Наумова Ольга Николаевна
Комплексно-тематический план работы по патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего
гражданина и патриота своей страны. Чувство патриотизма многогранно по
своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой
народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить,
приумножить богатство своей страны. Дошкольный возраст как период
становления личности имеет свои потенциальные возможности для
Публикация «Комплексно-тематический план работы по патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Темочки
формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться
чувство патриотизма.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста -
одна из самых актуальных задач настоящего времени, включающая в себя
воспитание любви к близким людям, родному городу и родной стране. Очень
важно пробудить, а не навязать патриотические чувства ребенку.
Большую роль в формировании у дошкольников патриотических
чувств играет семья. Семья - это начало всего и, патриотизм, как важнейшее
нравственное качество личности начинает своё формирование с самых
ранних лет жизни ребёнка. Детям нужно донести, что они являются частью
народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие
россияне. Целесообразно начать работу по формированию патриотизма через
воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения.
Чувство любви к Родине вырастает из любви и привязанности к близким
людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской.
Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится
на других людей - работников детского учреждения, соседей и знакомых.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его
действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному
городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим
городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе
работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных
занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного
воздействия на ребенка. Любовь к семье, к родному городу, гордость за свою
страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви
к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать
гражданина и патриота своей Родины.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических
чувств. Это беседы о семье, о Родине, о родном городе, о природе родного
края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы,
соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр
кинофильмов, целенаправленные игры и, конечно, личный пример
родителей.
В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках
Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление
к подражанию. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о
самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека –
труженика. Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями,
логическими ударениями передать кульминационные моменты в
произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после
чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить
эмоциональное воздействие. Произведения устного народного творчества
(пословицы и поговорки) не только формируют любовь к традициям своего
народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Мною разработан комплексно-тематический план работы по
патриотическому воспитанию дошкольников, который разбит на три раздела
для удобства детского восприятия: «Моя дружная семья», «Моя Родина»,
«Наши Герои».
(Приложение 1) и цикл бесед к каждому разделу
(Приложение 2).
1раздел «Моя дружная семья»
В данном разделе совершенствуются знания детей о семье, о том, где они
родились, где живут родители, дедушка и бабушка, прадеды. Кем работают
родители. Какие в семье увлечения, традиции.
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
чувство гордости за свою семью.
Задачи:
Расширить знания детей о «семье».
Закрепить умения детей правильно называть членов семьи.
Прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым
родственникам.
Формировать интерес к своей родословной.
2 раздел «Моя Родина»
В данном разделе расширяются знания о «Малой Родине», дети знакомятся с
понятием «Родина».
Цель: Воспитание любви и уважения к Родине.
Задачи:
Познакомить с историей возникновения города Сызрани и его
символикой.
Совершенствовать знания детей о символике и символах РФ.
Познакомить с людьми разных национальностей, живущих в России.
Развивать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой
Родине.
3 раздел «Наши Герои».
В данном разделе дети знакомятся с героическим прошлым страны, историей
военных событий и подвигами защитников Родины, а так жес боевыми
наградами, которыми награждали солдат во время Великой Отечественной
войны.
Цель: Вызвать у детей интерес к историческому прошлому нашей Родины.
Воспитывать уважение к солдатам и чувство патриотизма.
Задачи:
Формировать представление о героическом прошлом русского народа.
Расширить знания о подвигах солдат во время Великой Отечественной
войны, о маленьких героях в годы войны.
Познакомить с героическими людьми нашей Родины.
Развивать у детей чувство гордости за свой народ.
Вся работа по патриотическому воспитанию проводятся на доступном для
понимания детей материале.
Следует подчеркнуть, что предложенная система нравственнопатриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от
конкретных условий.
Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду
должна строиться на тесной связи с семьёй и поэтому я разработала
рекомендации для родителей по патриотическому
воспитанию.
(Приложение3)
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача,
решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная,
систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания,
ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать
положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по
патриотическому воспитанию.