Ирина Ванюшова
Конспект занятия «Подвижный картон»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники: данное занятие предназначено для воспитателей
Пояснительная записка
Каждый из нас в детстве мастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу.
Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которой особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие.
У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, т. к. мелкая моторика связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Публикация «Конспект занятия „Подвижный картон“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Среди многообразия видов ручного труда особое место занимает конструирование. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни ребенка в ней.
Цель: повышение профессионального уровня педагогов, обмен опытом работы по конструированию из картона.
Задачи:
1. Расширить знания педагогов о способах и приемах развития мелкой моторики рук.
2. Рассмотреть конструирование из картона, как одни из приемов работы с детьми для подготовки и реализации театрализованной деятельности.
3. Научить изготавливать подвижную фигуру животного из картона.
4. Формировать положительное отношение к своей готовой работе, вызывать положительные эмоции при работе с картоном.
Предполагаемый результат: педагоги научатся изготавливать подвижную фигуру животного из картона для настольного театра, театра теней, кукольного театра и др.
Условия реализации образовательного занятия
Занятие проходит в отдельном помещении. Для качественного проведения занятия требуется следующее техническое оборудование и оснащение:
1. Цветной картон
2. Ножницы
3. Простые и цветные карандаши
4. Клей карандаш
5. Цветная проволока
6. Пробойник для отверстий/шило
Ход образовательного занятия
Педагог: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня на занятии мы вспомним способы и приемы развития мелкой моторики рук, более подробно познакомимся с конструированием из картона и научимся изготавливать подвижную фигурку животного для театрализованной деятельности.
Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются “по плану”, то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев “отстаёт”, то отстаёт и развитие речи.
Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась постепенно.
Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т. е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи.
“Рука – вышедший наружу мозг” - писал Кант. Что он хотел этим сказать? Не много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев.
Учителя – логопеды в школах отмечают, что многие 7-летние дети с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявленный им образец, недостаточно хорошо ориентируются во времени и пространстве. Отмечается снижение темпа графической деятельности. Всё это в дальнейшем может привести к неуспеваемости в школе.
Многих сложностей можно избежать, проведя целенаправленную работу по развитию мелкой моторики пальцев рук для детей любого возраста.
Изучив проблему и учтя рекомендации учителей начальных классов, мы предлагаем включать в ежедневные занятия с ребенком задания и упражнения, направленные на развитие тонкой моторики пальцев рук:
- игры с пуговицами, песком, крупами;
- игры с мозаикой, составление пазлов;
- рисование пальцами, ладошками;
- лепка (пластилин, глина);
- пальчиковая гимнастика;
- оригами, конструирование и другое.
Конструирование, как вид деятельности, приобщает детей к конструированию, развивает интерес с конструктивной деятельности, знакомит с разными видами конструирования и материалами.
Конструирование – это создание ребенком различных поделок из конструктора, бумаги, картона, шишек и других материалов. Дети очень любят это занятие. Кроме того, в процессе создания поделки, ребенок получает много пользы.
Перечислим практические навыки, которые дети приобретают во время занятий :
- развитие мелкой моторики рук;
- знакомятся с формой и текстурой предметов/материалов на практике;
- развивают фантазию и воображение;
- обогащают свою речь новыми словами (пирамида, куб и. т. д);
- вырабатывают технические навыки в процессе задумки и реализации поставленной задачи;
- стимулируют образное и логическое мышление.
Выделяют два вида конструирования :
1. Техническое
- из строительных материалов, деревянных окрашенных или неокрашенных деталей геометрическиой формы;
- из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления;
- некоторые способы конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек и др.
2. Художественное: из природного и бросового материалов.
Практическая часть
Педагог: Сегодня мы будем конструировать из картона. Но сначала, давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами.
1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2. Работай только хорошо исправленным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
3. Следи за движением лезвий во время работы.
4. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
5. Ножницы клади кольцами к себе.
6. Подавай ножницы кольцами вперед.
7. Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями.
8. Храни ножницы в чехле, лезвиями вниз.
9. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
10. Не подходи к товарищу во время работы с ножницами.
11. Используй ножницы по назначению.
Педагог: На столах перед вами лежат готовые фигуры животных. Давайте рассмотрим их (воспитатели рассматривают готовые работы).
Кроме этого, на столах лежат шаблоны (части тела животного, цветной картон, ножницы.
Алгоритм выполнения работы:
1. Воспитатели выбирают цвет картона.
2. На обратной стороне картона обводят шаблоны (части тела животного).
3. Вырезают части тела животного.
4. В местах соединения деталей проделывают дырку пробойником.
5. Цветной проволокой или брадсами соединяют детали фигуры.
6. Дополняют свою фигуру декоративными элементами (приклеивают глаза, стразы, раскрашивают и т. д.).
7. К готовой фигуре с обратной стороны крепим деревянную палочку (деревянную палочку для продуктов или китайскую палочку для еды).
8. Выставка работ/проигрывание эпизода из сказки.
Педагог: Посмотрите, какие замечательные работы у нас получились! Вы познакомились с новым способом конструирования из цветного картона. Таким образом, вы можете сами или вместе с детьми изготовить сказочных героев для драматизации любой сказки. А готовый спектакль можно будет показывать всем детям.