Ольга Кислицына
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, что маленькие дети любознательны. В процессе совместных дискуссий, рассуждений, поиска ответов на бесконечные детские вопросы, создаются благоприятные условия для побуждения детской пытливости и познавательной активности.
Познавательное развитие в соответствии с ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. В детском саду мы стараемся все создать для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Актуальный метод, который дает свои результаты – это метод экспериментирования, это практическая деятельность поискового характера. Экспериментирование - метод обучения, с помощью которого педагог придаёт познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер.
Публикация «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Метод этот направлен на познание свойств, качеств материалов, связей и зависимостей явлений. В этом виде деятельности дошкольник (с большим для него удовольствием) выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. Именно детское экспериментирование и исследование будет являться ведущим на протяжении всего дошкольного детства. Ведь только вспомните своего совсем маленького ребенка – малыш мнет, рвет бумагу – он смотрит, а что же получится; а первые опыты с шаром – он катится, а кубик, ведет себя совсем не как шар. Ребенок пробует все, он все хочет знать. Чем старше становится ребенок, тем более сложные вопросы его тревожат. И как мы советуем родителям – помогайте, подсказывайте, показывайте методы исследования, поощряйте поисковую активность ребенка. Ведь именно так ребенок получает знания и представления об окружающем мире. В процессе организации познавательно – экспериментальной деятельности ставятся определенные цели: развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта. Из поставленных перед нами целей вытекают следующие задачи: вызвать у детей интерес к поисковой деятельности; учить видеть и понимать проблему эксперимента, ставить перед собой цель, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; развивать личностные качества – целеустремленность, настойчивость, решительность.
Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать : рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т. д. Наша задача — помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования, поиске методов его изучения, сборе и обобщении материалов и доведении полученного продукта до логического завершения – представления результатов, полученных в исследовании.
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (дети должны получить новые знания, раскрыть лучшие стороны своего интеллекта).
Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, образовательные области, прогулку. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
В процессе работы выяснилось, что одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей среды. Среда должна создавать условия для:
возможности действий с природным и рукотворным материалом;
систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы;
усиление интереса к явлениям природы;
поиску ответов на интересующие ребёнка вопросы и постановке новых проблем.
В своей работе мы используем следующие методы и приемы организации экспериментально-исследовательской деятельности:
эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения, моделирование, опыты, фиксация результатов (наблюдений, опытов, экспериментов); «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; использование художественного слова; подражание голосам и звукам природы; дидактические игры и различные ситуации.
Мы постоянно стимулируем детское любопытство, относимся с уважением к вопросам детей, не сообщаем знания в готовом виде, а помогаем получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей и позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений.
В процессе работы поощряем детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы. Для того чтобы познавательная деятельность ребенка развивалась полноценно, рядом должны находиться добрые и внимательные взрослые сами обладающие широким кругозором, требовательные к своим поступкам, манерам, речи.
Таким образом, познавательные занятия с элементами экспериментирования, как педагогическая система, способствует полноценному развитию ребенка – дошкольника. Использование метода - детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.