Попова Любовь Петровна
Ролевая игра для подростков «Школа — территория без курения!» по профилактике табакокурения
▼ Скачать
«Курить или жить?»
(Ролевая игра для подростков)
Цель: воспитание у учащихся ответственности за своё здоровье, устойчивого негативного отношения к курению. Расширение знаний о вреде курения.
Форма: беседа с элементами тренинга.
Информация к размышлению
Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации.
Оноре де Бальзак
Оборудование: плакаты с антиникотиновым содержанием, слайды о вреде курения.
Информация к классному часу
Из истории приобщения европейцев к курению
Публикация «Ролевая игра для подростков „Школа — территория без курения!“ по профилактике табакокурения» размещена в разделах
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- Наркотики, курение, алкоголь, ПАВ. Профилактика
- Сюжетно-ролевые игры
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школа. Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Табак родом из Америки. Первыми европейцами, попробовавшими его в 1942г., были матросы знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба.
В числе подарков жители острова Гуанахани, который Колумб назвал Сан-Сальвадор, поднесли сушеные листья растения «петум». Сами они курили эти подсушенные на солнце листья, свернутые в трубочки. Жители Кубы, где Колумб высадился 27октября 1492г., называли траву для курения «сигаро». И хотя в представлении набожных испанцев пускать дым из ноздрей, как это делали островитяне, могли лишь черти, многие матросы, да и сам адмирал, втянулись в это занятие.
В Англии, в эпоху Елизаветы 1, курильщиков приравнивали к ворам и водили по улице с веревкой на шее.
В России во времена царствования Михаила Федоровича Романова, уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй - обрезанием носа или ушей. После пожара в Москве в 1643г., причиной которого, как стало известно, было курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.
Торговля табаком и курение были разрешены в России в царствование Петра 1, который стал самым заядлым курильщиком после посещения Голландии.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя
Для создания эмоциональной, убедительной атмосферы разговора об опасности курения для здоровья человека, особенно для растущего организма, учитель обращается к фактам, которые оформлены на листе ватмана:
• Из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний легких, 75 курили;
• Из каждых 100 человек, умерших от ишемической болезни сердца, 25 курили;
• Из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80;
• Каждый 7-й длительно курящий человек страдает эндартериитом – тяжелым заболеванием кровеносных сосудов;
• Если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет;
• Выкуривая 20 сигарет в день, человек дышит воздухом, загрязненность которого в 580- 1100 раз превышает санитарные нормы;
• 4000 химических веществ, содержащихся в табачном дыме,
Наносят неповторимый вред здоровью не только курящих, но и тех, кто находиться рядом с ними. Пассивное курение еще опаснее. (по материалам mednovosti. ru)
Далее учитель организует обмен мнениями учащихся о пагубном влиянии курения на организм человека.
Вместе с тем не следует ожидать, что все учащиеся будут единодушны в осуждении курения. Выявившиеся разногласия станут хорошей основой для дискуссии.
Опыт «Курящая кукла»
Оборудование опыта:
• Резиновая кукла среднего размера;
• Резиновая груша;
• Стеклянная трубочка;
• Кусок ваты;
• Сигарета с фильтром;
• Спички.
Поместите кусочек ваты в стеклянную трубочку. С одной стороны трубочки укрепите резиновую грушу, с другой тлеющую сигарету. С помощью груши продуйте воздух(«выкурите сигарету»). Не спешите с окончанием опыта, так как эффект может быть не столь наглядным. «Выкурив»таким образом одну сигарету, обратите внимание детей, что вата изменила цвет, концы трубочки стали коричневыми. Извлеките вату из трубочки, разверните и покажите ее изменившийся цвет. Акцентируйте внимание детей, что осевшие на вате («легких» куклы) вещества- те самые токсины и яды, которые оседают в легких человека, приводя к тяжелейшим последствиям.
Пройдите по рядам и дайте каждому понюхать вату (это способствует усилению воздействия на учащихся).
Следующий вопрос, который учитель должен обсудить с учащимися, касается причин распространения курения среди подростков.
Чтение и обсуждение отрывка из книги М. Твена «Приключение Тома Сойера». В «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен очень выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения :
«После вкусного обеда, состоящего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком. Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был не приятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:
- да это совсем легко! Знай я это раньше, я уж давно научился бы.
- и я тоже, - подхватил Джо. – Плевое дело.
Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплевывали все чаще и чаще…
Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий».
Учитель объясняет детям, что произошло в детском организме, если он настолько бурно прореагировал на табак.
Попросите детей подумать над вопросом «Почему подростки начинают курить?»
Возможные ответы учащихся:
• Из любопытства;
• За компанию;
• Стремление показать себя «крутым» и взрослым;
• Слабая воля;
• Нечем занять досуг;
• Непонимание опасности курения;
• «покурю и смогу бросить»;
• Не занимаюсь спортом;
• Влияние рекламы, кино, телевидения;
• Наличие карманных денег и т. д.
Парный тренинг «Убеди друга»
Одному из участников, знающему, что друг начал курить, необходимо убедить его бросить это опасное занятие, пока он не стал заядлым курильщиком.
Затем еще 2-3 пары участвуют в тренинге.
Мини-итоги
В заключении классного часа учитель предлагает учащимся сформулировать главные выводы изученной темы в виде памятки «Мои аргументы против курения».
Мои аргументы против курения
1. Курение разрушает организм.
2. Курение приводит к неизлечимым болезням.
3. Курение снижает физическую активность.
4. Курение портит цвет кожи.
5. Никотин забирает свободу, человек становиться его рабом.
Мы выбираем жизнь!
Беседа «Пассивное курение»
Цель беседы – дать школьникам правильное представление о вреде пассивного курения.
Учитель читает рассказ и обсуждает его с учениками.
“Жил-был в одной квартире говорящий попугай по имени Труша. Правда, это только считалось, что он говорящий, потому что его никто не учил говорить, а поселили его в клетку просто так, для украшения квартиры. Ну, еще для того, чтобы развлекать Васю. А Вася - это пятиклассник, обыкновенный мальчик, ничего особенного. Надо сказать, что Трушу Вася любил, сам убирал клетку, подливал воды и подсыпал корма, да и Труша платил взаимностью - не кусался, не царапался, когда Вася вытаскивал его из клетки на диво друзьям-приятелям.
Как-то раз пришел Вася из школы, поздоровался с Трушей, бросил портфель и начал звонить кому-то по телефону. Говорил тихо: “Ну, прямо как заговорщик”, - подумал Труша. Через некоторое время Труша услышал звонок в дверь. Пришел Васин дружок, Витя. “Да-а-а, - подумал попугай, - не миновать сегодня представления - опять меня вытащат и перья будут рассматривать”. Только ребята не спешили к нему, а наоборот - подошли к окну. Вася говорит:
- Отец с матерью сегодня поздно придут, так что комната успеет проветриться.
- Ну, давай тогда, чего ждешь-то, - с нетерпением проговорил Витя. “О чем это они?”, - подумал попугай. И тут он увидел, как его хозяин вытащил из кармана какие-то коробки одну побольше, другую поменьше. Распечатал ту, что побольше, достал оттуда какие-то две белые бумажные палочки. Одну со словами “Угощайся, старик" — протянул Вите, другую оставил себе. “А-а-а. — сказал про себя попугай, — я, кажется, догадался. Это, наверное, такие конфеты. Тогда почему он не угощает меня?. ” Но тут вдруг началось что-то совершенно непонятное. Из маленькой коробки Вася извлек огонь и, взяв в рот “конфетку”, зажег ее. То же сделал его приятель. Комната быстро наполнилась едким дымом. Ребята, усевшись на диване, важно пускали его тонкими струйками. Витя даже пытался пускать кольца, но попугай этого искусства не оценил.
Бедный Труша, он никогда не нюхал табачного дыма. Он задыхался, его маленькие глазки начали слезиться. Он пытался улететь, но вспомнил, что сидит в прочной клетке и уж, конечно, улететь не может. Всегда такая красивая, с изящными, тонкими металлическими прутиками клетка в эту минуту показалась Труше страшной тюрьмой.
А дыма в комнате становилось все больше и больше, и Труша вдруг понял, что если это не прекратится, то он и вовсе может испустить дух. Он засвистел, защелкал клювом, давая понять, что, мол, все, хватит, помогите-е-е! Но ребята, сидя на диване и покуривая, не понимали, о чем свистит попугай.
И тут вдруг случилось самое настоящее чудо.
Труша заговорил. Человеческим голосом с попугайским акцентом. Он громко и отчетливо произнес:
— Пр-р-рекр-р-ратите кур-р-рить! Умир-р-раю! Вася от удивления так широко открыл рот, что сигарета выпала из него на пол. Витя, хорошо знавший попугая, тоже страшно удивился. Они тотчас затушили окурки. Однако Труша потребовал:
— Пр-р-роветр-р-рите квар-р-ртиру!
Друзья открыли настежь окно. Живительный свежий воздух ворвался в комнату. Труша вдохнул его полной грудью и почувствовал, что сегодня он скорее всего останется жив. Если, конечно, опять не взбредет в голову этим “курякам” травить его дымом.
Но ребята и не думали закуривать снова. Витя ушел домой, а Вася в изрядном беспокойстве, как бы попугай не проболтался родителям о том, что их сынуля балуется табачком, сел делать уроки.
Вечером пришли родители. Вася, с опаской поглядывая на Трушу, сообщил:
— Наш Труша научился говорить!
— Не может быть! — удивился папа, — а ну-ка, скажи нам что-нибудь. “Научишься тут с тобой!”, — с досадой подумал попугай, вспомнив сегодняшнее приключение. Но выдавать Васю не стал, а только сказал подошедшим родителям:
— Здр-р-равствуйте, дор-р-рогие!
С тех пор Труша настоящий говорящий попугай, а Вася — некурящий школьник. Бросил. Совсем. Не хочет больше травить ни себя, ни своего любимого попугая. Родители так и не узнали про эту историю. Поэтому они очень удивляются, почему Труша время от времени вдруг громко и отчетливо произносит:
— “Кур-р-рить вр-р-редно!”
Учитель рассказывает о вреде пассивного курения — вдыхания внешнего дыма сигареты. Необходимо сказать ученикам, что пассивное курение приносит организму практически такой же вред, как и активное. Школьники должны знать, что человеку вредно находиться в прокуренном помещении.
Вопросы для обсуждения.
1. Почему Труша заговорил?
2. Хорошо ли, если в твоем присутствии курят?
3. Как нужно относиться к курению в общественных местах?
4. Имеет ли право “Труша” (человек) на чистый воздух?