемы в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Мнемотехнику использует в виде мнемоквадратов, мнемотаблиц, мнемодорожек.
Мнемотаблицы составляются к русским народным сказкам, загадкам, считалкам, стихам.
Для читающих детей предлагаются запоминание стихов или сказок по ключевым словам.
Моделирование отражает последовательность смысловых частей рассказа в наглядно-образном плане.
Наглядное моделирование возможно использовать при обучении детей всем типам монолога :
• составлению описательных рассказов по игрушке;
• составлению повествовательных рассказов по картине;
• обучению творческому рассказыванию, пересказу.
Следующая технология — это синквейн.
Синквейн - нерифмованное стихотворение из 5 строк, которое могут составить абсолютно все. В этом его огромный плюс в плане поддержания самооценки ребенка. Детям синквейн помогает реализовать свои интеллектуальные возможности, пополнить словарный запас для составления краткого пересказа; помогает развить речь и мышление посредством игрового приема. Составление синквейна часто используются как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Педагогическая технология О. М. Ельцовой «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду» предполагает, с одной стороны, систему игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей, с другой – нетрадиционные формы речевой работы детьми.
Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырё х блоков:
1. развиваем умение сотрудничать;
2. развиваем умение активно слушать;
3. развиваем умение высказываться;
4. развиваем умение правильно перерабатывать информацию.
К числу нетрадиционных форм речевой работы с детьми относятся:
1. ситуации общения;
2. игровые обучающие ситуации;
3. творческие мастерские;
4. интегрированные занятия с элементами кооперации.
Игровые обучающие ситуации (ИОС) - одна из форм совместной деятельности. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в ИОС, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность.
Игровые обучающие ситуации могут быть четырё х видов:
1. ситуации – иллюстрации;
2. ситуации – упражнения;
3. ситуации партнёрского взаимодействия (ситуации – проблемы)
4. ситуации – оценки.
В ситуациях – иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. В этом случае рекомендуется использовать кукольный театр, который позволяет дать детям образцы социально приемлемого поведения, активизировать навыки эффективного общения. Чаще всего ситуации – иллюстрации используются в младшей группе.
Начиная со средней группы, параллельно с использованием ситуаций – иллюстраций предлагаются игровые ситуации – упражнения. Включаясь в такие ситуации, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения в рамках игрового действия.
Участие детей в ситуациях партнёрского взаимодействия способствует освоению ими основных векторов социальных отношений, их отработке и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях – проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится сознавать и переживать их. Действуя в игровом образе, ребёнок овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно менять своё игровое, а затем и реальное поведение.
В старшей группе начинают использовать ситуации – оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать уже принятое решение, оценить его.
Все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в неё педагогом.