Светлана Кузьмина
Программа по облегчению адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать
Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям детского сада, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад. Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту). Часто ребенок младшего возраста не может быстро и безболезненно привыкнуть к изменениям, особенно если ему в этом не помогают взрослые. Ведь в группе, как правило, 15 и более человек, а он привык видеть не более 5-6 чел. в своей семье. Поэтому непременным условием благополучной адаптации ребенка является единство требований, приемов и методов воздействия, согласование тактики введения ребенка в систему общественного воспитания. При поступлении ребенка в детский сад особое значение имеет его физическая подготовленность. Организм детей первых лет жизни больше, чем в старшем возрасте подвержен заболеваниям, родители должны закалять их. Необходимо обеспечить малышу пребывание на свежем воздухе в любое время года, проводить с ребенком гимнастику, учить выполнять физические упражнения, развивать навыки ходьбы, бега, лазанья. Важным средством закаливания являются воздушные ванны и водные процедуры, но их нужно выполнять в соответствии с существующими правилами. Одежде ребенка также следует уделять внимание. Если его излишне кутать, то вследствие несовершенства терморегуляции малыш может легко вспотеть, а это ведет к охлаждению организма и простудным заболеваниям. А слишком легкая одежда также может стать причиной заболевания. Одним из факторов, который очень важен для процесса привыкания, является режим дня ребенка в семье. Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, то они с трудом привыкают к распорядку дня детского сада. Несовпадения домашнего режима с режимом детского учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка, он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему. Существует много форм работы по организации процесса адаптации детей к новым условиям, самыми важными являются взаимодействие семьи и детского сада, индивидуальный подход к ребенку. Воспитатель должен сначала показать ребенку, что необходимо сделать, поупражнять его в этих действиях и только затем давать указания. Из всего выше перечисленного встает необходимость рассмотрения организации условий адаптации ребенка к ДОУ.
Публикация «Программа по облегчению адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Мной была разработана и реализована программа, представленная ниже.
Цель программы – способствовать личностному росту ребенка и тем самым, помогать ему адаптироваться к условиям детского сада. Основные задачи программы : 1. Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным. 2. Развивать навыки социального поведения. 3. Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности. 4. Развивать способность ребенка к сопереживанию, эмпатии. 5. Учить ребенка выражать свои чувства разными способами, в том числе и с помощью творчества. 6. Формировать позитивное отношение к сверстникам.
Занятия по программе состоит из 4 занятий, которые проводятся 1 – 2 раза в неделю в форме тренингов продолжительностью 15 минут.
Учебно – тематический план.
№ п/п Темы Младшая группа
1. Знакомство 15 мин
2. Снова осенью мы вместе 15 мин
3. Как понять друг друга 15 мин
4. Какие есть чувства 15 мин
ИТОГО: 60 мин
Содержание программы :
Занятие 1. Цели: дать детям возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить свое состояние, настроить детей на позитивное восприятие детского сада. Материалы: ДМ «Детский сад», мягкая игрушка, большие листы ватмана, бумага для рисования, карандаши, фломастеры. Ход занятия: Дети входят в комнату и садятся на ковер. Игра «Меня зовут, и я сегодня вот такая». Дети по очереди называют свое имя и показывают свое состояние с помощью телодвижений. Все остальные говорят «Здравствуй, а я… сегодня вот такой» и стараются правильно передать его движения. Затем дети рассматривают картинки демонстрационного материала и вспоминают, какие занятия проходят в детском саду, как зовут педагогов, как проходит день и т. д. Что мы делаем в д/с? Зачем он нужен? (Приходит кукла Маша, она ничего не знает о д/с. Кто может ей рассказать) У каждого из вас наверняка есть что – то любимое в д/с! Нарисуйте это место, игру, занятие и. т. п. Дети рисуют то, что хотят. Можно, по желанию, рисовать любимого воспитателя, а затем устроить выставку.
Занятие 2. Цели: повышать у детей уверенность в себе, формировать позитивное отношение к сверстникам, развивать воображение, развитие тактильного восприятия Материалы: «Чудесный мешочек» с клубком оранжевых ниток, большие листы бумаги с нарисованным в центре кругом (d30-40см, краски, фломастеры Ход занятия: Здравствуйте ребята! Сегодня у меня есть мешочек и мы по - очереди определим, что там. Правильно, это клубок. Он поможет мне спеть вам песенку. Я буду петь про того, у кого в руках клубок, а пока я пою, надо будет намотать на пальчик нитку и передать клубок своему соседу. Клубочек ко мне вернулся, мы все связаны одной ниткой. Следующее задание надо будет выполнять осторожно, так, чтобы получилось у всех. А теперь давайте вспомним, какое сейчас время года. Правильно – осень. Рассматриваем картинку и обсуждаем признаки осени. Работа «Наша осень». Работа выполняется всей группой, это может быть по желанию групповой рисунок, рисунок по очереди и т п.
Занятие 3. Цели: развивать коммуникативные навыки, развивать групповую сплоченность, повышение у детей уверенности в себе, развивать тактильное восприятие, воображение, внимание. Материалы: мешочек с клубком, бумага А4, сухие листья, большие листы бумаги с нарисованным в центре кругом (d30-40см, краски, фломастеры, клейстер. Ход занятия: Все встают в шеренгу. На счет ведущего – должны прыгнуть на месте и развернуться в любую сторону, но постараться развернуться так, чтобы все смотрели в одну сторону. «Испорченный телефон» Один из детей рисует что – то небольшое. Другой подходит и рассматривает рисунок, затем рассказывает следующему то, что нарисовано. Последний должен нарисовать такой же рисунок. Сравниваем и обсуждаем. Упражнение «Листья». Дети сидят в кругу с закрытыми глазами. Когда ребенок почувствует, что на него упал листик – можно открыть глаза, взять листик и подумать: Что это за лист? С какого дерева он упал? Хочет ли он вернуться обратно. Есть ли у него друзья… и т. д. Расскажите нам про него. На заранее приготовленных листах с желтыми кругами на синем фоне дети выбирают место для своих листиков и наклеивают их. Затем все вместе придумываем название.
Занятие 4. Для младших дошкольников занятие проходит в два этапа, «Знакомство (повторение) с эмоциями», «Выражение эмоций» Цели: учить детей понимать чувства других людей и адекватно выражать свои, развитие тактильного восприятия, формирование уважения детей друг к другу, обучение творческому самовыражению Материалы: мешочек с Колобком, фотографии людей с разными выражениями лица, репродукции, маленькие листы бумаги с нарисованным в центре кругом (d30-40см, краски, фломастеры, «Дерево эмоций» Ход занятия: Определяем, что лежит в волшебном мешочке. Да, это шар! А теперь посмотрим, какой это шар. Достаем Колобка. Смотрите-ка – это Колобок! А кто скажет, какое у него настроение? Правильно, веселое, как вы догадались? А что такое чувства? Зачем они нужны? Как они появляются? Сейчас каждый возьмет Колобок и назовет чувства, которые знает. Молодцы! А теперь вместе подумаем, какие цвета подходят «Радости» (дети могут по – очереди подходить и выбирать цвета, прикрепляя их рядом с эмоцией). Так же «Грусть», «Злость» и т. п. У нас очень хорошо получилось. Я раздам вам картинки и мы по - очереди попробуем рассказать, какое настроение на них показано. После реализации, разработанной программы нарушений адаптации детей к ДОУ, мной была проведена повторная диагностика детей с целью выяснения эффективности предпринятых мер. Повторная диагностика проводилась с помощью наблюдения.
Распределение детей по различным группам адаптации (после реализации программы).
№ п/п Имя ребенка Группа легкой адаптации Группа средней адаптации Группа тяжелой адаптации
1. Настя Р. +
2. Рома И. +
3. Влад К. +
4. Оля А. +
5. Саша Т. +
6. Дима Н. +
7. Юля А +
8. Лиза К. +
9. Даша П +
10. Степа А +
Общий итог распределения детей по различным группам адаптации представлю в таблице.
Группа легкой адаптации Группа средней адаптации Группа тяжелой адаптации
8 (80%) 2 (20%) 0
Как видно из результатов наблюдения поведение детей значительно изменилось в лучшую сторону, а именно можно увидеть, что не осталось детей с тяжелой формой адаптации и большинство детей уже намного легче привыкают к ДОУ. Соответственно, предложенные мной мероприятия по облегчению адаптации детей к ДОУ должны обязательно быть применены в работе ДОУ.