Татьяна Чекркасова
Развитие личности старших дошкольников средствами художественного творчества
Методическая разработка «Развитие личности старших дошкольников средствами художественного творчества»
Автор: Черкасова Татьяна Викторовна, воспитатель
Формирование личности дошкольника – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.
Публикация «Развитие личности старших дошкольников средствами художественного творчества» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Обоснование актуальности и практической значимости выбранной темы
Современные дети в век интерактивных технологий очень мало проявляют интерес к художественному творчеству, у них не развивается творческое восприятие окружающего мира, самостоятельность и активность в познании, которые в будущем будут необходимы для достижения серьёзных перемен в обществе и жизни в целом. У большинства детей не сформированы умения по владению инструментами, материалами, недостаточно развита моторика, что влечёт за собой ряд проблем в школьном обучении. Недостаточность развивающих кружков, художественных выставок в районе для детей дошкольного возраста, отсутствие интереса и желания родителей – также тормозит приобщению детей к художественному творчеству. Потребность общества в сформированных членах общества с такими развитыми качествами, как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. То есть, это качества, которые закладываются на базе детского творчества.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является «развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка…»
Раскрытие ведущих проблем, идей
Ведущей педагогической идеей в моей деятельности является создание эффективной системы работы, способствующей развитию творческой личности. Воспитание любви к прекрасному… Это значит, познакомить детей с различными видами творчества, художественными материалами, помочь раскрыть и увидеть детям мир необычного, вызвать интерес к происходящему вокруг, привить любовь к окружающему, побудить из простого создать шедевр; создать условия для развития индивидуальности, творчества, увлечённости детей занимательным делом - выдвинуть эстетическое воспитание на новые позиции.
Обоснование, аргументированность авторского подхода к решению проблемы
Для реализации задачи развития детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности необходимо создать условия для работы с воспитанниками в данном направлении.
В нашей группе имеется уголок по изодеятельности, в котором находятся необходимые материала для развития творчества. В дополнение к уголку мы оформили «центр увлекательных дел», в котором имеются сенсорные материалы (мозаика, конструкторы «Липучки», магнитный конструктор, металлический, музыкальные инструменты, различные виды театра, природный материал, элементы костюмов и декорации, оборудование для экспериментирования, чтобы дети могли самостоятельно заниматься на выбор любым делом индивидуально или вместе со сверстниками, поскольку желание заниматься каким-то видом художественной деятельности может возникать у детей в любое свободное от занятий время. Специфика этого вида деятельности заключается в том, что именно во время упражнения в художественных умениях дети реализуют индивидуальные творческие замыслы.
В обогащении детей художественными впечатлениями помогают картины, печатные пособия, произведения прикладного, декоративного искусства, фотоальбомы. Эта группа материалов требует обязательного участия взрослого на том этапе, когда детей знакомят с ними. Обязательно знакомлю детей с произведениями искусства, рассказываю об их истории. Например, знакомя детей с предметами народно-прикладного творчества, обращаю внимание детей на богатое воображение мастеров, что вызывает у них желание самим создать что-то красивое для себя и других.
Восприятие художественной информации требует определённой подготовки воспитанников под руководством педагога. Я стараюсь организовывать интересную и содержательную работу во всём педагогическом процессе (в совместной и самостоятельной деятельности, ищу поводы для накопления опыта восприятия и общения, которые разнообразны: наблюдения, рассматривание предметов и явлений с разных позиций, их обследование, используя творческие задания : «Оживи предмет», «Сходства и различия», «Найди разное», «Что необычного», раскрывая эстетические качества предметов и явлений, обсуждение, размышление – высказывание детьми личного мнения, обмен впечатлениями и т. д. Стараюсь накапливать художественно-познавательный опыт ребёнка через проживание им самим различных ситуаций : «что было бы.», «представь…». В своей работе использую творческие задания на развитие художественного восприятия, внимания, наблюдательности, воображения, образного мышления: «Кто больше увидит», «Найди ошибку», «Придумай сказку», в которой героями могут быть средства выразительности – пятна, линии, изобразительные материалы, «На что похоже», «Дорисуй детали», «Найди лишнее» и др.
Для формирования умелости рук использую в работе игровое обучение: различные игры, систему развивающих упражнений на постановку и движения руки – проведение линий, штрихов, формообразующие движения, разные виды мазков, рисуночные игры, пальчиковые игры. И только на следующем этапе становится возможным возникновение творческого замысла, поиска художественных средств.
Правильно спланировать виды художественной деятельности детей, подготовить необходимые материалы мне помогают индивидуальные беседы с детьми. Накануне её проведения интересуюсь, чем бы хотел заняться завтра каждый ребёнок. Использую методический приём напоминание («Какой замечательный праздник был недавно! Какие замечательные открытки вы смастерили для малышей!»). Такой подход восстанавливает в памяти детей художественные впечатления, вызывает стремление творить прекрасное. Основной принцип – атмосфера должна способствовать художественной деятельности и обеспечивать свободный выбор, без этого творческий процесс невозможен.
Настраиваю детей на качество конечного результата и сообщаю о том, где и как он будет использован. После того, как дети выбрали вид художественной деятельности по своим интересам, побуждаю к творческому подходу её осуществления. Например, обращаюсь к воспитанникам: «Постарайтесь придумать и сделать из природного материала такую поделку, какую мы ещё не делали. Этими поделками оформим выставку «Дары осени». Или, «Пофантазируйте! Придумайте узор и раскрасьте салфетки так, как мы ещё этого не делали». Это активизирует творческое воображение детей, вызывает положительное стремление доставить радость людям. Обязательно в своей работе применяю такой прием индивидуального подхода к ребёнку, как поощрение. Для формирования у детей самоуважения, уверенности в своих возможностях проявляю внимание и доброжелательность. Для решения основной задачи – развития художественно-творческих способностей мне помогает правильная оценка результатов детской деятельности. В отличие от оценки, которая даётся на занятии, основной акцент здесь делаю на наличие в работе элементов нового, творческого начала. Поэтому, при оценке детских работ я выделяю такие работы, которые отличаются оригинальностью, пусть даже незначительной. Однако не забываю и о других детях – всех хвалю, в каждой работе пытаюсь найти что-то положительное.
Работая с группой детей, наблюдая за ними в процессе деятельности, отметила, что некоторые дети больше времени проводят с изобразительными материалами, самостоятельно выбирают тему для своего творчества. Работы у этих воспитанников отличало своеобразие в изображении, умение дополнять работу деталями, использование необычной цветовой гаммы, комбин6ирование в работе различных изобразительных материалов, природных материалов. Соответственно, такие работы вызывали интерес, восторг как воспитанников, так и взрослых (педагогов, родителей). Положительные эмоции усиливаются при организации практического применения работ. Лучшие работы мы используем для украшения группы, фойе, музыкального зала детского сада, делаем подарки к праздникам и на день рождения товарищей, оформляем тематические выставки для детей и родителей.
Своеобразие и новизна представленных идей
Хорошим стимулом для развития интереса у детей к художественному творчеству являются индивидуальные персональные выставки воспитанников, что способствует желанию других детей проявить себя в творчестве. Вместе с детьми мы рассматриваем работы, делимся впечатлениями от увиденного: какая работа понравилась? Почему? Предлагаем автору работы поделиться опытом, как выполнялась работа, какие художественные материалы для этого понадобились? Дети в процессе такого обсуждения учатся анализировать работу, у них возникает желание творить!
Большую радость и богатство впечатлений приносят дошкольникам творческие выставки работ, выполненных совместными усилиями родителей и детей. В моей группе есть творческие семьи, которые представляют на наши выставки свои работы. Недавно такую выставку представила семья Копьевых, где мама, две сестры и Дима, наш воспитанник, показали свои творческие работы. Это стимулирует детей проявлять инициативу, усердие, вызывает желание найти что-то новое, необычное, принести пользу людям. Дети приобретают устойчивый интерес к различным видам изобразительной деятельности.
Результативность представленных идей, ориентированность работы на конкретные практические результаты
Чтобы у детей не пропадал стимул работать дальше, необходимо найти этим работам применение. Мне захотелось расширить рамки нашего детского сада, поделиться умениями моих воспитанников с коллегами из разных регионов России. И тогда мы попробовали принять участие во Всероссийских творческих конкурсах, в которых мои воспитанники занимали и занимают призовые места.
Моими союзниками в этой работе являются родители. Родителям рекомендую в семье осуществлять индивидуальный подход к ребёнку, учитывая его интересы и желания, вместе с ребёнком наблюдать, обсуждать происходящее вокруг, поддерживать его в своих начинаниях. Всё это способствует стремлению ребёнка воплощать свои художественные наклонности и интересы в творческие работы.
Следуя такой работе, мои воспитанники приобрели устойчивый интерес к различным видам изобразительной деятельности. Свободно действуют с различными материалами и инструментами. Дети стали наблюдательнее, развился художественный вкус, сформировалось чувство цвета, координация глаза, владение инструментами для творчества. Дети добиваются результатов в продуктивной деятельности, используя их в игре. С большим удовольствием экспериментируют. И что для меня очень важно – они готовы к обучению в школе.