Колдышкина Ольга
Методическая разработка «Путешествие в лес». Сценарий туристического похода (дети 5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: 5-6 лет
Форма проведения: Туристический поход
Методические приемы : объяснение, показ, поощрение, практическое выполнение, итог
Оборудование: обручи, мячи, корзины с шишками, кормушки, корм для птиц
Участники: Дети, педагоги, Волк, Баба-Яга, Лесовик (родители)
Планируемый результат: через игру развить у детей коммуникабельность, двигательные навыки, умение контактировать, взаимодействовать друг с другом; познакомиться с элементарными навыками туризма
Публикация «Методическая разработка „Путешествие в лес“, Сценарий туристического похода (дети 5–6 лет)» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Сценарии развлечений
- Темочки
Цель: Содействовать физическому, познавательному и нравственному развитию участников образовательного процесса детей, посредством туристических прогулок. Основная цель проведения прогулок - походов заключается в сохранении и укреплении здоровья воспитанников, расширении функциональных возможностей растущего организма, развитии психофизических качеств, мотивации воспитанников на здоровый образ жизни.
Данная цель достигается путем решения следующих задач
Задачи:
- формирование у детей представлений о туристическом походе;
- совершенствование двигательных навыков и физических качеств детей;
- повышение уровня двигательной активности, укрепление здоровья;
- закрепление навыков безопасного поведения на природе;
- воспитание бережного отношения к природе.
- заинтересовать родителей в использовании детского туризма, как средства здорового семейного отдыха
- формировать межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в процессе туристской деятельности
Пояснительная записка
Введение:
Одной из важнейших теоретических и практических задач оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Ценными считаются те формы физической культуры, которые обеспечивают комплексное решение задач как в плане физического, так и в плане общего развития ребёнка. Одной из таких форм являются прогулки - походы с элементами туризма. Во-первых, они позволяют повысить двигательную активность ребёнка, улучшить физическую подготовку, укреплять его здоровье. Во-вторых, прогулки-походы, наряду с подвижными играми, способствуют формированию нравственных качеств, таких как коллективизм, гуманизм, патриотизм, а также воспитанию бережного отношения к природе.
Актуальность:
Дошкольный туризм – одна из многообразных форм организации двигательной деятельности в природе.
Нельзя недооценивать того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет эти потребности ребят. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, повышают иммунитет ребенка. В лесу дети насыщают свой организм кислородом, что благотворно действует на весь организм ребенка, повышается эмоциональный настрой и увеличивается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в детском саду. В этом отношении поход особенно ценен для педагога, так как позволяет глубже понять сущность каждого из ребят и найти индивидуальный подход к ним, что способствует настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в дальнейшую жизнь. В туризме интегрируются все основные стороны воспитания: нравственная, познавательная, трудовая, физическая, эстетическая и др. Предлагаемая система работы по использованию элементарных форм туризма в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.
Организаторы проведения прогулок - походов должны владеть определённой методикой по организации данного мероприятия. Он должен знать признаки утомляемости детей, уметь оказывать первую медицинскую помощь.
Определяя место походов в режиме дня, следует отметить, что их длительность зависит от возраста, подготовленности детей, сезона и вида похода (пешеходный, велосипедный, лыжный). Лучшее время для похода сразу после завтрака. Желательно планировать его на конец недели, чтобы обеспечить активный отдых детей.
Туристическая прогулка-поход – это форма организации туристической деятельности, предполагает кратковременное пребывание в природных условиях (3-4 часов) и овладение некоторыми элементарными туристическими навыками.
Туристические – прогулки с дошкольниками за пределы детского сада рекомендуется проводить в осенне - зимний период, когда снижается возможность укусов клещей или в обязательном порядке применять меры безопасности, так как укусы могут нести опасность заражения серьёзным заболеванием энцефалитом. Педагоги и родители должны об этом помнить.
Подготовительный этап:
На подготовительном этапе, педагогами дошкольного учреждения: старший воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели групп старшего и подготовительного к школе возраста разрабатывается план по приобщению детей к туризму. Проводили беседу, в процессе которой дети получат необходимые знания о туризме и предстоящем походе. Дошкольники овладевают специальными терминами: турист, палатка, рюкзак, спальный мешок, компас, маршрут, карта.
Разрабатывается маршрут похода, определяем места остановок, продумываем необходимое снаряжение. Составляем карту–схему похода, определяем места стоянок в соответствии с планом. Приглашаем в поход медицинского работника, родителей и дети с детского сада «Лучик». Беседуем с детьми о ПДД, правилах поведения в лесу.
Дети вместе с педагогами, родителями отправляются в туристический поход.
По дороге их ждут разные приключения.
Основной этап
• Согласование с участниками туристического похода даты, места проведения.
• Ознакомление всех участников с содержанием похода.
• Обсуждение снаряжения и спортивного инвентаря, которое необходимо взять с собой.
• Совместный сбор и отправление к месту проведения туристического похода, собственное воплощение сценария проведения.
Заключительный этап
• Анализ работы по организации и проведению туристических походов.
• Дальнейшее планирование проведения туристических походов.
Структура проведения пеших прогулок-походов
1. Организационное начало (до 5 мин.)
Цель: сообщение задачи и краткого содержания предстоящей прогулки, проверка состояния личного снаряжения и готовности к походу.
Создается игровая мотивация (персонаж, письмо и т. д., рассматривание и обсуждение маршрута., создать проблемную ситуацию.
2. Движение по разработанному маршруту.
Используются 2 вида приемов для обогащения двигательного опыта детей:
1. Способствующие установлению взаимосвязи и преемственности в содержании организованной и самостоятельной двигательной деятельности: напоминание. Вопросы. Включение тех пособий и атрибутов, с которыми дети выполняли упражнения на физкультурных занятиях, помощь педагога в организации игр;
2. Направленные на овладение навыками движения, которые можно выполнять только в природных условиях: проблемные вопросы и задания, стимулирующие творческую активность;
3. Привлечь детей к выполнению социально значимой работы: покормить птиц, очистить поляну от мусора, накрыть «стол» для всей группы и т. д.
Ход мероприятия
1 остановка
Педагог: Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в туристический поход.
Вы готовы сегодня быть настоящими туристами? (да)
А кто такие туристы?
Туристы – люди, которые любят путешествовать. Отправляясь в поход, они надевают
удобную одежду, и берут с собой рюкзак.
А что же турист положит в свой рюкзачок? (ответы детей)
А ещё туристы соблюдают правила. Какие? (не мусорить, оберегать природу); разводить костёр – не ради забавы; разводит костёр только взрослый; для дров нельзя ломать живые деревья; перед уходом костёр залить водой.
(Письмо)
Посмотрите, ребята, к нам пришло письмо от лесничего деда Луки.
Вот что он пишет!
Дорогие мои маленькие друзья! Я узнал,что вы идете в поход в лес,я буду очень рад встрече с вами. Я очень прошу вас помочь мне навести порядок на моей полянке и помочь мне позаботиться о птицах, ведь скоро станет холодно. Очень жду вашей помощи! Ваш Лесовичок!
Вы готовы? (да) Тогда вперёд
Дети отправляются дальше.
2 остановка
Из кустов выбегает Волк
Кто в лесу гуляет
Кто мне охотиться мешает?
Педагог: Не сердись, волк, мы идем к Лесовичку в гости.
А скажи, Волк, нам, чем ты занят по утрам?
Волк:
Я, ребята, ранний зверь, вы уж в этом мне поверьте
Педагог: Расскажи нам по-порядку, часто ль делаешь зарядку?
Волк: Нет! Зарядку то, ребята, Я не делал никогда
Педагог: Мы тебя научим, Волк:
Рядом с нами ты вставай
Все за нами повторяй
Игра – разминка
(все выполняют)
Волк:
Ну, спасибо научили, теперь я каждый день буду зарядку делать.
Вы отправились к хозяину леса, значит, вам надо знать как надо вести себя в лесу? (Ответы детей)
3 остановка
Выбегает Баба- яга (на метле) : «Ха-ха- ха. Я – носатая, я – клыкастая, в ступе летаю, детей пугаю!»
Педагог: Кто это? Дети : Баба-яга
Я - бабусенька, я - ягусенька! Что вы делаете в моем лесу, я вас дальше не пущу, дальше могут пройти только сильные и смелые, а вы не такие
Педагог: Наши дети молодцы - Сильные, умелые, дружные и смелые и мы сейчас это докажем
Баба – Яга: А это мы сейчас проверим, поиграем в игру
Подвижная игра «Замри»
Б. Я. Раз, два, три – замри!
Кто рукою шевельнёт, тот со мною в лес пойдёт!
(дети замирают на месте, а баба-яга смотрит, чтоб никто не двигался)
Подвижная игра: «Удочка с метлой!»
Баба-Яга: Ой, я даже устала, вы правда очень быстрые и ловкие ребята, я думаю, что вы можете остаться здесь
Педагог: Спасибо баба-яга, теперь ты нам скажешь, где дом лесовика?
Баба-Яга: Так и быть скажу, вон на той полянке
Лесовик: Здравствуйте, ребята. Вижу, вы нашли дорогу в мой лес, вы получили мое письмо, поможете мне убрать мусор и накормить птичек.
Дети убирают мусор и вешают кормушки.
Лес – большой друг не только человеку, но и птицам и зверям.
Сейчас я проверю, какие вы знатоки!
-Какие деревья растут в моём лесу?
(ответы детей)
Ребята, а кто же в лесу главные жители? (птицы, звери)
А какие птицы живут в моём лесу? (ответы детей)- А какие звери живут в моем лесу?
-Молодцы вы справились со всеми вопросами, а теперь давайте посоревнуемся и разделимся на две команды. Сегодня судить вас будут жюри в составе… (родители и педагоги детского сада «Росинка», детского сада «Лучик»
Дети делятся на две команды: команда «Росинка», команда «Лучик»
Эстафеты
1. Эстафета с мячом
2. Попади шишкой в цель (метание в обруч)
3. Пролезай в норку (в обруч)
4. Перепрыгивание из обруча в обруч
Жюри подводит итоги, вручает грамоты
Лесовичок: Ну а теперь сюрприз – пикник (чаепитие) совместное родители и дети.