МААМ-картинки

Развитие личности старших дошкольников средствами художественного творчества

Татьяна Чекркасова
Развитие личности старших дошкольников средствами художественного творчества
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка «Развитие личности старших дошкольников средствами художественного творчества»

Автор: Черкасова Татьяна Викторовна, воспитатель

Формирование личности дошкольника – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.

Публикация «Развитие личности старших дошкольников средствами художественного творчества» размещена в разделах

Обоснование актуальности и практической значимости выбранной темы

Современные дети в век интерактивных технологий очень мало проявляют интерес к художественному творчеству, у них не развивается творческое восприятие окружающего мира, самостоятельность и активность в познании, которые в будущем будут необходимы для достижения серьёзных перемен в обществе и жизни в целом. У большинства детей не сформированы умения по владению инструментами, материалами, недостаточно развита моторика, что влечёт за собой ряд проблем в школьном обучении. Недостаточность развивающих кружков, художественных выставок в районе для детей дошкольного возраста, отсутствие интереса и желания родителей – также тормозит приобщению детей к художественному творчеству. Потребность общества в сформированных членах общества с такими развитыми качествами, как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. То есть, это качества, которые закладываются на базе детского творчества.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является «развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка…»

Раскрытие ведущих проблем, идей

Ведущей педагогической идеей в моей деятельности является создание эффективной системы работы, способствующей развитию творческой личности. Воспитание любви к прекрасному… Это значит, познакомить детей с различными видами творчества, художественными материалами, помочь раскрыть и увидеть детям мир необычного, вызвать интерес к происходящему вокруг, привить любовь к окружающему, побудить из простого создать шедевр; создать условия для развития индивидуальности, творчества, увлечённости детей занимательным делом - выдвинуть эстетическое воспитание на новые позиции.

Обоснование, аргументированность авторского подхода к решению проблемы

Для реализации задачи развития детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности необходимо создать условия для работы с воспитанниками в данном направлении.

В нашей группе имеется уголок по изодеятельности, в котором находятся необходимые материала для развития творчества. В дополнение к уголку мы оформили «центр увлекательных дел», в котором имеются сенсорные материалы (мозаика, конструкторы «Липучки», магнитный конструктор, металлический, музыкальные инструменты, различные виды театра, природный материал, элементы костюмов и декорации, оборудование для экспериментирования, чтобы дети могли самостоятельно заниматься на выбор любым делом индивидуально или вместе со сверстниками, поскольку желание заниматься каким-то видом художественной деятельности может возникать у детей в любое свободное от занятий время. Специфика этого вида деятельности заключается в том, что именно во время упражнения в художественных умениях дети реализуют индивидуальные творческие замыслы.

В обогащении детей художественными впечатлениями помогают картины, печатные пособия, произведения прикладного, декоративного искусства, фотоальбомы. Эта группа материалов требует обязательного участия взрослого на том этапе, когда детей знакомят с ними. Обязательно знакомлю детей с произведениями искусства, рассказываю об их истории. Например, знакомя детей с предметами народно-прикладного творчества, обращаю внимание детей на богатое воображение мастеров, что вызывает у них желание самим создать что-то красивое для себя и других.

Восприятие художественной информации требует определённой подготовки воспитанников под руководством педагога. Я стараюсь организовывать интересную и содержательную работу во всём педагогическом процессе (в совместной и самостоятельной деятельности, ищу поводы для накопления опыта восприятия и общения, которые разнообразны: наблюдения, рассматривание предметов и явлений с разных позиций, их обследование, используя творческие задания : «Оживи предмет», «Сходства и различия», «Найди разное», «Что необычного», раскрывая эстетические качества предметов и явлений, обсуждение, размышление – высказывание детьми личного мнения, обмен впечатлениями и т. д. Стараюсь накапливать художественно-познавательный опыт ребёнка через проживание им самим различных ситуаций : «что было бы.», «представь…». В своей работе использую творческие задания на развитие художественного восприятия, внимания, наблюдательности, воображения, образного мышления: «Кто больше увидит», «Найди ошибку», «Придумай сказку», в которой героями могут быть средства выразительности – пятна, линии, изобразительные материалы, «На что похоже», «Дорисуй детали», «Найди лишнее» и др.

Для формирования умелости рук использую в работе игровое обучение: различные игры, систему развивающих упражнений на постановку и движения руки – проведение линий, штрихов, формообразующие движения, разные виды мазков, рисуночные игры, пальчиковые игры. И только на следующем этапе становится возможным возникновение творческого замысла, поиска художественных средств.

Правильно спланировать виды художественной деятельности детей, подготовить необходимые материалы мне помогают индивидуальные беседы с детьми. Накануне её проведения интересуюсь, чем бы хотел заняться завтра каждый ребёнок. Использую методический приём напоминание («Какой замечательный праздник был недавно! Какие замечательные открытки вы смастерили для малышей!»). Такой подход восстанавливает в памяти детей художественные впечатления, вызывает стремление творить прекрасное. Основной принцип – атмосфера должна способствовать художественной деятельности и обеспечивать свободный выбор, без этого творческий процесс невозможен.

Настраиваю детей на качество конечного результата и сообщаю о том, где и как он будет использован. После того, как дети выбрали вид художественной деятельности по своим интересам, побуждаю к творческому подходу её осуществления. Например, обращаюсь к воспитанникам: «Постарайтесь придумать и сделать из природного материала такую поделку, какую мы ещё не делали. Этими поделками оформим выставку «Дары осени». Или, «Пофантазируйте! Придумайте узор и раскрасьте салфетки так, как мы ещё этого не делали». Это активизирует творческое воображение детей, вызывает положительное стремление доставить радость людям. Обязательно в своей работе применяю такой прием индивидуального подхода к ребёнку, как поощрение. Для формирования у детей самоуважения, уверенности в своих возможностях проявляю внимание и доброжелательность. Для решения основной задачи – развития художественно-творческих способностей мне помогает правильная оценка результатов детской деятельности. В отличие от оценки, которая даётся на занятии, основной акцент здесь делаю на наличие в работе элементов нового, творческого начала. Поэтому, при оценке детских работ я выделяю такие работы, которые отличаются оригинальностью, пусть даже незначительной. Однако не забываю и о других детях – всех хвалю, в каждой работе пытаюсь найти что-то положительное.

Работая с группой детей, наблюдая за ними в процессе деятельности, отметила, что некоторые дети больше времени проводят с изобразительными материалами, самостоятельно выбирают тему для своего творчества. Работы у этих воспитанников отличало своеобразие в изображении, умение дополнять работу деталями, использование необычной цветовой гаммы, комбин6ирование в работе различных изобразительных материалов, природных материалов. Соответственно, такие работы вызывали интерес, восторг как воспитанников, так и взрослых (педагогов, родителей). Положительные эмоции усиливаются при организации практического применения работ. Лучшие работы мы используем для украшения группы, фойе, музыкального зала детского сада, делаем подарки к праздникам и на день рождения товарищей, оформляем тематические выставки для детей и родителей.

Своеобразие и новизна представленных идей

Хорошим стимулом для развития интереса у детей к художественному творчеству являются индивидуальные персональные выставки воспитанников, что способствует желанию других детей проявить себя в творчестве. Вместе с детьми мы рассматриваем работы, делимся впечатлениями от увиденного: какая работа понравилась? Почему? Предлагаем автору работы поделиться опытом, как выполнялась работа, какие художественные материалы для этого понадобились? Дети в процессе такого обсуждения учатся анализировать работу, у них возникает желание творить!

Большую радость и богатство впечатлений приносят дошкольникам творческие выставки работ, выполненных совместными усилиями родителей и детей. В моей группе есть творческие семьи, которые представляют на наши выставки свои работы. Недавно такую выставку представила семья Копьевых, где мама, две сестры и Дима, наш воспитанник, показали свои творческие работы. Это стимулирует детей проявлять инициативу, усердие, вызывает желание найти что-то новое, необычное, принести пользу людям. Дети приобретают устойчивый интерес к различным видам изобразительной деятельности.

Результативность представленных идей, ориентированность работы на конкретные практические результаты

Чтобы у детей не пропадал стимул работать дальше, необходимо найти этим работам применение. Мне захотелось расширить рамки нашего детского сада, поделиться умениями моих воспитанников с коллегами из разных регионов России. И тогда мы попробовали принять участие во Всероссийских творческих конкурсах, в которых мои воспитанники занимали и занимают призовые места.

Моими союзниками в этой работе являются родители. Родителям рекомендую в семье осуществлять индивидуальный подход к ребёнку, учитывая его интересы и желания, вместе с ребёнком наблюдать, обсуждать происходящее вокруг, поддерживать его в своих начинаниях. Всё это способствует стремлению ребёнка воплощать свои художественные наклонности и интересы в творческие работы.

Следуя такой работе, мои воспитанники приобрели устойчивый интерес к различным видам изобразительной деятельности. Свободно действуют с различными материалами и инструментами. Дети стали наблюдательнее, развился художественный вкус, сформировалось чувство цвета, координация глаза, владение инструментами для творчества. Дети добиваются результатов в продуктивной деятельности, используя их в игре. С большим удовольствием экспериментируют. И что для меня очень важно – они готовы к обучению в школе.

Публикации по теме:

Консультация «Приобщение дошкольников к труду через использование художественного литературного творчества» В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их.

Развитие речевого творчества старших дошкольников посредством народной сказки Тема: «Развитие речевого творчества старших дошкольников по средствам народной сказки» «Сказка развивает внутренние силы ребёнка, Благодаря.

Опыт работы по теме «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства» Экспериментальное исследование проводилась на базе МБДОУ №32 «Детский сад комбинированного вида» города Кемерово в период с марта 2017 года.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников средствами художественного труда Оглавление. Введение---3 §1Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников средствами.

Проект на тему «Развитие художественного творчества детей через нетрадиционные техники рисования» УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский.

Проект «Развитие устной речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества» Одной из главнейших задач детского сада является формирование правильной устной речи на основе овладения детьми литературного языка своего.

Проект в средней группе «Развитие художественного творчества у детей через нетрадиционные техники рисования» Долгосрочный проект в средней группе «Развитие художественного творчества у детей через нетрадиционные техники рисования «Краски детства».

Проект «Всестороннее развитие личности ребенка средствами театрализованной деятельности» 1 слайд Проект «Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность» Подготовила воспитатель МБДОУ №135 Мосеева.

Развитие творческой личности детей средствами театрализованной деятельности РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Самым популярным и увлекательным.

Развитие творчества у детей средствами нетрадиционных техник рисования Цель моего опыта - развитие творческих способностей, каждого ребёнка средствами нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь соединять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие личности старших дошкольников средствами художественного творчества
Опубликовано: 10 декабря 2019 в 17:32
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие личности старших дошкольников средствами художественного творчества» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Чекркасова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД