Юлия Шургина
Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №55 комбинированного вида Колпинского района Санкт –
Петербург
Методическая разработка
"Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры"
Автор: воспитатель Шургина Ю. С.
Санкт - Петербург, г. Колпино
АННОТАЦИЯ
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В данной методической разработке представлена информация о развитии мелкой моторики рук для развития речи детей раннего возраста. Данная методическая разработка может представлять интерес для воспитателей групп раннего возраста.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность:
Статистика говорит о том, что в последнее время увеличилось количество детей с нарушением речи. Развитие необходимо начинать с развития движения пальцев рук.
Мелкая моторика является важным компонентом в развитии ребёнка раннего возраста.
В результате разучивания пальчиковых игр развивается не только речь, но и мелкая моторика пальцев рук, которая оказывает не только благоприятное влияние на развитие, но и подготавливает руку ребенка к навыкам рисования и в дальнейшем к письму.
Цель:
Использование пальчиковых игр, для развития речи детей.
Задачи:
1. Совершенствовать мелкую моторику рук, через пальчиковые игры;
2. Развивать мелкую моторику рук, для развития речи детей;
3. Формировать представления у родителей о значении пальчиковых игр в развитии ребенка раннего возраста.
Условия использования:
Данный материал можно использовать при условии, если в группе выявлены дети с задержкой речевого развития.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память, внимание и речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начинаться еще до поступления в детский сад.
В детском саду мы занимаемся нетрадиционными видами рисования, лепим из пластилина, выполняем упражнения для развития мелкой моторики рук (пальчиковые игры, конструируем (конструктор, мозаика, шнуровка и т. п.).
Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и самое главное регулярно. В младшем дошкольном возрасте полезно и важно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Например: «Сорока - ворона», «Капуста», «Апельсин». Также большое значение имеет развитие навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц и т. п.).
Почему же так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику рук и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Главное понять, что развитие мелкой моторики возможно только в игровой форме.
В раннем возрасте наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребенок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важно дать детям как можно больше разных знаний, развивать познавательную деятельность и восприятие. Таким образом, игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость, формируют игровую деятельность. Конечно, развитие мелкой моторики это не единственный фактор, который способствует развитию речи. Если у ребенка будет очень хорошо развита моторика, но с ребенком не будут разговаривать, то и речь ребенка будет не достаточно развита. Поэтому речь ребенка надо развивать в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. И также развивать мелкую моторику рук. Важной задачей является донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики в развитии речи и совместными усилиями достичь желаемых результатов.
Правильно подобранные методы и приемы обучения способствуют развитию мелкой моторики у детей (словесный, наглядно – действенный, практический, игровой методы).
В своей работе мы использовали индивидуальные и групповые формы работы.
Словесный метод: словесные обращения воспитателя к детям. Объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого.
Наглядно – действенный метод: дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно – чувственного накопления опыта (смотрят, берут в руки, щупают).
Практический метод: знания, полученные ранее необходимо применять в практической деятельности.
Игровой метод: игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры.
В своей работе мы проводим с детьми массаж пальцев рук, который положительно влияет на здоровье детей. Он бывает двух видов: активный и пассивный. Массаж проводится при помощи карандашей «Покрути карандаш», «Мячики ежики», «Грецкие орехи» и т. п.
Очень хорошо тренируют пальцы рук народные пальчиковые игры «Сорока», «Ладушки» и т. п.
Благоприятное воздействие на развитие движений пальцев рук оказывают игры с предметами «Мозаика», «Пирамидка», «Застежки» и т. п.
Особую ценность для развития мелкой моторики у детей раннего возраста представляет уголок экспериментирования. Игры с песком и водой стимулируют развитие мелкой моторики. Детям нравятся такие игры, как: «Водичка», «Переливание», «Просеивание» и т. п.
В работе мы также используем игры – щнуровки, игры с прищепками, они не только развивают мелкую моторику рук «Лучики для солнышка», «Шнуровки» и т. п.
Для развития мелкой моторики рук эффективны такие упражнения, как перебирание пуговиц, фасоли, «Сухой бассейн».
Также очень эффективен пальчиковый театр и дидактические игры. Дидактические игры можно как купить, так и изготовить своими руками. Дети с удовольствием играют с такими игрушками.
Помимо всего перечисленного, для развития мелкой моторики у детей, необходимо регулярно лепить из пластилина и соленого теста, рисовать как в простой, так и в нетрадиционной технике.
Очень важно подбирать упражнения в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Благоприятное воздействие на развитие движений пальцев рук оказывают игры с предметами.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития дошкольника. От того, насколько ловко научился ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, изучив и проработав данную тему, были сделаны следующие выводы:
1. Начинать развивать мелкую моторику рук с первых дней пребывания ребенка раннего возраста в детском саду;
2. При работе с детьми и подборе материала учитывать их индивидуальные особенности;
3. Работу по развитию мелкой моторики рук следует проводить регулярно;
4. Дидактический материал должен быть красочным, ярким, привлекающим внимание детей;
5. Приобщать родителей к изготовлению игр для развития мелкой моторики рук;
6. Побуждать родителей к совместным действиям для достижения результата.
Если родители и воспитатели стремятся к тому, чтобы их ребенок владел речью, мог свободно общаться со взрослыми и сверстниками, то необходимо развивать речь с момента рождения и до школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Д. Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2-3 лет», Москва, 2011 г.
2. Л. В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», Воронеж, 2006г.
3. Т. М. Горюнова «Развитие детей раннего возраста», Москва, 2009г.
4. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности», Москва, 2008г.
5. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи», Москва, 2007г.