Раиса Зайцева
Семинар-практикум для воспитателей «Образовательные области. Формы и методы их реализации»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум «Образовательные области. Формы и методы их реализации»(для воспитателей ДОУ)
Теоретическая часть.
Выступление старшего воспитателя.
В рамках программы «Детство» выделяется 10 образовательных областей. Каждая образовательная область имеет свою цель и свои задачи. В соответствии с задачами используются разные формы и методы реализации той или иной области. Методы становятся более разнообразнее с увеличением возраста дошкольников.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Образовательные области, Формы и методы их реализации“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Физическая культура: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоническое физическое развитие
- развитие физических качеств;
- накопление и обогащение двигательного опыта детей;
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности.
В младшем возрасте дети постепенно узнают и называют разные способы ходьбы, построений, ползания, катания, новые физкультурные пособия (мячи, ленты, погремушки, кубики и др., их свойства и возможные варианты их использования. Дети осваивают простейшие правила в подвижных играх, знакомятся со спортивными упражнениями. Данная область интегрируется с таким областями, как «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка».
В старшем возрасте добавляются такие методы, как рассматривание физкультурных пособий, беседы. Чтение детской художественной литературы, рассматривание картин, просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций о различных физических упражнениях, видах спорта, спортсменах разного возраста. Дидактические игры, моделирующие структуру основного движения, общеразвивающего упражнения, расширяющие представления о физических упражнениях. Изобразительная деятельность, позволяющая детям в рисунке отразить свое отношение к физической культуре, свои интересы.
Здоровье: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Здесь можно использовать не только физ. минутки, пальчиковые гимнастики, самомассажи и др., но и такие формы работы, как игра (д/и «Мой организм», «Здоровые зубы», беседы, чтение и рассказывание произведений детской литературы( «Почему надо чистить зубы?», «Научу одеваться и братца» и др.)
Безопасность: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Здесь так же можно использовать разные формы работы: и беседа о безопасном поведении, опасных ситуациях, и игры («Опасные ситуации», «Правильно - не правильно», «Пешеход», загадки, чтение детской литературы по теме безопасность.
Социализация: освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений
- развитие игровой деятельности;
- приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Формы работы:
- Игры (сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные и др.)
- Чтение художественной литературы («Что такое хорошо, что такое плохо»)
Труд: формирование положительного отношения к труду
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека
Формы работы:
• Дежурство в группе, поручения
• Наблюдение конкретного трудового процесса (на прогулках, экскурсиях)
• Беседы о профессиях
• Загадки, чтение художественной литературы
• Д/и, моделирующие структуру трудового процесса
• Игровые ситуации («Научим Незнайку мыть чашку»)
Познание: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей
- сенсорное развитие
- развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной)деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Образовательная область «Познание» по своему содержанию обширная и поэтому формы работы можно использовать практически все.
Формы работы:
• Наблюдение за природными объектами
• Моделирование и экспериментирование
• Рассматривание иллюстраций, художественных картин о природе
• Чтение художественной литературы о природе
• Экскурсии
• Экологические игры
• Поделки из природного материала
• Игры
• Конструирование
• Беседы
Коммуникация: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Дети учатся говорить правильно практически во всех видах своей деятельности, поэтому формы работы разнообразны:
• Сюжетно-ролевая игра
• Чтение художественной литературы
• Продуктивная деятельность
• Составление описательных рассказов
• Беседа
Чтение художественной литературы: формирование интереса и потребности в чтении книг
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятие и эстетического вкуса
Формы работы:
• Чтение
• Рассказывание
• Беседа по прочитанному произведению
• Рассматривание иллюстраций
• Моделирование
• Театрализованные игры (по сказкам)
Художественное творчество: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности детей в самовыражении
- развитие продуктивной деятельности детей;
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Формы работы:
• Продуктивная деятельность
• Экспериментирование с изобразительным материалом (получить зеленый цвет, «Можно ли рисовать вишневым соком»)
• Рассматривание, обсуждение (картины художников, предметы народных промыслов, виды росписи)
• Настольно – печатные игры («Народные промыслы», «Подбери цвета»)
Музыка: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству
* Музыкальные игры
* Д/и («Определи музыкальный инструмент»)
* Театрализованные игры
Практическая часть
Педагоги делятся на группы по два человека. Каждая группа выбирает схему паутинку (Приложение) по образовательным областям по определенной теме и в течении 7 минут заполняет. Далее идет обсуждение со всеми педагогами
Приложение (пример паутинки)
Здоровье
Дых. гим. «Разноцветный снег», «Приятный запах»;
Пальч. гим. «Елочка» Безопасность
Беседа «Безопасный Новый год» Социализация
С/р игра «Мы встречаем Новый год», «Магазин елочных игрушек» Труд
Изготовление снежинок, гирлянды для украшения елки на участке, группы;
Украшение группы и елки на участке
Познание
Д/и «Собери фигуру»(из треугольников сделать елку), «Что на елке, что под елкой?»;Беседа «Откуда пришел Новый год?» «Новогодний праздник»
Развивающая среда: иллюстрации новогоднего праздника, украшенных елок;
Книги про новогодний праздник в уголке для чтения; цвет. бумага, клей для изготовления новогодних украшений в уголке для творчества; атрибуты для с/р игры «Магазин елочных игрушек»; разрезные картинки;
Работа с родителями: разучивание с детьми стих-ий к новогоднему утреннику; изготовление костюмов, масок для утренника; подборка книг про Новый год для уголка чтения; помощь в украшении группы и елки на участке
Коммуникация
Д/и «Один-много», «Назови ласково»;
Рассматривание картины и беседа по ней «У елки»;
Рассказ-описание елочной игрушки;
Диалог «Медведь», «Елочка»;
Речевая игра «Повтори за мной»
Чтение художественной литературы
Чтение рнс «Снегурушка и лиса»; А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом…»;
Разгадывание загадок про деда мороза, снегурочку, снеговика и т. д.
Разучивание стих-ий к новогоднему утреннику
Художественное творчество
Аппликация «Новогодняя елка»
Лепка «Новогодние игрушки»
Физическая культура
П/и «Снежная баба»
Музыка
Разучивание песен к новогоднему утреннику