Юлия Бочарова
Режимный момент «опробование» в системе воспитательно-образовательного процесса детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
«Режимный момент «опробование» в системе воспитательно-образовательного процесса детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром в авторской программе Н. М. Крыловой «Детский сад – дом радости»».
Публикация «Режимный момент „опробование“ в системе воспитательно-образовательного процесса детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Режимные моменты в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Прежде чем описать процесс интеграции видов деятельности детей в системе опробования с целью развития познавательной активности детей и готовности к обучению грамоте, следует особо уделить внимание самому процессу опробования.
Опробование – испытание, проверка, определение, исследование экспериментальными, сенсорными способами чего-либо.
В авторской программе «Детский сад – Дом радости» - режимный момент в промежутке между мытьем рук и завтраком. Его продолжительность зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей – от 5 минут (в младшей и средней группе) до 10-15 минут (в старшей и подготовительной).
Далее указаны основные задачи в процессе опробования, реализация которых необходима в разных возрастных группах, а также содержание процесса опробования и игры, предлагаемые автором программы.
Цель: охрана здоровья детей, вызвать у ребенка желание завтракать, выделение желудочного сока; развитие речи, формирование словаря.
II младшая группа.
Во второй младшей группе опробование проводится во второй половине года.
Задачи: развитие сенсорики, целенаправленно переводить ситуативную речь в связную, контекстную, обогащать словарь, составление рассказов воспитателем.
Игры, развивающие восприятие цвета, формы, величины. Например, «Найди одинаковые по цвету», «Волшебный мешочек», «Большие, маленькие и другие».
Средняя группа.
Задачи: развитие сенсорики, целенаправленно переводить ситуативную речь в связную, контекстную, обогащать словарь, придумывание детьми загадок, самостоятельное составление рассказов, использование загадок, пословиц, поговорок, дополнительные сведения о продуктах.
Примерные игры: «Учись сравнивать», «Четвертый лишний», «Игра в слова» (хлопки, «Отгадай загадку», «Я придумала предмет», «На какую геометрическую фигуру похожи», «Чем отличаются», «Кто где живет», «Слова наоборот».
Старшая группа.
Задачи: развитие сенсорики, целенаправленно переводить ситуативную речь в связную, контекстную, обогащать словарь, придумывание детьми загадок, самостоятельное составление рассказов, использование загадок, пословиц, поговорок, дополнительные сведения о продуктах. Добавлять систему пяти пальцев (что задумали вырастить, материал, чем и т. д., информацию о профессиях. Дети самостоятельно пользуются необходимыми для выявления качеств и свойств опробуемых продуктов исследовательскими действиями, называя их (погладил, подул, сжал, взвесил на руке и т. д.); инструменты для выращивания, множества, синонимы, метафоры, эпитеты, сравнения.
Примерные игры: «Ассоциации», «Я читаю, ты – продолжи», «Учись сравнивать», «Где мой дом», «Узнай меня».
Подготовительная к школе группа.
Задачи: развитие сенсорики, целенаправленно переводить ситуативную речь в связную, контекстную, обогащать словарь, придумывание детьми загадок, самостоятельное составление рассказов, использование загадок, пословиц, поговорок, дополнительные сведения о продуктах. Добавлять систему пяти пальцев (что задумали вырастить, материал, чем и т. д., информацию о профессиях. Дети самостоятельно пользуются необходимыми для выявления качеств и свойств опробуемых продуктов исследовательскими действиями, называя их (погладил, подул, сжал, взвесил на руке и т. д.); инструменты для выращивания, множества, синонимы, метафоры, эпитеты, сравнения; обучение грамоте.
Примерные игры: «Узнай звук», «Продолжи слово», «Придумай слово на заданный звук», «Сколько слогов в слове», «Придумай слово из двух, трех слогов», «Большие, маленькие» (1 слог – сели, 2 слога – встали, «Придумай предложение из двух, трех слов», «Найди подходящее слово», «Перекличка», «Поищи слово», «Кто лучше расскажет».
По своей физиологической структуре процесс опробования не случайно избран Н. М. Крыловой в начале режимных моментов. Рекомендации известного специалиста по гигиене питания профессора К. С. Петровского, в течение многих лет возглавлявшего кафедру гигиены питания Первого Московского Медицинского института: «…Употребление небольшого количества овощей, фруктов, съедобных дикорастущих растений перед приемом пищи обеспечивает наилучшее состояние микрофлоры кишечника, предохраняет от развития в кишечнике гнилостных процессов, предохраняет самоотравление организма ядовитыми веществами, поступающими в кровь из кишечника».
Яркие рассказы и интересные истории всегда способны разбудить в ребенке желание поесть. Поэтому для возбуждения аппетита необходимо пользоваться «вкусной» информацией при опробовании; преподнести ее так, чтобы ребенку захотелось потрогать, понюхать, попробовать на язык предлагаемый продукт.
Великий русский физиолог И. П. Павлов считал психологическую подготовку к еде непременным условием, предшествующим процессу пищеварения. Опробование имеет как физиологическое, так и психологическое значение, потому что при соблюдении интервала перед завтраком у ребенка регулярно возникает чувство голода, сопровождающееся усилением выделения желудочного сока, к тому же вырабатывается интерес к приему пищи. Кусочек фрукта или овоща, съеденный перед завтраком, тщательно прожеванный, помогает лучшему усвоению основной пищи. За рубежом для этого рекомендуют использовать в начале еды сладкую жевательную резинку.
Кроме того, утренние часы известны физиологами как самое благоприятное время для умственного, интеллектуального «труда»; в это время свежесть восприятия, активность сознания, незагруженность памяти способствуют стимуляции познавательной деятельности, запоминание большого объема информации, активное протекание мыслительных процессов анализа и синтеза, позитивность психологического настроя на весь день.
Таким образом, процесс опробования представляет собой не только физиологически, психологически и педагогически обоснованный, ценный режимный момент, но и важный, видоизменяемый, структурный компонент педагогического процесса по программе «Детский сад – Дом радости».
Именно опробование было избрано условиями для интеграции видов деятельности для развития познавательной активности и готовности к обучению грамоте у детей.