Екатерина Вениаминовна
Рабочая программа деятельности театрального кружка для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Рабочая программа
деятельности театрального кружка «Сказка» с детьми старшего дошкольного возраста
Разработал :
Зыкова Екатерина Вениаминовна, воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 152
Иркутск, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
раздел 1. Целевой раздел Методической разработки (обязательная часть)
Публикация «Рабочая программа деятельности театрального кружка для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
1. Пояснительная записка 2 стр.
1.1. Актуальность 4 стр.
1.1.2. Цель, задачи 4 стр.
1.2. Методологические положения программы
1.3. Ожидаемый результат 4 стр.
6 стр
2. Содержательный раздел программы 6 стр.
2.1. Учебно-тематический план 6 стр.
2.2. Перспективный план работы кружка в 2023-2024 7 стр.
2.3. Перспективный план работы кружка в 2024-2025 8 стр.
2.4. Материально-техническое и методическое обеспечение
Список литературы 10 стр.
11 стр.
Приложение 1 12 стр.
Методические рекомендации проведения диагностики по
театрализованной деятельности.
Раздел 1. Целевой раздел Методической разработки (обязательная часть)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО, в ДОУ должны быть созданы условия для развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития патриотизма, нравственности творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в нашей группе мы ведем театральный кружок «Сказка».
Занятия театральной деятельностью направлены на развитие интересов и способностей ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего
интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Методическая разработка разработана :
В соответствии с ФОП ДО и обновлённым ФГОС дошкольного образования, с учетом основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Иркутска детского сада №152 в соответствии с ФОП ДО», а также на основе авторской программы Антипиной Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду»
Содержание рабочей программы по театрализованной деятельности разрабатывается на основе следующего нормативно-правового обеспечения: На Федеральном уровне:
* Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
* Приказ Минобразования РФ от 25.11.2022 № 1028 «Федеральная основная программа дошкольного образования» (ФОП ДО);
* Приказ от 30 августа 2013 года N 1014 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным МАДОУ №1 Попова Д П.. Страница 4 общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;
* Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
* Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
* Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Зарегистрировано в Минюсте 6 декабря 2013, № 30550;
1.1. Актуальность
Актуальность программы определяется обострившейся в настоящее время проблемой нравственного воспитания детей. Низкий художественный уровень многих телевизионных передач, обилие безнравственной рекламы на улицах и экранах телевизоров, развитие новых информационных технологий при деградации их идейного содержания – все это негативно влияет на духовно-нравственное состояние детей. Агрессивность, разобщенность, замкнутость, нетерпимость, неуважительное отношение к труду, непочтительное отношение к старшим, неумение сострадать ближним, неустойчивая психика и многие другие болезни подрастающего поколения – требуют лечения, в том числе средствами искусства, требуют пристального внимания именно к нравственному воспитанию детей.
Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.
1.1.1. Новизна Методической разработки
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
1.1.2. Цели и задачи реализации Методической разработки
Цель: стимулирование развития речи и навыков театрально – исполнительской деятельности посредством разных видов театра.
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
Развивающие: развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада и детьми. Развивать у детей интерес и бережное отношение к театральным куклам.
Воспитательные: воспитывать умение следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях. Воспитывать любовь к театру и театральной деятельности.
1.2. Методологические положения Методической разработки
Методическая разработка деятельности театрального кружка «Сказка» разработана на основе авторской программы Антипиной Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду».
Методы, используемые при организации занятий:
1. Словесный метод используется при беседе, рассказе, при анализе музыкального или художественного произведения.
2. Наглядный метод используется при показе репродукций, фотографий, видеоматериалов.
3. Практический – импровизации, игры.
Занятия строятся по единой схеме:
1. Введение в тему, создание эмоционального настроения (тренинг, психогимнастика).
2. Театрализованная деятельность (в разных формах).
3. Эмоциональное заключение.
Каждый ребенок имеет возможность, проявить себя в какой - то роли. Для этого используются разнообразные приё мы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли застенчивых детей;
- распределение детей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку со схематическим изображением будущего персонажа).
Программа рассчитана на детей 5 – 7 лет, срок реализации 2 года, 17 занятий в год.
Продолжительность занятия: 20 – 25 мин. – старшая группа (5 – 6 лет, 25 – 30 мин. – подготовительная группа(6 – 7 лет). Занятия проводятся во 2- ю половину дня вне основных режимных моментов (вторник).
Оптимальное количество детей на театральных занятиях – 10 -12 человек.
Конечным продуктом обучения в театральной студии является спектакль
1.3. Ожидаемые результаты и способы их проверки
Критерии отслеживания:
1. Владение выразительностью речи.
2. Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц
3. Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения.
Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:
- диагностирование (см. приложение № 1.);
- театральные постановки;
- участие в конкурсах, праздниках;
- наглядная информация для родителей (фотоотчёты, презентации).
2. Содержательный раздел Методической разработки
2.1. Учебно-тематический план
Специфика работы с детьми дошкольного возраста не позволяет разделить конкретное количество часов на теоретический и практический материалы. Поэтому в учебно – тематическом плане программы предложено общее количество часов по каждой теме.
№ п/п Наименования разделов Количество часов
I год обучения II год обучения
1. Введение в искусство 3 3
2. Основы актёрского мастерства 10 9
3. Культура и техника речи 9 8
4. Ритмопластика 7 7
5. Работа над репертуаром 4 5
6 Премьеры 2 2
7. Проведение праздников и развлечений 1 2
Всего часов: 36 36
2.2. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
КРУЖКА НА 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД (1 год обучения)
Месяц Тема Цель
Сентябрь «Знакомство с театром» (показ презентации, альбомов, кукол) Познакомить детей с понятием театр и видами театра (кукольный, настольный, теневой, пальчиковый).
«Знакомство с
театральными
профессиями»
(художник, гример,
парикмахер, музыкант,
декоратор, костюмер,
артист). Формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.
Октябрь «Играем в куклы» Учить детей действовать с куклами пальчикового, настольного и кукольного театра.
Сюжетно – ролевая игра «Театр» Познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношение.
Ноябрь Просмотр кукольного
театра «Репка» Активизировать познавательный интерес к театру; развивать интерес к сценическому творчеству; разъяснить детям выражения «зрительская культура»; «театр начинается с вешалки»; воспитывать любовь к театру.
«Мы актеры» (упражнение для развития речи) Формировать у детей характерные для персонажей жесты, мимику, интонацию, партнерские отношения между детьми.
Декабрь Ритмопластика
(отработка движений) Развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.
Чтение русской народной
сказки «Репка».
Работа над речью
(интонация,
выразительность). Развивать в движениях, чувство ритма, быстроту реакции, координацию
движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса.
Январь Игра на действие с воображаемыми
Предметами. Игра «День рождения» Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать согласованно с использованием предметов.
Инсценировка сказки «Репка» Создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.
Февраль «Знакомство с пальчиковым театром»
Освоение навыков
владения этим видом
театральной деятельности Развивать интерес к различной театральной деятельности; продолжать знакомить детей с
пальчиковым театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.
Показ кукольного театра
«Теремок» (для малышей). Развивать сценическое искусство, поощрять желание выступать перед зрителем. Закрепить умение произносить текст с правильной интонацией и силой голоса.
Март Культура и техника речи
(игры и упражнения) Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержку.
«Что за прелесть эти сказки» (Беседа) Побуждать детей самостоятельно сочинять и
инсценировать небольшие сказки.
Апрель Концерт для детей
младшей группы
«День смеха» Учить детей понимать смысл юмористических стихов. Развивать память, внимание, выразительность речи. Помочь детям уверенно выступать перед зрителями
Разыгрывание этюдов Познакомить детей с понятием «этюд». Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Май Викторина «Путешествие
по сказкам» (показ
сказки «Буратино») Закрепить полученные знания детей о сказках. Развивать сценическое искусство, поощрять желание выступать перед зрителями
2.3. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
НА 2024 – 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД (2 год обучения)
Месяц Тема Цель
Сентябрь Знакомство с понятием театр. (беседа). Дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства;
познакомить с видами театров ; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.
Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» Развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие
Октябрь Драматизация сказки К.
Чуковского «Федорино горе» Вызвать желание участвовать
в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.
Развлечение «Осенние посиделки» Развивать умение детей читать стихи с интонацией и выражением. Дать детям возможность выступать перед зрителями.
Ноябрь Игры - коммуникации Помочь детям поверить в свои силы и возможности, научиться находить «точки соприкосновения» с детьми которые находятся рядом.
Театральная игротека
«В гостях у А. Барто» Учить детей импровизировать спредметами и друг с другом по прочитанному стихотворению, передавать эмоции и чувства при помощи жестов и мимики.
Декабрь Чтение сказки Г. Андерсена «Снежная королева» Развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения к героям сказки.
Показ настольного театра по сказке Г. Андерсена
«Снежная королева» Развивать умение детей действовать персонажами настольного театра, выражать эмоции и настроения при помощи голоса и интонаций. Научить давать оценку поступкам. Воспитать нравственные качества.
Январь Концерт для детей младших групп и сотрудников детского
сада Упражнять детей в правильной сценической
речи (интонация, сила голоса, правильное произношение, дать детям творчески подходить к своим выступлениям.
Февраль Чтение сказки «Зимовье зверей» Развивать внимание, усидчивость; стимулировать
эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Пальчиковый театр по мотивам сказки «Зимовье
зверей» Совершенствовать навыки владения пальчиковым
театром; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества.
Март Праздничный концерт для родителей «8 марта» Закрепить полученные умения и навыки в речи, учить взаимодействовать со взрослыми и получать эмоциональный отклик.
Апрель Чтение русской народной сказки «Гуси – лебеди» Развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Репетиция спектакля по
мотивам русской народной сказки «Гуси - лебеди» Продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, исполнительские умения, через подражание повадкам животных их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным.
Май Показ русской народной
сказки «Гуси – лебеди» Вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения
2.4. Материально – техническое и методическое обеспечение
1. Музыкальный зал
2. Учебно-методические пособия
3. Музыкальный центр
4. Ноутбук
5. Телевизор
6. А/диски и аудиотека на съёмном носителе
7. Видеоматериалы: сказки, детские спектакли
8. Презентации
9. Декорации
10. Театральные костюмы
11. Маски
12. Атрибуты для игр
13. Мягкие игрушки
14. Книги со сказками
15. Ширма
16. Фотографии, картинки, иллюстрации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Соответствует ФГТ. - М., Мозаика-Синтез, 2012.
2. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду» - М. ,ТЦ Сфера, 2006 г.
3. Додокина, Н. В. Семейный театр в детском саду : совместная деятельность педагогов, родителей и детей/ Н. В. Додокина, Е. С. Евдокимова. М. : Мозаика – Синтез, 2008. – 64 с.
4. Доронова, Т. Н. Развитие детей 5 – 6 лет в театрализованной деятельности/ Т. Н. Доронова. – М. : Издательство АСТ, 1998. – 63 с.
5. Зацепина, М. Б. Развитие ребенка в театральной деятельности : Обзор программ дошкольного образования/ М. Б. Зацепина. – М. : ТЦ Сфера, 2010. –128 с.
6. Царенко Л. От потешек к пушкинскому балу…/ Л. Царенко. –М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 1999. – 160 с.
7. Щеткина, А. В. Театральная деятельность в детском саду/А. В. Щеткина. – М. : Мозаика – Синтез, 2007. – 128 с
Приложение №1
Методические рекомендации проведения диагностики по театрализованной деятельности.
1. Владеет выразительностью речи:
Цель: уточнить произношение звуков, чёткое артикулирование их в звукосочетаниях и словах; выявить умение отчётливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.
Задание №1
Материал: скороговорка
Маша шла, шла, шла
И игрушку нашла:
Кошку, матрёшку, шишку, мартышку.
Мышку, машинку, пушку, зайчишку,
Шар, неваляшку, катушку, лягушек,-
Кто потерял столько игрушек?
Методика проведения : предложить ребёнку повторить скороговорку.
Задание №2
Методика проведения: Исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят», то от лица Козы, то от лица Волка:
Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитесь, отворитесь,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла…
Задание №3
Методика проведения: Предложить ребёнку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя», так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает, и как они относятся к тому, о чём спрашивают.
Оценка результатов:
• 3 балла – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.
• 2 балла – эмоциональная отзывчивость, интерес, но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
• 1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.
2. Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.
Цель: выявить умение детей выражать различные эмоции и воспроизводить отдельные черты характера.
Задание №1.
Методика проведения:
Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде её носить с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама – простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).
Задание №2.
Методика проведения:
Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание.
Задание №3.
Методика проведения:
Представьте себя собачкой в будке. Серьёзная собачка. Ага, кто-то идёт, надо предупредить (рычим).
Задание №4.
Методика проведения:
На носочках я иду –
Маму я не разбужу.
Ах, какой искристый лёд,
А по льду пингвин идёт.
Оценка результатов:
• 3 балла – ребёнок выполняет задание без помощи взрослого, быстро осмысливает его, эмоционально отзывчив.
• 2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
• 1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.
3. Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения.
Задание №1. «Лисичка подслушивает»
Методика проведения: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чём они говорят.
Поза: ногу выставить вперёд, корпус тела слегка наклонить вперёд.
Выразительные движения :голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо, взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыт.
Задание №.2. «Вкусные конфеты»
Методика проведения: У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает её по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и кладут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.
Мимика: жевательные движения, улыбка.
Задание №3. «Цветок»
Методика проведения: Тёплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветочек на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.
Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить, поднять голову, распрямить корпус, руки поднять в стороны, затем вверх – цветок расцвел, голову слегка откинуть назад, медленно поворачивать её вслед за солнцем.
Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.
Оценка результатов:
• 3 балла – ребёнок быстро осмысливает задание, точно и выразительно его выполняет без помощи взрослых.
• 2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
• 1 балл – ребёнок не активен, не способен к самостоятельности.
Приложение №2
Диагностическая карта
№ Фамилия и имя Владение выразительностью речи Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения Общий балл
Н. Г. К. Г. Н. Г. К. Г. Н. Г. К. Г. Н. Г. К. Г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Итого:
Средний балл