Инна Миронова
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Мольтинская ООШ имени Богданова Г. Н.»
Методическая разработка
«Преемственность дошкольного и начального образования в условиях ФГОС»
Выполнила:Миронова Инна Андреевна
2019 г
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком ранее"
В. А. Сухомлинский
Темочки:
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Обычно, когда мы говорим о продлении связи между детским садом и начальной школой, мы выделяем два понятия: психологической готовности ребенка к обучению в школе и преемственности между дошкольным учреждением и школой.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т. е. от развития умственных способностей ребёнка.
Неподготовленность ребёнка влечё т за собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом дошкольная группа обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт, способствует его дальнейшему личностному становлению.
Цель доклада:
- обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования в условиях функционирования МБОУ «Мольтинская ООШ имени Богданова Г. Н.»
- создание системы непрерывного формирования универсальных учебных действий, как условия успешной адаптации обучающихся к школьной жизни через связь и согласованность компонентов образования : целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации деятельности, планируемых результатов.
Сотрудничество дошкольной группы и школы, которое осуществляется по трем основным направлениям:
1. Организационно-методическое обеспечение
2. Работа с детьми дошкольной группы
3. Работа с родителями
1. Организационно-методическое обеспечение включает:
Установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов.
Взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно-воспитательной работы в начальной школе.
Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.
Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей дошкольной группы по подготовке детей к обучению в школе.
Семинары-практикумы.
Взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (с последующем обсуждением).
Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
Разработку и создание единой системы диагностических методик “предшкольного” образования.
Данное направление имеет несколько аспектов:
Информационно – просветительский: предполагает взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно–воспитательной работы. Изучение программы старших групп и первого класса. Участвуют в совместных педсоветах, в семинарах, практикумах по обсуждению «стыковки программ».
Методический: предполагает взаимное ознакомление, но уже с методами и формами осуществления учебно-воспитательной работы (взаимное посещение педагогами уроков в школе и непосредственной образовательной деятельности детей в дошкольных группах с последующем обсуждением).
Практический: выражается с одной стороны в предварительном знакомстве учителей со своими будущими учениками, а с другой стороны в курировании воспитателей своих бывших воспитанников в процессе обучения в начальных классах.
2. Работа с детьми включает:
• Организацию адаптационных занятий с детьми подготовительной группы в рамках предшколы.
• Совместную работу педагогов по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”.
• Проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми подготовительной группы, направленные на изучение интегративных качеств личности.
• Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
3. Система взаимодействия педагога и родителей включает:
• Совместное проведение родительских собраний.
• Проведение дней открытых дверей.
• Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
• Открытые занятия
• Консультации воспитателя, учителя начальных классов
• Организация экскурсий по школе.
• Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Данное направление осуществляется через разнообразные формы работы с родителями:
1. Консультации родителей воспитателями, педагогами, учителями «Как подготовить ребенка к школе», «Как оценить готовность к обучению будущих первокласс
2. Родительские собрания : «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе»; «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи» и др.
На основе выделенных направлений в программе составлен совместный план работы дошкольной группы и школы по реализации преемственности, где отражены основные мероприятия, определены сроки, ответственные.
Однако преемственность должна соблюдаться не только в единстве требований ДГ и школы к психологической подготовке дошкольника к школе, а так же соблюдать преемственность в сформированности учебных универсальных действий от ДГ к школе.
Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться.
На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.
Детский группа реализует образовательную программу, разработанную в соответствии с ФГОС.
Если мы ещё раз обратимся к портрету выпускника ДГ, то увидим, что по основным позициям он совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги формируют у детей одни и те же качества личности.
Портрет выпускника ДГ
Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками, Любознательный, активный, Эмоционально отзывчивый Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способный управлять своим поведением и планировать свои, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Овладевший необходимыми умениями и навыками.
Портрет выпускника начальной школы
Выполняющий правила поведения здорового и безопасного образа жизни, любознательный, активно познающий мир. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, любящий свой народ, свой край, свою Родину. Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности. Метапредметные результаты. Предметные результаты.
В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, вопрос формирования универсальных учебных действий приобретает особое значение.
Согласно ФГОС УУД - совокупность способов действия … благодаря которым, ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности:
1) познавательные и учебные мотивы
2) учебная цель
3) учебная задача
4) учебные действия и операции
Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса, и выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей, обеспечивает ребенку переход от совместной (под руководством педагога учебной деятельности) - к самостоятельной.
Всё это касается начального общего образования. А как же обстоят дела на дошкольной ступени? Ведь в дошкольном возрасте нет универсальных учебных действий, формируются лишь их предпосылки?
У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции школьника.
Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий:
• умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
• умение сохранять заданную цель;
• умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
• умение контролировать свою деятельность по результату;
• умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
На ступени дошкольного образования формируются предпосылками познавательных логических универсальных учебных действий, предпосылки знаково-символических универсальных учебных действий, коммуникативных УУД.
Предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты:
• потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
• владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
• желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
• ориентация на партнера по общению,
• умение слушать собеседника.
Предпосылки УУД у детей при поступлении в школу Планируемые результаты на конец 1 класса
- умеет положительно относиться к себе, обладает чувством собственного достоинства - понимает предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и др люде- умеет оценить себя по критериям, предложенными взрослыми
- положительно относится к школе
-умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека
- умеет уважать достоинство других -умеет ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей
- умеет уважительно относиться к чужому мнению
- умеет понимать чувства других людей и сопереживать им
- умеет беречь свои вещи - умеет бережно относиться к материальным ценностям
-уважает и принимает ценности семьи и общества
- Любит свою Родину и свой край
-умеет взаимодействовать со сверстниками взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, вести переговоры, договариваться в игре, учитывать интересы других в игре, сдерживать свои эмоции в игре
- в обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, партнёров - умеет взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности, договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции
-умеет обсуждать возникшие проблемы, правила
- может поддержать разговор на интересную для него тему -умеет обсуждать возникшие проблемы, правила
- может поддержать разговор на интересную тему
- умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности
- умеет делать самооценку и себе и своим действиям -умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности
- умеет делать самооценку себе и своим поступкам
- Умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих силах -умеет адаптироваться к некоторым сложным ситуациям
Преемственность в формирования универсальных учебных действий при переходе со ступени дошкольного образования на ступень начального общего образования и их значение для дальнейшего обучения.
Важно отметить тот факт, что предпосылки УУД дошкольника находят свое развитие на начальной ступени образования, на это указывают) данные таблицы: мотивация к школе, взаимоотношение со сверстниками, организаторские способности, коммуникативные навыки и взаимодействие с окружающим миром и др.
В условиях ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.
Дошкольное образование Начальное образование
1 Знания, умения, навыки по образовательным областям и в процессе овладения разными видами деятельности. Предметные результаты
(знания, умения, навыки).
2 Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др Метапредметные результаты (школьно – значимые функции) : мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др
3 Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу).
Эмоционально волевое развитие, морально – нравственное (терпеть, поступать не как я хочу). Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества…
Таким образом, обобщая и сопоставляя требования к выпускнику ДГ и требования к результатам обучающихся начального общего образования в соответствии с ФГОС четко вырисовывается преемственная связь.
С целью обеспечения качественного дошкольного и начального общего образования, мы должны умело подойти к реализации ФГОС. Вместе с тем, нужно понимать, что введение в действие ФГОС является сложным и многоплановым процессом.
Мы надеемся, что проблема преемственности как единой линии развития ребенка будет нами совместно решена (педагогами ДГ и школы, а это значит, что наши дети полноценно проживут дошкольный период детства и приобретут ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного обучения.
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.