Захира Ведзижева
Социально-педагогическое сопровождение детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В статье рассматривается сущность процесса социально-педагогической адаптации детей раннего возраста, анализируются факторы, влияющие на успешность адаптации ребенка
дошкольного возраста к образовательной организации.
Ключевые слова: адаптация; социализация; социально-педагогическая адаптация.
Адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на
Публикация «Социально-педагогическое сопровождение детей раннего возраста» размещена в разделах
разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов,
способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться. Поэтому адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным или негативным результатам. Адаптацию в условиях до-
школьного учреждения нужно рассматривать, как процесс вхождения ребенка в новую для
него среду и болезненного привыкания к ее условиям, то есть, происходит социализация.
Существуют три фазы адаптационного процесса:
1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом
состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным
заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в
среднем один месяц);
2. подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги
уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного тем-
па развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами
(длится 3-5 месяцев);
3. фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети,
к концу года преодолевают указанную выше задержку темпов развития. На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние
здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а
также уровень тревожности и личностные особенности родителей.
Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым макросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая
к нарушению здоровья. Для профилактики подобных реакций необходима организация медико-психолого-педагогического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации
к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении. В этой работе выделяются следующие направления:
• подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему;
• организация жизнедеятельности детей в период адаптации;
• контроль состояния здоровья детей в период адаптации и минимизация возникающих
нарушений.
Психологическая готовность ребенка к ДОУ - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание,
его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.
Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского са-
да. Как показывает анализ случаев консультативной практики - дети далеко не всегда обла-
дают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации. Ран-
ний возраст - это период от одного года до трех, когда интенсивно созревают сенсорные и
моторные зоны головного мозга, отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно-
психического развития, происходит дифференциация предметно-практической и игровой деятельности, то есть, особый период для развития и социализации.
Социализация и социальная адаптация – оба эти явления выражают процесс взаимодействия личности и общества. Они взаимосвязаны и тесно переплетены между собой. Вместе с
тем, эти два процесса существенно отличаются друг от друга. Социализация – это, по утверждению И. А. Коробейникова, динамическая психосоциальная структура, обеспечивающая
интеграцию и отражение различных влияний на ребенка в процессе его развития это длительный, постепенный процесс эволюционного характера, включающий узнавание, накопление и усвоение новых знаний, умений и навыков, процесс превращения социальных ценностей и норм во внутренние механизмы регуляции собственной деятельности (процесс интериоризации).
Процесс адаптации имеет более сжатые временные границы, это, скорее, революционный процесс, в ходе которого необходимо в относительно короткие промежутки времени
устранить или усвоить создавшиеся социальные изменения и проблемы. В ходе социальной
адаптации усваиваются не все, а относительно стабильные и значимые элементы социальной
среды и наиболее типичные формы и способы решения социальных проблем. Социализация
ребенка одна из важнейших задач взрослого, ведь развитие зависит от социальных условий
его жизни.
Для успешной социально-педагогической адаптации детей раннего возраста необходимо знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Успешная адаптация создает внутренний комфорт (эмоциональную удовлетворенность) и внешнюю адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования окружающей среды). Будет очень хорошо, если приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения перед поступлением ребенка в детский сад. Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе
игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.
Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и мотор-
ные игры. Наша группа очень хорошо и содержательно оснащена развивающей средой, каж-
дый день для детей открыты все центры развития. Сенсорные игры дают ребенку опыт рабо-
ты с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют
развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительно-
сти. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима "пища".
Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических
функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возмож-
но лишь при взаимодействии ребенка с взрослым, который обучает его видеть, ощущать,
слушать и слышать, т. е. воспринимать окружающий предметный мир.
Задачами плодотворной работы с детьми в период социально - педагогической адапта-
ции являются:
- создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
- понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;
- предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.
При проведении занятий мы учитываем специфику работы с маленькими детьми: все-
гда делаем к ребенку общий и индивидуальный подход, исходя из индивидуальных особен-
ностей детей. Ребёнок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих пробле-
мах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность,
агрессивность и т. д. Это обусловливает необходимость активности со стороны педагога,
психолога по выявлению психологических проблем у детей, в т. ч. и в период адаптации. В
адаптационный период, который может продолжаться от недели до трех, пребывание ребен-
ка в детском саду мы укорачиваем, и смотря как адаптируется ребенок, это время увеличива-
ется, и в результате он остается на весь день. Ребенок может сам выразить желание спать и
обедать вместе с детьми. В этот период особенно важно создать атмосферу доброжелатель-
ного взаимообщения, обогащающего чувственную сферу, обеспечить каждому ребенку эмо-
403
циональный комфорт. Учитывая, что в адаптационный период для ребенка общение со
взрослыми и сверстниками - необходимое условие эмоционального и социального развития,
в своей практике мы старались обогатить положительный опыт общения ребенка с окружа-
ющими людьми, чтобы стремился к общению, игре, приобретал гибкость и пластичность в
социальном поведении и развитии. Развивали и формировали навыки поведения в коллекти-
ве и умение контактировать в нем.
Таким образом, сущность социально – педагогической адаптации детей раннего возрас-
та к дошкольной образовательной организации должна сводиться к следующему: в обеспе-
чении процесса развития личности: создание эмоционально – доброжелательной атмосферы
в группе и благополучные условия, для того, чтобы ребенок безболезненно и легко прошел
процесс социально – педагогической адаптации; Формирование в ребенке навыки успешной
личности, для его дальнейшего развития и взаимодействия с обществом.