Александра Гусева
Проектная деятельность в первой младшей группе ДОУ на тему «Солнце»
Проектная деятельность в первой младшей группе ДОУ на тему
Автор: Гусева Александра Сергеевна, воспитатель, ГБДОУ детский сад N110 г. Санкт-Петербурга.
Актуальность
Тема была выбрана в середине весны. В апреле солнце начинает светить ярче и греть сильнее. Дети затрудняются ответить на вопросы:
«Для чего нужно солнышко?», «Какого цвета солнышко?», «Какой формы солнышко?»
Публикация «Проектная деятельность в первой младшей группе ДОУ на тему „Солнце“» размещена в разделах
Цель проекта : формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности : игровой; познавательной (наблюдения, эксперимент, художественное слово); музыкально-эстетической, продуктивной.
Задачи:
1. Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир.
2. Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.
3. Обогатить словарный запас детей по данной теме. Закрепить понятия «желтый», «круглый», «похоже», «не похоже» .
4. Развить эмоциональную отзывчивость на музыкальные и литературные произведения и яркие явления природы.
Тип проекта : информационно-исследовательский.
Участники: Педагоги – воспитатели группы, дети первой младшей группы, родители.
Срок реализации: апрель
Длительность: две недели (краткосрочный)
Ожидаемый результат:
- обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «яркое», «светлое», «теплое», «светит», «улыбается», «греет» и т. д.
- познавательный интерес к экспериментам;
- развитие у детей наблюдательности.
Подготовительный этап:
1. Постановка цели и задач проекта.
2. Беседы с детьми, для выявления знаний детей о весне, солнце.
3. Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр, с использованием «солнца», иллюстративный материал.
4. Подготовка атрибутов и материалов для игр, НОД.
Основной этап:
Вид деятельности
Тема
Чтение художественной литературы
Чтение и заучивание потешек «Солнышко», «Солнышко вёдрышко»
Стихотворения: «Гори-гори ясно!» (Е. Благинина, «Солнышко» (Г. Бойко, «Солнечные зайчики» (А. Бродский, «Сосульки-плаксы» (В. Шипунова)
Музыкальная
Слушание аудио-записи «Капель»
Разучивание и пение песен «Дождик, дождик – кап, кап, кап», «Дождик, дождик веселей».
Музыкальная игра в движении «Солнышко и дождик».
Отстукивание на металлофоне капели.
Продуктивная
НОД (художественное творчество)
«Ласковое солнышко» (Нетрадиционная форма – рисование ладошками)
«Весенняя капель» (Нетрадиционная форма – рисование пальчиками)
«Солнышко лучистое» (Нетрадиционная форма – лепка из пластилиновой вермишели).
Познавательно-коммуникативная
Дидактическая игра «На что похоже?» (по форме, цвету, ощущениям).
Рассматривание иллюстраций с изображением весенних явлений (таяния снега, капели
Исследовательская
Наблюдение за изменениями в природе, связанных с солнцем.
Проведение наблюдений за восходом и закатом солнца (по возможности в группе, по иллюстрациям, с помощью родителей дома).
Эксперимент «Холодно - тепло»
Двигательная
Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Солнечный зайчик», «Птички»
Комплекс утренней гимнастики «Лучистое солнышко».
Малоподвижная игра «Построй солнышко».
Физкультминутка «Солнечный зайчик».
Пальчиковая гимнастика «Светит солнце», «Капельки»
Самостоятельная
Рассматривание иллюстраций с изображениями весенних явлений, солнца.
НОД (рисование) по теме «Ласковое солнышко»
(Нетрадиционная форма – рисование ладошками)
Задачи: учить рисовать солнышко в нетрадиционной технике «ладошкой» (лучи солнца); закреплять знания детей о жёлтом цвете, круглой форме; развивать творческие способности, воспитывать аккуратность в работе.
Ресурсы: гуашь жёлтого цвета, салфетки, зеркало, круг солнца, нарисованный на ватмане без лучей, губка для нанесения краски на ладошки, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа Заучивание потешки «Солнышко ведрышко», рисование лучиков солнца кистью, наблюдение за солнцем во время прогулки. Рисование солнца кистью в «Творческой мастерской» совместно с воспитателем.
Организационный момент.
- Ребята, скажите у вас хорошее настроение?
Тогда улыбнитесь мне, друг другу. (воспитатель пускает солнечного зайчика)
- Ой! Кто это? (солнечный зайчик)
- А как можно поймать солнечного зайчика? (Если направить зеркало на солнце).
Мы зеркальцем играли,
Зайчик зеркальцем поймали.
«Зайчик, зайчик озорной,
Поиграй скорей со мной!»
Вмиг сорвался с места зайка,
Словно крикнул: «Догоняй-ка!»
Пробежался по стене,
По кувшину на окне, и по стульям, по столу,
Всех погладил по лицу. (убрать зеркало)
- Куда же подевался наш солнечный зайчик? Давайте посмотрим вверх, вниз, в одну сторону, в другую сторону (звучит музыка)
- Вы слышали, нас кто-то зовет?
(дети идут на звуки музыки, подходят к столу, там лежит ватман с нарисованным солнцем без лучей и без улыбки)
- Вот кто нас к себе позвал! (солнышко)
- Какое солнце? (жёлтое, круглое)
- Посмотрите, оно веселое или грустное? (грустное)
- Когда солнышко улыбается, оно согревает нас своими лучиками. А это солнышко грустное, почему как вы думаете? (Нет лучиков)
- Как же его развеселить? (Нарисовать лучи)
- Молодцы! Давайте нарисуем весёлое солнышко, и в группе сразу станет светлее и теплее.
- Солнышко у нас желтого цвета, а какого цвета будут лучики? (Тоже жёлтого)
- Чем же мы можем нарисовать лучи? (Кисточкой).
- Ведь на столе нет кисточек. Что же делать?
- У нас есть верные помощники, наши ладошки. И рисовать мы сегодня будем ладошками.
- А чтобы наши ручки нас слушались и не устали, давайте мы с ними сначала поиграем. Покажите мне свои ладошки. Вот они. Давайте представим, что кулачок - это солнышко, а пальчики - это лучики.
Пальчиковая гимнастика: «Светит солнце» (см. Приложение)
Практическая часть.
- Для работы у нас все готово, подойдите ближе к солнышку.
- К какой краске мы пойдём в гости? (К жёлтой)
- Правильно, мы со своими ладошками пойдём в гости к желтой краске. (воспитатель губкой наносит краску на ладошку ребёнка) А теперь прижмём ладошку вокруг солнышка. (воспитатель показывает, как прижимать ладошку) От ладошки остался след - какой красивый лучик получился. Сжимаем пальчики в кулачок, чтобы краска никуда не убежала, и вытираем о салфетку.
(Под музыку дети делают отпечатки своих ладошек. Во время работы воспитатель следит за аккуратным выполнением задания и в конце рисует улыбку у солнца)
- Светит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату
Мы захлопали в ладошки,
Очень рады солнышку.
- Посмотрите, какое красивое получилось у нас солнышко! Какого оно цвета? Какого цвета лучи? (Жёлтого)
- А сейчас солнышко весёлое или грустное? (весёлое)
- Почему? (теперь у него есть лучики)
(воспитатель пускает солнечного зайчика)
- Посмотрите, а вот и наш солнечный зайчик. Он зовет нас немного поиграть.
Вы хотите поиграть с солнечным зайчиком? (Хотим) - раздать детям зеркала.
Физкультминутка
Подвижная игра «Солнечный зайчик» (см. Приложение)
Итог (рефлексия)
- Солнышко теперь веселое, потому что вы ему помогли нарисовать лучи.
Давайте оставим его у себя в группе. Оно будет нас согревать.
Анализ готовой композиции. Оформление выставки.
НОД (рисования) по теме «Весенняя капель»
(Нетрадиционная форма – рисование пальчиками)
Задачи: Закрепить знания детей о характерных признаках весны; формировать умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию, состоящую из точек; учить понимать и анализировать содержание стихотворения; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ресурсы: картинки с изображением тающих сосулек, лист белой бумаги формат А-4 с нарисованными вверху листа сосульками, голубая гуашь, салфетки, медальоны - капельки; аудио - запись «Капель».
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за сезонными изменениями природы, за таянием снега и сосулек, за характерными признаками весны, рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы о весне.
Организационный момент.
В группу входит воспитатель, одетый в костюме Весны.
– Здравствуйте дети! Я Весна - красна, хочу пригласить вас в весенний сад. Какое сейчас время года? Как вы узнали?
Разносятся звуки капели.
– Что это? (капают капли)
Выходи скорее в сад
Слушай звон. Слушай звон,
Это капельки звенят:
«Дон-дон-дон-дон»
Беседа.
Воспитатель обращает внимание детей на таяние сосулек. Читает стихотворение В. Шипунова «Сосульки-плаксы» :
Сосульки звенят и звенят,
На солнце сверкают-блестят.
Грустят об ушедших морозах,
Пускают длинные слёзы.
В лужах слезинки прячут.
Плачут сосульки! Плачут!
- Ребята, наступило время года весна. Один из первых признаков весны – это капель. Тает снег. С крыш капают сосульки – кап-кап-кап! Как вы думаете, почему весной всегда тают сосульки? (Солнышко весной греет сильнее и сосульки тают).
Пальчиковая гимнастика упражнение «Капельки» (см. Приложения)
- Посмотрите на свои листочки. Что на них изображено? (сосульки)
- А почему у вас сосульки не тают, что сделать, чтобы на ваших сосульках появилась весенняя капель? (нарисовать).
Практическая часть.
- Хотите нарисовать весёлые капельки? Для этого нам нужны наши пальчики.
Воспитатель показывает, как можно пальчиками нарисовать капель и предлагает сделать это детям.
Дети рисуют капель, проводя от каждой сосульки вертикальную линию состоящую из точек-капелек.
Во время работы воспитатель следит за аккуратным выполнением задания.
- Вот и наши сосульки начали таять, значит и к нам пришла весна.
– Детки, скажите, а если с облачка будет падать много, много капелек, что получится? (дождик)
Правильно, дождик! Хотите поиграть?
Физкультминутка
Подвижная игра «Солнышко и дождик» (с зонтиком). (см. Приложение)
Итог (рефлексия).
В конце Весна дарит детям капельки-медальки. Анализ рисунков. Оформление выставки работ.
НОД (лепки) по теме «Солнышко лучистое».
(Нетрадиционная форма – лепка из пластилиновой вермишели).
Задачи: формировать у детей интерес и положительное отношение к игре, желание участвовать в общем действии, оказывать помощь, радоваться полученному результату; развивать речь; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику; закреплять знания о солнце (для чего оно нужно, какое оно, закреплять форму, цвет; учить передавать образ солнышка в лепке.
Ресурсы: изображение солнышка, листы картона синего и голубого цвета (листа формата А4, подносы с пластилином жёлтого цвета (вермишелью, салфетки для рук, доска для лепки, аудиозаписи, птички – игрушки.
Предварительная работа: Наблюдение за солнцем во время прогулки. Рассматривание иллюстраций с изображением солнца детьми. Рисование солнца кистью и карандашами в «Творческой мастерской» совместно с воспитателем. Перед началом проведения НОД необходимо подготовить пластилин. Для этого нужно слегка подогреть пластилин и поместить в шприц, затем выдавить пластилин и подождать его застывания.
Организационный момент.
Звучит мелодия русской народной песенки «Свети, свети, солнышко». Дети сидят полукругом на стульчиках. Педагог перед ними. Музыка постепенно утихает.
- Детки, послушайте очень интересную загадку и скажите, о чё м в ней говорится:
Оно весь мир обогревает
И усталости не знает,
Улыбается в оконце,
А зовут его все….(солнце).
Беседа.
Правильно, это солнышко. Просыпается оно раньше всех, умывается из тучки и поднимается высоко в небо, чтобы совершать добрые дела. А какие добрые дела совершает солнышко? (Землю освещает, согревает.) Да, ребята, верно, у солнышка много добрых дел : землю обогреть, ярким светом осветить, да и всех разбудить своими яркими лучиками.
Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то стучится к нам в дверь. Давайте посмотрим. Вносит на подносе птичек.
- Дети, кто это к нам в гости пришел?
Ласточки-касаточки,
Скорее к нам летите,
Из дальних стран спешите,
И весну на крылышках,
И тепло несите.
- А вы знаете, как птички песенки поют? Но сейчас птички почему-то грустные. Ребята, как вы думаете, что случилось, почему они не щебечут и не летают? (Птички очень любят солнышко. Когда становится тепло пернатые начинают летать, щебетать и веселиться. Но солнышка давно не было, поэтому птички грустные).
- Ну что, ребята, поможем птичкам. (Да, поможем.) Тогда нам нужно вспомнить, где его искать? Где оно живёт? (Ответы детей.) Ну, тогда в путь!
(Звучит весёлая музыка)
Физкультминутка.
За солнышком, за солнышком
Дорожкой луговой
Пойдём мы все весёлые
Весеннею порой. (Ходьба с высоким подниманием колен.)
Дети вместе с воспитателем читают стихотворение:
Солнышко-ведрышко!
Выгляни в окошечко! (Руки вверх.)
Твои детки плачут.
По камушкам скачут! (Прыжки на месте.)
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись! (Зовут солнышко, но оно не появляется.)
Воспитатель:
Ребята, солнышко не появляется. Давайте, cлепим солнышки из пластилина. Может быть, они разгонят тучки и птичкам станет тепло.
(Дети проходят за столы.)
- Чтобы солнышко из пластилина было похоже на настоящее, давайте вспомним, какое оно? На что похоже по форме? (На мячик, пуговицу, шарик.) А какого цвета солнышко? (Жёлтого.)А что есть у солнышка? (Лучики.)
Практическая часть.
Лепить мы будем с использованием пластилина необычной формы - вермишели. Посмотрите, что я приготовила для вас (показывает подносы с пластилиновой вермишелью).
Воспитатель показывает образец выполнения работы. Нужно сделать круг из вермишели. Отщипнуть полоски необходимой длины (лучики). Педагог объясняет, что лучики нужно равномерно распределить у солнышка.
Дети выполняют задание, педагог оказывает индивидуальную помощь.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко» (см. Приложения)
Дети заканчивают работу, в это время появляется изображение солнца. Звучит весёлая музыка.
Итог (рефлексия).
Воспитатель: Ребята, ну вот и солнышко выплыло на небо, разогнало тучки. У вас получилось помочь птичкам! (Дети радуются. Птички благодарят детей за помощь. Все вместе рассматривают получившиеся солнышки.)
Выставка работ.
Приложения.
Потешки и стихи:
Солнышко-ведрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей
Телят да ягнят,
Еще маленьких ребят.
«Гори-гори ясно!» (Е. Благинина)
Солнышко красно,
Гори-гори ясно!
В небе рыбкой поплыви,
Нашу землю оживи,
Всех на свете ребятишек,
Обогрей, оздорови!
«Солнышко» (Г. Бойко)
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое.
Доброе, лучистое!
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
Ласточки-касаточки,
Скорее к нам летите,
Из дальних стран спешите,
И весну на крылышках
И тепло несите
«Солнечные зайчики» (А. Бродский)
Скачут побегайчики –
Солнечные зайчики.
Мы зовём их – не идут.
Были тут, и нет их тут.
Утренняя гимнастика «Птички»
1 часть
Ходьба стайкой за воспитателем со сменой направления. Лёгкий бег врассыпную «птички летят». Построение с помощью воспитателя в круг.
2 часть
И. п. : стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены вдоль туловища.
Поднять руки в сторлны, опустить, сказать: «Чик-чирик», вернуться в и. п. (повтор 4 р.)
И. п. : стоя, ноги слегка расставлены, руки за спиной. Наклониться и постучать пальцами по коленям, сказать: «Клю-клю», вернуться в и. п. (4 р.)И. п. : стоя, руки опущены. Прыгать легко на двух ногах (5-6 раз)
(Повторить 2 раза)
3 часть
Бег. Ходьба. Дыхательное упражнение.
«Солнышко»
1 часть
Ходьба стайкой за воспитателем со сменой направления. Лёгкий бег врассыпную «птички летят». Построение с помощью воспитателя в круг.
«Пробуждение солнышка»
Вот как солнышко встает- (Дети сидят на корточках, руки опущены, Медленно встают.)
Выше, выше, выше (Дети стоят, руки поднимают вверх.)
К ночи солнышко зайдет- (Дети присаживаются на корточки.)
Ниже, ниже, ниже. (Дети сидят на корточках, наклоняют голову вниз-вверх-вниз.)
Хорошо, хорошо (Дети встают, хлопают в ладоши.)
Солнышко смеется (Руки на пояс, повороты вправо-влево.
А под солнышком таким
Веселей живётся. (Кружение на месте в одну, а затем в другую сторону.)
Физкультминутка: «Солнечный зайчик»
Девочки и мальчики,
прыгают как зайчики,
Головками качают, вместе отдыхают.
Пальчиковая гимнастика: (развивать моторику рук)
«Светит солнце» Поочередно пальцы сжать в кулак и разжать, имитируя лучи солнца.
«Капельки» (дети показывают пальчиками как падает капель, соединяя и разъединяя большой и указательный палец на каждой руке, приговаривая «кап-кап».
Подвижные игры:
«Солнечные зайчики»(развивать ловкость)
Солнечные зайчики играют на стене,
Поманю их пальчиком,
Пусть идут ко мне,
Ну лови, лови, скорей!
Вот, вот, вот - левей, левей!
«Солнышко и дождик» (с зонтиком)
По словесному сигналу «Солнышко светит» дети начинают бегать.
Воспитатель:
Быстрые ножки выбрали дорожку,
По дорожке я бегу,
Остановиться не могу.
Ах какие! Ох какие!
Наши детки озорные!
«Солнышко спряталось за тучку и закапал дождик»
Малыши останавливаются, поднимают ладошку, стучат по ней пальчиком и медленно произносят: «Кап, кап, кап…»
Воспитатель:
«Какой сильный дождик! Как он капает? Кап, кап, кап….!»
Малыши повторяют слова быстро, быстро и прячутся под зонт, который держит в руках воспитатель.
Воспитатель:
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Ты по зонтику стучи,
Только нас не намочи!
«Дождик прошёл, выглянуло солнышко, и детки пошли гулять», говорит воспитатель.
Дети выходят из под зонта. Игра повторяется.
«Солнышко и дождик» (с металлофоном)
Детки весело бегают, прыгают. Воспитатель начинает отстукивать на металлофоне. Малыши прячутся в домики (за стульчики). Игра повторяется.
«Птички»
Дети - «птички», садятся на стульчики. На словах воспитателя «Ай, птички полетели!» Птички летают по всей площадке кто куда хочет. На слова воспитателя «Птички, в гнезда полетели» дети спешат и садятся на свои стульчики. Воспитатель называет самую ловкую птичку, которая прилетела в свое гнездо быстрее всех. Игра повторяется.
Заключительный этап:
Подведение итогов проекта.
Презентация материалов проекта.
Слайдовая презентация проекта.
Выставка материалов продуктивной деятельности для родителей.