Анастасия Пашнева
Путешествие по воде в мир русских народных сказок для детей с ОВЗ-интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта:
У детей с интеллектуальными нарушениями имеются многочисленные проблемы в психофизическом, речевом, и эмоционально – волевом развитии. У них недостаточно развиты коммуникативно – рефлексорные процессы: обнаруживаются трудности в общении, недостаточно развито умение владеть своим поведение. Эмоциональные расстройства и связанные с ними нарушения поведения не всегда удается корригировать в процессе обучения. Наиболее адекватными для преодоления и профилактики этих нарушений являются психотерапевтические приемы и методы, непосредственно воздействующие на аффективную сферу ребенка. Среди них важное место занимает театральная деятельность и игры с водой.
Публикация «Путешествие по воде в мир русских народных сказок для детей с ОВЗ-интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах, а особенно, в сказках, заключено особое очарование, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Кто из нас не любит русскую народную сказку? Читая ее, мы печалимся вместе с сестрицей Аленушкой о судьбе непослушного братца Иванушки, спасаем с Иваном-царевичем Василису Премудрую и так радуемся, когда наконец-то наказаны Змей Горыныч и Баба Яга, Кощей Бессмертный и Леший.
Слушая сказки, смотря театрализованные представления, дети, знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать события.
Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей. Ребенок на уровне собственных ощущений получает опыт того, какое поведение более правильно; понимает, что вражда и зависть не дают ничего хорошего, а дружба и взаимоподдержка дают много хороших эмоций.
Развитие детей с интеллектуальными нарушениями с помощью сказок помогает им лучше адаптироваться в окружающей действительности и справляться с трудностями и проблемами, возникающими в жизни.
Дети дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в силу своих возможностей не могут обыграть сказку, но с удовольствием их слушают и смотрят. Чтобы закрепить прочитанный материал и привлечь детей к активным действиям, я использую стихию, которая очень привлекает наших детей – воду.
Игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений, но и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции.
Цель методической разработки: создание условий для понимания и осмысления детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью русских народных сказок.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить с видами и жанрами сказок,
• учить понимать сказки и эмоциональные состояния сказочных персонажей,
• развивать умение работать с условными заместителями персонажей сказки.
Коррекционно-развивающие:
• развивать эмоционально-волевую сферу,
• способствовать коррекции отклоняющегося поведения,
• развивать коммуникативные навыки,
• развивать способность к продуктивному общению,
• формировать навыки совместной деятельности, конструктивного общения,
• способствовать формированию познавательных и творческих интересов,
• развивать психические процессы,
• способствовать развитию фантазии и творческих способностей,
• развивать мелкую и общую моторику
• способствовать снятию напряжения и перевозбуждения.
Воспитательные:
• формировать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки,
• воспитывать дружелюбие, взаимовыручку, любовь к природе,
• воспитывать положительные черты характера (доброту, честность, трудолюбие, вежливость, отзывчивость, ответственность,
• формировать опыт нравственного поведения,
• воспитывать аккуратность и самостоятельность.
Для методической разработки я брала русские народные сказки, прописанные в тематическом календарном плане работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью. В пятницу на занятии для детей согласно лексической теме я показывала сказку, используя различные виды театра. Затем по содержанию сказки с детьми проводились игры с водой.
Название сказки : «Курочка Ряба» (сентябрь)
Материалы, содержание игры с водой:
К малышам приходит курочка. Расскажите им, что она умеет делать, как говорит, что кушает. Покормите с ребятишками птицу зернышками. Курочка в ответ на заботу принесла много яиц. Предложите детям потрогать их. Скажите, что они гладкие и белые по цвету. Затем налейте в таз воду и положите туда яйца. Игра заключается в том, что дети будут вылавливать их из воды руками и класть в корзинку.
Название сказки : «Колобок» (октябрь)
Материалы, содержание игры с водой:Предложите детям слепить колобка. В миску с небольшим количеством воды попросите детей добавить муку. Вместе с детьми замесите тесто и скатайте колобка.
Название сказки : «Репка» (ноябрь)
Материалы, содержание игры с водой: Расскажите детям, что репка выросла большая пребольшая потому что дедушка её хорошо поливал. Поставьте в таз репку, детям дайте лейки с водой и попросите полить репку.
Название сказки : «Снегурушка» (декабрь)
Материалы, содержание игры с водой: Показать как снегурушка растаяла, принести в таз снег и понаблюдать с детьми как он тает. Образовавшуюся воду можно использовать в игре «водопадики».
Название сказки : «Волк и семеро козлят» (январь)
Материалы, содержание игры с водой: Рассказать, что волк пока шёл до дома, где живут козлятки, попал под сильный дождь. Предложить детям устроить дождик чтобы остановить волка и он не добрался до козляток (поставить фигурку волка в таз и из пульверизатора поливать волка водой).
Название сказки : «Три медведя» (февраль)
Материалы, содержание игры с водой: Предложите детям сварить суп для трёх медведей. Воду в тазу помешайте большой ложкой и попросите детей разлить суп по трём чашкам для медведей. Дети по очереди ложкой переливают воду в миски.
Название сказки : «Теремок» (март)
Материалы, содержание игры с водой: В таз с водой опустить животных, которые жили в теремке. Попросить детей выловить зверей сачком.
Название сказки : «Маша и медведь» (апрель)
Материалы, содержание игры с водой: Рассказать детям, что Машеньку дедушка с бабушкой отпустили в лес за грибами и ягодами. Предложить детям помочь Машеньке собрать грибы и ягоды в ведёрко (вылавливать пластмассовые муляжи грибов и ягод сачком из таза с водой).
Название сказки : «Гуси-лебеди» (май)
Материалы, содержание игры с водой: Расскажите детям, что перед Алёнушкой и Иванушкой раскинулась большая лужа. Чтобы им помочь надо эту лужу с помощью губки высушить. Дети по очереди опускают губку в таз и выжимают её в другую ёмкость.
Предполагаемый результат:
• Повышение интереса детей к чтению сказок.
• Обогащение словаря.
• Повышение уровня развития речи детей.
• Благополучие эмоционально-волевой сферы детей.
• Улучшение психического здоровья детей.