Стодольская Оксана
Диагностический материал для обследования грамматического строя речи детей дошкольного возраста при проведении ППк «Подарки»
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностический материал для обследования грамматического строя речи
детей дошкольного возраста при проведении ППк ДОО
Стодольская Оксана Валерьевна
учитель-дефектолог, старший логопед
МАДОУ «Детский сад №61» г. Сыктывкара
Содержание:
I. Пояснительная записка.
II. Содержание системы диагностического обследования грамматического строя речи дошкольников при проведении ППк
III. Используемые информационные источники
I. Пояснительная записка.
Публикация «Диагностический материал для обследования грамматического строя речи детей дошкольного возраста при проведении ППк „Подарки“» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Большинство специалистов в области детской речи признают, что самым важным показателем речевого развития ребенка следует считать уровень владения родным языком. Определение этого уровня осуществляется на основе анализа комплекса используемых ребенком языковых средств: лексических, морфологических, синтаксических, фонетических (Е. И. Исенина, И. И. Лепская, Т. Н. Ушакова, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнаровский и др). Основной критерий усвоения родного языка индивидуумом – это состояние его лексики. Но не менее важен такой показатель языкового развития ребенка, как уровень сформированности грамматической компетенции (грамматических навыков и умений). Оценка ее сформированности осуществляется на основе совокупности данных об усвоении правил словоизменения, словообразовательной деятельности, владения синтаксисом родного языка.
Уровень сформированности грамматической компетенции определяется на основе анализа результатов выполнения диагностических заданий, позволяющих оценить словоизменительные и синтаксические навыки и умения, словообразовательную деятельность ребенка.
МАДОУ «Детский сад №61» г. Сыктывкара посещают дети с ограниченными возможностями здоровья. Основной контингент воспитанников имеют тяжелые нарушения речи, также ДОУ посещают дети с задержкой психического развития разной степени тяжести, дети с нарушением интеллекта, с расстройствами аутистического спектра. Ежегодно возникает вопрос о выборе образовательного маршрута для воспитанников, об изменении, уточнении вида АООП для детей, изменении специальных образовательных условий. С этой целью в ДОУ проводится заседание психолого-педагогического консилиума, на котором в присутствии родителей (законных представителей) проводится экспресс-диагностика речевого и познавательного развития детей. Одним из критериев речевого развития является сформированность грамматического строя речи ребенка. Для проверки навыков словоизменения и словообразования у дошкольников используется разработанная мной дидактическая игра «Подарки», которая прошла неоднократную апробацию в качестве диагностических заданий. Эта игра позволяет не только выявить уровень сформированности грамматического строя речи у ребенка, но и настроить его на взаимодействие с педагогом, проводящим диагностическое обследование, повысить интерес малыша к предлагаемым заданиям.
Данную методическую разработку можно использовать в ДОО общеразвивающего вида на психолого-педагогическом консилиуме.
Ограничения. Методическая разработка не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Методика с использованием предметных и сюжетных картинок не применяется в обследовании детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения).
Цель: Определение уровня сформированности грамматических категорий в результате экспресс-диагностики речевого развития дошкольников 4-7 лет.
Задачи:
1. Выявить навык словоизменения существительных по падежам.
2. Выявить умение образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (суффиксальный способ образования имен прилагательных).
3. Выявить умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (суффиксальный способ образования имен существительных).
4. Выявить понимание и правильное употребление предлогов в, на, за, под, над, перед, около/возле, между, из-за, из-под
5. Выявить умение устанавливать простые закономерности.
Оцениваются следующие показатели:
- уровень владения грамматическими средствами в самостоятельной речи (употребление и понимание);
- степень обучаемости грамматическому оформлению языковых и речевых единиц;
- характер грамматических ошибок.
Оборудование: картинки мама, папа, бабушка, дедушка, мальчик, девочка, малыш, молоток, очки, машинка, сумочка, кукла, резиновая уточка, шуба; сюжетные картинки: щенок в будке, за будкой, на коврике, под ковриком, перед будкой, около будки, между будками.
В качестве диагностического оборудования используется картинный материал с изображением членов семьи, предметные картинки, сюжетные картинки с интернет-ресурса.
II. Содержание системы диагностического обследования грамматического строя речи дошкольников при проведении ППк
Организационный этап:
С ребенком проводится вводная беседа на установление контакта. В ходе беседы выясняется имя, фамилия и возраст ребенка, с кем ребенок пришел, кто есть в его семье, чем ребенок любит играть.
Основной этап:
По окончании беседы перед ребенком раскладываются картинки мальчик, девочка, малыш, мама, папа, бабушка, дедушка.
1. Словоизменение существительных по падежам.
Выявление у ребенка умения употреблять существительные в иминительном падеже.
Ребенку задается вопросы: «Как ты думаешь, кто это? Назови их. Как можно назвать их всех одним словом?». Если ребенок затрудняется в ответе, ему можно помочь, назвав и показав на картинке маму. Далее ребенок называет самостоятельно.
Для ребенка 6-7 лет можно задать вопросы на понимание семейных связей: «Кем приходится мальчик (девочка) маме и папе (бабушке и дедушке? Кем приходится мальчик девочке? Девочка мальчику? Кто для них малыш?»
Если ребенок не понимает поставленный вопрос, его можно спросить: «Кто этот (а) мальчик (девочка) у мамы и папы (у бабушки и дедушки?»
В ходе беседы можно предложить ребенку придумать имена мальчику, девочке и малышу. Если ребенок затрудняется сам придумать имена, можно как вариант предложить назвать мальчика Вовой, девочку Светой, малыша Темой или другими именами.
- В этой семье все любят подарки. Я предлагаю тебе стать добрым волшебником и подарить им всем подарки.
Выявление у ребенка умения употреблять существительные в дательном и винительном падежах.
Перед ребенком 4-5 лет выкладываются в ряд карточки с изображением молотка, очков, машинки, сумочки, куклы, резиновой уточки, шубы и предлагается выбрать кому что он подарит. В ходе обследования ребенку задается вопрос «Кому подаришь (машинку и т. д. ?»
Ребенку 6-7 лет предлагаются карточки, перевернутые изображением вниз, чтобы он мог самостоятельно решить кому какой подарок подходит.
Предполагаемые ответы ребенка: Маме подарю шубу. Папе подарю молоток. Бабушке подарю сумочку. Дедушке подарю очки. Мальчику подарю машинку. Девочке подарю куклу. Малышу подарю уточку.
Выявление у ребенка умения употреблять существительные в родительном падеже.
- Однажды Бяка-забияка спрятала все подарки (картинки с изображением подарков убираются). Обследующий задает вопрос : «Чего не стало у мальчика (девочки, малыша, бабушки и т. д. ?»
Предполагаемые ответы ребенка: У мамы нет шубы. У папы нет молотка. У бабушки нет сумочки. У дедушки нет очков. У мальчика нет машинки. У девочки нет куклы. У малыша нет уточки.
Выявление у ребенка умения употреблять существительные в предложном падеже.
Педагог, проводящий обследование, задает вопрос: «О чем мечтает (думает) мальчик (девочка, малыш мама, папа, бабушка, дедушка?»
Предполагаемые ответы ребенка: Мальчик мечтает (думает) о машинке. Девочка мечтает (думает) о кукле. Малыш мечтает (думает) об уточке. Мама мечтает (думает) о шубе. Папа мечтает (думает) о молотке. Бабушка мечтает (думает) о сумочке. Дедушка мечтает (думает) об очках.
Выявление у ребенка умения употреблять существительные в творительном падеже.
Обследующий говорит ребенку : «Ты же волшебник! Давай вернем все подарки! Как ты думаешь, чему будет рад мальчик (девочка, малыш мама, папа, бабушка, дедушка?»
Предполагаемые ответы ребенка: Мальчик будет рад машинке. Девочка будет рада кукле. Малыш будет рад уточке. Мама будет рада шубе. Папа будет рад молотку. Бабушка будет рада сумочке. Дедушка будет рад очкам.
2. Умение образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (суффиксальный способ образования имен прилагательных). (Для детей 5-6 лет).
Педагог убирает картинки с изображением членов семьи, остаются картинки с изображением подарков.
Образование относительных прилагательных от существительных. (Для детей 5-7 лет).
Педагог говорит, что все предметы делаются из различных материалов, из металла, пластмассы, меха, стекла, резины, дерева, кожи.
Вопросы: «Как ты думаешь, из чего сделана машинка? Если машинка сделана из пластмассы, значит она какая?»
Предполагаемые ответы ребенка: Машинка сделана из пластмассы, значит она пластмассовая. Молоток сделан из металла, значит он металлический. Ручка у молотка сделана из дерева, значит она деревянная. Очки сделаны из стекла, значит они стеклянные. Уточка сделана из резины, значит она резиновая. Сумочка сделана из кожи, значит она кожаная. Шуба сделана из меха, значит она меховая.
Образование притяжательные прилагательные от существительных. (Для детей 6-7 лет).
Педагог предлагает ребенку вспомнить кому какие подарки он подарил и сказать чьи это подарки.
Например: «Молоток чей подарок?»
Предполагаемые ответы ребенка: Молоток папин. Шуба мамина. Очки дедушкины. Сумочка бабушкина. Кукла Светина.
3. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффиксов (суффиксальный способ образования имен существительных).
Перед ребенком выкладываются предметные картинки. Педагог предлагает ребенку назвать предметы ласково или «превратить» их в маленькие.
Например: молоток-молоточек, сумка-сумочка, машина-машинка, кукла – куколка, утка-уточка, мама-мамочка.
4. Понимание и правильное употребление предлогов в, на, за, под, над, перед, около/возле, между, из, из-за, из-под
Педагог рассказывает ребенку, что в семье есть любимый питомец и предлагает с помощью загадки отгадать кто это.
Этот зверь, увидев кошку,
Громко лает у окошка.
Вечно крутится у ног
Рыжий в пятнышках (Щенок)
В. Рудько
- Щенок очень любит играть. Посмотри, куда залез (спрятался) щенок? Откуда выглядывает (вылезает
Перед ребенком раскладываются сюжетные картинки: щенок в будке, за будкой, на коврике, под ковриком, перед будкой, около будки, между будками. По каждой сюжетной картинке задается вопрос: «Где находится щенок?».
Вывод.
Используя методическую разработку «Подарок» можно провести экспресс-диагностику сформированность грамматического строя речи ребенка, выявить имеющиеся у него проблемы. В случае необходимости ребёнок направляется на ПМПК для уточнения или изменения специальных образовательных условий, родителям (законным представителям) даются рекомендации о дальнейшем коррекционно-образовательном маршруте ребёнка.
III. Используемые информационные источники
1. Безрукова О. А., Приходько О. Г., Служакова О. И., Челей Н. С.
Методические рекомендации по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста/ Безрукова О. А., Приходько О. Г., Служакова О. И., Челей Н. С. - М. : Русская речь. 2010