Ирина Ибрагимова
Методическая разработка по воспитанию у детей любви к родному краю и ознакомлению с культурой народов Башкортостана
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение Детский сад № 84 корпус 2
Советского района городского округа
город Уфа
Республики Башкортостан
Методическая разработка
по воспитанию у детей любви к родному
краю и ознакомление с национальной
культурой народов Башкортостана
Выполнила:
Ибрагимова Ирина Вафиевна
Уфа - 2015
Публикация «Методическая разработка по воспитанию у детей любви к родному краю и ознакомлению с культурой народов Башкортостана» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Общенациональная идея Башкортостана - это действенное стремление к достижению гражданской государственности нашей республики, в которой правовые, экономические, идеологические, национальные интересы государства совпадают с интересами его гражданина. Качества гражданского общества с суверенной гражданственностью определяются качествами его гражданина. Качества гражданского общества с суверенной гражданственностью определяются качествами его гражданина. Только новое качество гражданина будущего Башкортостана может создать условия обеспечения достатка и благополучия каждого его жителя. “Концепция формирования гражданина нового Башкортостана” (1999) очерчивает основные цели и задачи формирования гражданина нового Башкортостана, общую модель,отражающие его характеристики,одна которых -национально-культурные,выраженные во владении родным и русским языками,своей национальной культуры,ее самобытных и благотворных традиций,лежащих в основе глубочайшего уважительного отношения к культурам народов Башкирии, России и стран мира.
Национально-Региональный компонент-это знание об окружающем мире,людях,традициях,обычаев этого края,где он живет.
В настоящее время, как и раньше, идет процесс передачи опыта, достижений национальной культуры подрастающим поколениям, современный ребенок сильнее осознает свою национальную самобытность,нежели его ровесник 50-70 годов,поэтому педагог должен учитывать народные традиции воспитания детей,их социально-этническое окружение.
В настоящее время учеными активно разрабатываются такие понятия как национальное чувство,национальное самосознание,национальный характер.
Одной из задач является является формирование у дошкольников полиэтнического и поликультурного сознания,уважения и бережного отношения к языку, культуре,традициям и истории народа,который дал имя республике.
В нашей республике проживают более 120 национальностей. Обучение и воспитание ведется на русском, башкирском, татарском, чувашском и марийском языках.
Цель-помочь педагогу,родителю раскрыть перед ребенком окружающий мир,развивать в дошкольниках чувство привязанности,преданности и ответственности по отношению к своей Родине,воспитывать свободную,творческую толерантную личность, знающую и уважающую родную культуру и культуру народов ближайшего национального окружения.
РБ создает условия для изучения государственного башкирского языка.
Государственный язык нужен, чтобы сохранить историю края, жизни народов,живущих в Башкортостане :
Задачи:
- формировать в растущем человеке начала духовности,необходимые для развития внутреннего мира личности;
-формировать адекватное отношение ребенка к себе, к своим родным и близким,друзьям, обществу в целом;
-формировать основы гражданственности,уважения к правам человека.
Методы и приемы обучения :
Наглядный: наглядно-зрительный,тактильный-мышечные,предметная наглядность,наглядно-слуховые.
Информационно-рецептивный: совместная деятельность педагога и ребенка.
-Репродуктивный;уточнение и воспроизведение известных действий по образцу.
-Практический;придумывание вариантов физических упражнений и подвижных игр,собственные и имитационные движения.
-Словесный:краткое одновременное описание и объяснение физических упражнений, образный сюжетный рассказ.
-Проблемного обучения:творческое использование готовых заданий,самостоятельное добывание знаний.
-Игровой:использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания упражнений.
-Исследовательский:самостоятельное придумывание упражнений,игровых сюжетов.
-Соревновательный:нахождение неординарных решений для достижения цели,выполнение знакомых упражнений в быстром темпе.
-Проблемного обучения:творческое использование готовых знаний, самостоятельное их добывание.
Составление родословной
Одним из основополагающих принципов башкирского национального образования является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре,обычаям и традициям народов,проживающих на территории Республики Башкортостан,к его духовным и нравственно-
этическим ценностям.
В нашем детском саду педагоги в работе с семьями воспитанников практикуют такой вид домашнего задания,как составление семейного дерева
(родословной).
Для составления родословной семьи можно использовать такую методику,как изготовление семейной газеты. Туда могут войти такие рубрики,
как “ Герб и девиз семьи”, ‘Любимые книги семьи”, “Кулинарную книгу родителей”, семейные хобби и, конечно семейные фотографии.
СОСТАВЛЕНИЕ ВОСХОДЯЩЕГО ДРЕВА
С чего начать?
Вы поставили для себя задачу составить родословную семьи. Заполнив свое восходящее древо,вы будете знать, что вам известно и что предстоит узнать. Лучше начать с самого себя,так как вы представляете собой начальную веточку семейного древа. Вписав себя,соберите информацию о родителях и запишите ее. Далее ищите сведения о ваших бабушках и дедушках,а затем о более ранних поколениях.
КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ.
Ищите информацию о документах семейного архива,дневниках,письмах,записных книжках,на оборотах фотографий и в альбомах с фотографиями,в вырезках из газет. Изучение этих документов и даже простое знакомство с ними заставит вас по - новому взглянуть на своих родителей,бабушек и дедушек,откроет перед вами мир их чувств и отношений, неудач и успехов. Обращайте внимание на имена, даты, место, жительства, родственные связи. Они представляют собой ключевые моменты для родословной семьи.
Официальные источники
Свидетельства о рождении дает знание о времени и месте рождения, имена и отечества родителей, их фамилию.
Свидетельство о браке дает сведения о времени и месте заключения брака, девичьей фамилии матери, даты рождения супругов.
Свидетельство о расторжении брака сообщит о дате расторжения брака, месте его регистрации, послебрачных фамилиях супругов.
Свидетельство о смерти сообщит о времени, месте и ее причине.
Паспорт, помимо некоторых указанных здесь сведений, укажет место жительства владельца документа, сведения о супруге, детях. Еще паспорт имеет одну или несколько фотографий владельца,может содержать иные сведения.
Для сбора более подробных сведений не следует пренебрегать беседами с родственниками. Именно из устных данных, из воспоминаний можно узнать много примечательных фактов из жизни конкретных людей, проследить мотивы и время переездов, смену работы, отношение к религии, собрать сведения о материальном положении, внешности, привычках, а также семейные предания и легенды.
2. Составление нисходящего древа
На следующем этапе своих исследований попробуйте составить нисходящее древо (таблицу, роспись) своего рода (своей фамилии). Методы сбора информации прежние : семейный архив и устные беседы. Также вы можете отослать таблицы, частично заполненные известной вам информацией, своими родственниками с просьбой заполнить пустующие места сведениями, которые известны им. Завершением нисходящей таблицы будете вы, ваши родные и двоюродные братья и сестра, а также другие родственники, о существовании которых вы, возможно, и не подозревали!
3. Рекомендации по хранению материалов
Хранить документы семейного архива следует по нескольким довольно простым правилам:
- в развернутом виде (для предупреждения потертостей в местах сгибов);
- больше форматные и ценные документы и редкие фотографии размещать в отдельных конвертах;
- весь материал следует сгруппировать в папках по темам, авторам, адресатам и хронологии.
Шежере как историко - литературный памятник
С древних времен у многих народов сложился обычай изустной передачи, а позже и письменной фиксации истории родов и племен.
Башкирское шежере - своебразные письменные памятники, относящиеся к 16 - 19 вв., в некоторые из них - и к более ранним периодам. В эти записи башкиры вносили имена предводителей своих родов, наряду с перечнем имен включали и сведения об исторических событиях, имеющих место при том или ином родоплеменном вожде, о фактах их жизни родов и племен.
С точки зрения возникновения и бытования шежере представляют собой древнее явление. Знание родовых шежере, поколений предков считалось обязательном при патриархально - родовых устоях.
Во времена Золотой Орды и позднее борьба башкирских родов зв сохранение патриархально - родовых отношений и своей самостоятельности превратила шежере из простого родового атрибута в полуофициальный документ, они становились своеобразными родовыми ярлыками.
После присоединения Башкирии к России и получения грамот от Ивана Грозного на земельные владения шежере приобретает часто характер юридического документа.
Башкирское шежере в известной степени носят энциклопедический характер: в них содержаться различные сведения по истории и быту народов в целом и отдельных родов, описание нравов, обычаев, юридических и морально - этических норм, образцы народного творчества.
Этапы работы над проблемой
“Воспитание у детей любви к
родному краю и ознакомление с
национальной культурой народов
Башкортостана”
в МАДОУ детском саду № 84
Советского района городского округа
г. Уфа РБ
Диагностический
Анализ работы
выявление затруднений педагогов при решении данной проблемы
анализ состояния воспитательно - образовательной работы
выявление противоречий
Итого
Недостаточно методического, иллюстрационого материала
Неготовность педагогов для проведения систематической работы
Нет взаимосвязи между специалистами по данному вопросу
Теоретическое исследование проблемы
Изучение теоретических вопросов проблемы
самообразование
педагогические советы
консультации, открытые просмотры
семинары
работы творческой группы
индивидуальная работа с педагогами
личные творческие планы
посещение учреждения дополнительного образования
Итого
Накоплен творческий материал
Практическое исследование проблем
разработка перспективных планов работы
разработка тематического плана
наработка практического материала для педагогов
оснащение музея
сбор и оформление наглядного материла
Итого
Разработана система занятий для старших дошкольников, планирование работы с родителями
Подведение итогов работы
выступление с обобщенным опытом на педагогическом совете, защита творческих отчетов, аттестация педагогов
Итого
оформление практического материала