Анна Леонтьева
Родительское собрание «Права и обязанности»
Вам не приходилось задумываться, чем мы отличаемся от иностранцев, кроме загадочной русской души?
У меня сложилось такое впечатление, что нас начиная с рождения знакомят с обязанностями, а их - с правами.
Один директор лицея, ездивший в Калифорнию по обмену опытом работы, рассказывал о том, как свободны и непосредственны в общении американские школьники. О чем бы их ни спрашивали через переводчика, они спокойно дают ответ, свободно, без волнения и напряжения. И какова реакция наших детей? Они толкают друг друга: «Говори ты!», «Нет, лучше ты!», переступают с ноги на ногу, смотрят на учителя. Этот директор все удивлялся, почему у них такие раскрепощенные дети? Ответ прост: СВОБОДНУЮ ЛИЧНОСТЬ МОЖЕТ ВОСПИТАТЬ ТОЛЬКО СВОБОДНАЯ ЛИЧНОСТЬ. А мы разве были свободны, зная только обязанности, но не права?
Публикация «Родительское собрание „Права и обязанности“» размещена в разделах
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Скажите, пожалуйста, в каких документах говорится о наших правах и обязанностях? (Ответы родителей)
А какие документы подтверждают, что дети тоже имеют права и обязанности? (Ответы родителей)
Деловая игра
«По страницам Конвенции и Декларации»
Цель: закрепление знаний родителей о правах ребенка.
Форма проведения: соревнование двух команд с определением победителей в личном и командном первенстве.
Историческая справка
22 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила Конвенцию о правах ребенка, разработка которой велась с 1979 г. по инициативе Польши и при активном участии СССР. Она стала 23-м документом из числа основополагающих международных договоров по правам человека. Конвенция была открыта для подписания в январе 1990 г. 26 января Советский Союз в числе первых подписал эту Конвенцию.
Задание 1. Словарь понятий
Составить словарь терминов по теме «Права ребенка». На листах написаны одинаковые слова: человек, ребенок, обязанности, свобода человека, декларация, конвенция, пакт, закон, а командам надо написать, что означают эти слова. Побеждает та команда, у которой определения близки к словарным.
Задание 2. Экзамен «Понятийный словарь»
Командам предлагается сдать экзамен или зачет по понятийному словарю.
Термины для первой команды: личность, декларация, пакт, обязанность.
Термины для второй команды: ребенок, конвенция, закон, право.
Ведущий дает определение, а члены команды должны угадать ключевое слово. Например, ведущий говорит: «Человек как носитель ценностей…», команда отвечает: «Личность».
Личность - человек как носитель ценностей.
Декларация - объявление, не имеет обязательной силы; рекомендация.
Пакт - тоже конвенция, только неоднородного содержания.
Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь, безусловных для выполнения.
Ребенок - каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Конвенция - международное соглашение по специальному опросу, имеющее обязательную силу для всех государств.
Закон - общеобязательное и непреложное правило.
Право - то, что соответствует природе человека, разрешено законом.
Задание 3. Путешествие по Декларации
Примечание: этот документ должен быть у обеих команд.
Историческая справка
«Всеобщая декларация прав человека» - международный документ, провозглашенный Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. в «качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства…»
Вопросы:
1. Статья 1 гласит: «Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски».
На каких художественных произведениях можно объяснить этустатью?
(Сказки «Кот, петух и лиса», «Теремок», рассказ В. А. Осеевой «Волшебное слово»)
2. Дополните статью 2 «Всеобщей декларации прав человека».
«Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными данной Декларацией, независимо от…»
(- национальности, языка, расы, пола, религии;
-социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности;
- величины и мирового значения его страны)
3. Какие права были нарушены Волком в сказке Ш. Перро «Красная Шапочка»? (Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, статья 3)
4. Статья 4: «Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Рабство и работорговля запрещается во всех видах».
Какой сказочный герой нарушил эту статью? (Карабас-Барабас)
5. Статья 5: «Никто. не должен подвергаться пыткам или жесткому, бесчеловечному обращению».
Кто из сказочных героев любил нарушать статью 5? (Баба Яга, Волк, Лиса, Кощей Бессмертный)
6. Командам дается время на подготовку театрализации статьи б.
«Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищен законом».
7. Статья 9: «Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию»
Назовите героев сказок, которых держали в заточении? (Джин, Кощей Бессмертный)
8. Статья 12: «Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь, посягательства на честь и репутацию».
Герои каких сказок нарушили эти права? (Волк из «Красной Шапочки», лиса из «За- ячьей избушки», медведь из «Теремка»)
9. Когда лиса Алиса и кот Базилио откопали 5 золотых, то онинарушили права Буратино. Отыщите статью, подтвержда- ющую то, что они действовали незаконно.
( Статья 17:
«1. Каждый человек имеет право владеть имуществом.
2. Никого нельзя произвольно лишать его имущества»)
Задание 4. «Сказка - ложь, да в ней намек…»
Вспомните сказку про заячью избушку. Какое право здесь было нарушено?
(Право на жилье)
Если эту сказку перенести в наше время, то кем бы стали эти герои?
(Заяц и лиса - соседи, лиса - рэкетир, заяц - бомж, петух - милиционер)
Сегодня мы с вами, уважаемые родители, совершили небольшое путешествие по страницам нормативно-правовых документов, регулирующих наши права и обязанности, а также права детей и в будущей взрослой жизни - обязанности. Вспомним слова величайшего педагога, который принял смерть со своими воспитанниками в годы Великой Отечественной войны: «Ниспошли детям счастливую долю…» А счастливая доля детей зависит от нас с вами. И сейчас хочу рассказать о том, как сотрудники дошкольного учреждения соблюдают права ваших детей.
Правовое воспитание в ДОУ
«Концепция дошкольного образования» относится к нормативно-правовым документам, регулирующим деятельность дошкольного учреждения. В ней написано: «Каждый ребенок имеет право на счастье». И детство дает ребенку это право, «Детство - этап подготовки к будущей жизни».
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Период детства обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем специфических знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Статья 43 Конституции РФ гарантирует право на образование. И первое свое образование ребенок получает в детском саду. В этот период у ребенка идет формирование качеств психики (схема № 5).
Схема 5. Качества и свойства психики
Задача взрослого - поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для возраста, так как период детства не повторяется и что-то наверстать будет трудно или невозможно (например, культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте до 3 лет. И если вы не научите своего ребенка пользоваться носовым платком в этом возрасте, то он и не будет этого делать во взрослой жизни).
На любой возрастной ступени ребенок приобретает общие и свои особенные, индивидуальные знания.
Сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании обеспечивает эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие. В дошкольном возрасте важно разностороннее развитие ребенка, чтобы не было перекосов.
Обеспечить счастливое детство - обязанность каждого. Что для этого делается в дошкольном учреждении?
Охрана и укрепление здоровья детей
Основная ценность в этом мире - здоровье, будет здоровье - будет и все остальное. И еще говорят, что здоровый нищий гораздо счастливее больного короля. Чтобы у ребенка было счастливое детство, необходимо, чтобы он был здоров. Развивать можно только здорового ребенка. Здоровье состоит из таких составляющих:
- физическое здоровье (развитие физических качеств и отсутствие физических дефектов);
- психическое (душевное спокойствие);
- социальное (адаптация к окружающему миру);
- духовное (обретение ребенком духовного стержня, чтобы найти свое место в мире).
Духовное здоровье формируется в семье через любовь родителей. Любви ребенка учит мама. Любовь женщин безусловная - люблю тебя без условий. Любовь папы условная - люблю тебя за то, что ты соответствуешь моим ожиданиям.
Здоровье зависит от таких факторов:
- генетических - 15-20%;
- окружающей среды - 20-25%;
- медицинского обеспечения - 8-10%;
- условий образа жизни - 50-55%.
Поэтому здоровый образ жизни, уважаемые родители, и фундамент счастливого здорового детства закладывается в семье. А мы, сотрудники ДОУ, вам в этом помогаем, так как по Закону РФ «Об образовании» родители являются первыми воспитателями своего ребенка, мы - ваши помощники.
В дошкольном учреждении укреплению здоровья и его сохранению способствуют:
- режим дня с учетом возрастных и физиологических способностей;
- профилактические мероприятия по планумедицинской службы;
- специальные занятия со специалистами и педагогами;
- коррекционная работа с детьми с отклонениями в развитии;
- создание предметно-развивающей среды (спортивные уголки в группах, спортзал, спортивная площадка, кабинет психолога, медицинский кабинет, информационные уголки здоровья для родителей);
- работа ПМПк;
- работа секций, кружков.
Гуманизация образовательного процесса
«Гуманизация» в переводе означает «человеколюбие». Гуманизация заключается в перестройке модели общения с ребенком. По рекомендации психолога В. А. Петровского используется принцип общения «3 П» :
- понимаю тебя - смотрю на мир твоими глазами;
- принимаю - люблю тебя всякого: нет плохих детей, есть плохие поступки;
- признаю тебя - допускаю в свой взрослый мир, ты - мой партнер.
Не должно быть гиперопеки над детьми: «Ты маленький еще!» Надо поручать ребенку то, что он может сделать само- стоятельно.
Не забывайте про дистанцию общения в дошкольном возрасте. С 1 года до 3 лет - близкая дистанция общения (берем часто на руки, ласкаем, целуем). С 3 до 5 лет - средняя дистанция (иногда берем на руки, по мере необходимости, но начинаем уже потихоньку отдалять от себя). С 5 до 7 лет - дальняя дистанция общения (начинаем готовить к школе и постепенно вырабатываем дальнюю дистанцию общения).
Создание условий для развития детей
Условия пребывания детей в ДОУ приближены к домашним. Процесс пребывания детей в дошкольном учреждении соответствует требованиям СанПиН, которые направлены на безопасность пребывания детей в учреждении, сохранение их здоровья и обеспечение дальнейшего развития детей дошкольного возраста.
Преемственность между всеми сферами социального становления ребенка
Развитие и воспитание ребенка направлены на всестороннее развитие ребенка. В «Концепции дошкольного образования» впервые было обращено внимание на «свободный выбор ребенка».
Этот нормативно-правовой документ также определил наши обязанности в отношении развития ребенка и его права на счастливое детство, занятия, игру и личное время.