Ольга Максимова
Речевые игры и коммуникативные танцы как средства музыкально-оздоровительной работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
«Речевые игры и коммуникативные танцы как средства музыкально – оздоровительной работы в ДОУ"
[/b]
«Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них… идут тончайшие ручейки, которые питают источник образной мысли»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Речевые игры и коммуникативные танцы как средства музыкально-оздоровительной работы в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
В настоящее время в дошкольном воспитании особенно актуальной становится проблема здоровьесбережения. По данным исследователей, за последние десятилетия неизбежный рост технического прогресса привёл к тому, что дети подолгу находятся у экрана ТВ, компьютера, мало времени отводят занятиям спортом, активному отдыху и, как следствие, уже в младшем школьном возрасте имеют заболевания нервной системы, органов зрения и опорно-двигательного аппарата.
В нашем ДОУ разработана система мер по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, и музыкальные занятия в ряду лечебно-оздоровительных мероприятий занимают не последнее место. Хочу поделиться своими наработками по проблеме.
Я работаю музыкальным руководителем уже 12 лет.
В свое время на курсах повышения квалификации, затем на семинаре Тютюнниковой Т. Э. узнала о таких технологиях, как Речевые игры и коммуникативные танцы. Меня они очень заинтересовали.
Я изучила опыт работы педагогов по данной теме:
- программы: «Элементарное музицирование с дошкольниками»
Т. Тютюнниковой, «Ритмическая мозаика», «Топ-хлоп, малыши»
А. Бурениной;
- методические пособия: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Праздник каждый день» И. Каплуновой, «Музыкальное воспитание в детском саду» М. Зацепиной;
- сетевые публикации: «Речевые игры с палочками для 1 младшей группы» Шевахина Т. К. муз. рук-ль МБДОУ № 63 г. Владимир, публикации на порталах МААМ и НС- Портал.
На основе изученного материала определила свою систему работы с применением технологий Речевых игр и коммуникативных танцев, определила цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей средствами музыки.
А поскольку музыка, движение и речь тесно взаимосвязаны, для решения цели сформулировала следующие задачи:
- формирование осанки и навыков основных видов движений;
- развитие чувства ритма в слуховых и телесных ощущениях;
- совершенствование интонационного, динамического, тембрового слуха;
- воспитание эмоциональной отзывчивости.
Главными условиями на занятии считаю:
• непринужденность обстановки - чтобы ребёнок уходил с занятия счастливым и хотел снова прийти.
творческая направленность - соблюдать баланс между разучиванием и экспериментированием, свободной игрой.
• систематичность и последовательность - репертуар должен соответствовать возрасту, например, в младшей группе это только маленькие песенки, потешки.
Использую следующие методы:
• Речевые игры
• образный рассказ
• активное слушание
• ритмический диктант
• коммуникативные танцы
Формы проведения следующие:
• дети сидят на ковре, либо в кругу на стульях, либо традиционно,
• свободно передвигаются по залу,
• инструменты у них в свободном доступе.
Расскажу подробнее о технологии
Речевых игр и коммуникативных танцев.
Речевые игры – это упражнения, при помощи которых дети учатся выражать голосом и мимикой свои эмоции, к которым постепенно добавляется имитационно-двигательная активность.
Как правило, репертуаром для речевых игр являются образцы устного народного творчества - песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные, скороговорки.
Поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению.
Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают её в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актёрский потенциал.
Особое внимание уделяю музицированию с аккомпанементом “звучащих жестов”. Звучащие жесты - это игра на поверхностях своего тела: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих звучащих жестов позволяют организовать элементарное музицирование в любых условиях, при отсутствии любых других инструментов. Четыре основных тембра - это четыре природных инструмента: притопы, шлепки, хлопки, щелчки.
Использование звучащих жестов вносит элемент движения в освоение детьми ритма. Этот подход является важным методическим моментом, т. к. ритм осознается и осваивается только в движении. Звучащие жесты воспитывают чувство ритма и тембрового слуха, развивают координацию.
Коммуникативный танец - это танец с несложными движениями, включающий элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания. Игровой сюжет облегчает запоминание движений и фигур, которые в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям.
В основе замысла коммуникативного танца лежит дружелюбное, открытое отношение друг к другу. Основным движением такого вида игры является тактильный контакт. Поэтому коммуникативные танцы помогают ребёнку подружиться с другими детьми, развивают эмпатию, сочувствие к партнёру, формируют положительную самооценку. Выкрики, приветствия и одобрения не только поднимают настроение танцующих, но и помогают точно выполнять движения.
Компоненты коммуникативного танца просты :
• шаг,
• бег,
• скольжение,
• подпрыгивание,
• кружение.
Танцуя, дети внимательно прислушиваются к различным элементам музыкальной структуры. Поскольку музыка повторяется много раз, дети легко осознают ее форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Танец способствует визуальному развитию чувства формы: различные части иллюстрируют различное движение. Взаимодействие с другими танцовщиками помогает ребенку ориентироваться в пространстве и выстраивать интересные геометрические образования: движения по кругу вперед или боком, параллельные линии, «мельницу», квадраты, «змейки».
Разучивая танцы, дети познают себя, сверстников, знакомятся с культурой различных стран и открывают для себя разнообразие национальных характеров и традиций.
Технологии Речевых игр и коммуникативных танцев я использую систематически уже более 3х лет.
Результаты проведённого мною мониторинга умений и навыков детей в музыкальной деятельности показали, что:
• дети стали раскрепощены, а значит, более активны и эмоциональны, в их действиях исчезает страх и неуверенность,
• артикуляция и дикция стала более четкой,
• уровень умений и навыков в музыкальной деятельности значительно вырос: с 89% до 97%.
Для работы мною изготовлен комплекс музыкально - дидактического оборудования:
• Картотека пальчиковых игр из репертуара программного сборника «Ладушки» для средней и младшей групп (слайд)
• Картотека коммуникативных танцев для детей старшей группы,
• Картотека речевых игр для детей средней группы
Мои воспитанники стабильно показывают высокие результаты в конкурсах ДОУ, районного, городского уровня, а также заочных конкурсов сети интернет.
26.04.2019 г