Марина Смирнова
Экологическое образование средствами туризма и краеведения «Земля — наш дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Земля – наш дом. (Путешествие по экологическим станциям)
Цели: Формировать основы экологической грамоты; способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром.
Задачи: Развивать мышление, память, речь, навыки общения. Воспитывать понимание красоты природы, умение жить в гармонии с окружающим миром. Воспитывать готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям.
Публикация «Экологическое образование средствами туризма и краеведения „Земля — наш дом“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Планета Земля - наш дом
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Оборудование: Ноутбук, проектор, презентация с картиной полянки с полевыми и садовыми цветами, игрушка жук, картина леса, картинки птиц, зашумленные картинки диких животных, игрушка ежик, картина луга с лекарственными растениями, картина с разбросанными пакетами, бутылками, экологические знаки,
Ход занятия
Ведущая: Есть на свете старичок,
Старичок Лесовичок,
Носит он от пестрых листьев
Разноцветный колпачок.
Сапоги берестяные,
Шаровары расписные.
Сам в зеленом армяке.
Посошок в его руке.
Как по узеньким тропинкам,
Ходит бродит по травинкам,
Старичок Лесовичок,
Разноцветный колпачок,
Каждый день и в дождь и в зной
Сторожит он мир лесной.
Появляется старичок Лесовичок, приветствует ребят, навстречу ему с песней выкатывается Колобок.
Колобок: Я по амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешён.
В печку сажён,
На окошке стужен
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
А куда же я пришел?
Лесовичок: Добро пожаловать! Куда ты катишься Колобок?
Колобок: Куда глаза глядят. А ты кто такой?
Лесовичок: Я хозяин леса старичок Лесовичок.
Колобок: О! А я думал, что старички Лесовички бывают только в сказках, да на картинках.
Лесовичок: Да ты не удивляйся! Я ведь не всем показываюсь, а только тем, кто верит в меня.
Колобок: А где ты живешь?
Лесовичок: В лесу. А ты знаешь, что такое лес?
Колобок: Нет. Я еще ничего не знаю, я только из печи.
Лесовичок: Давай спросим у ребят. Ребята! Объясните, что такое лес.
Ответы детей
Лесовичок: Деревья – это только часть леса. Кроме них в лесу есть еще кустарники, травы, грибы и конечно в любом лесу водятся животные. Они тоже жители леса. Без грибов, зверей, птиц и лес не лес.
Колобок: Ой, как интересно. А откуда ты все это знаешь?
Лесовичок: Да я все о лесе знаю.
Колобок: А что ты в лесу делаешь?
Лесовичок: Забот у меня много. Я должен каждый день обходить лес и смотреть все ли в порядке.
Колобок: Лесовичок, а возьми меня с собой.
Ведущая: Лесовичок, а нас с ребятами возьмешь?
Лесовичок: Возьму! Отчего не взять. Но коли вас сегодня так много собралось, проведу – ка я вас по особым тропинкам, заодно ваши знания, да смекалку проверю.
Дети идут по кругу за сказочными героями и подходят к плакату Цветочная поляна
А вот здесь мы с вами, пожалуй, и первую остановку сделаем.
Цветочная поляна
Вот на какое поле мы с вами попали. Давайте посмотрим, там что – то произошло.
Инсценировка
Меня ужалила пчела.
Я закричал:
«Как ты могла!»
Она в ответ:
«А ты как мог,
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был уж-жасно нужен:
Я берегла его на ужин!»
Ведущая: Ребята, можно рвать цветы?
Ответы детей
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты —
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
Лесовичок: Я приготовил для вас сюрприз. Нарисовал картину. Найдите цветы, которые растут на лугу.
Колобок: Ой, смотрите, смотрите, кто ползет. Фу, какой противный. Сейчас я его.
Лесовичок: Стоп, давай у ребят спросим, можно ли давить жуков:
Лесовичок: Как видишь, что спешит он своей дорогой, ты его не обижай, ты его не трогай.
Чтобы было много друзей, надо просто всем дарить улыбку.
Давайте споем песню Улыбка.
Ведущая: А мы с вами продолжим наше путешествие.
Шли по дороге и к лесу пришли, где деревья шумят, да ромашки цветут. (картина леса)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
Ведущая: Да если в лесу вести себя правильно, то лес нам раскроет много своих тайн и секретов. А еще в нем можно увидеть много интересного. А вы знаете как нужно вести себя в лесу?
(В лесу нельзя шуметь, потому что можно напугать лесных жителей. Нельзя ломать деревья. Запрещается рвать большие букеты цветов. Нельзя разорять муравейники, так как муравьи санитары леса. Запрещается разорять гнезда птиц и бросать в них камни.)
Лесовичок: Вы я вижу, любите природу. Добро пожаловать в лес.
Игра
Ведущая: Я буду называть все деревья, а вы выбирайте те, которые растут у нас в лесу. Если растут, хлопните в ладоши, нет молчите.
Яблоня, Груша, Малина, Мимоза,
Ель, Кедр, Облепиха, Береза,
Вишня, Черешня, Лимон, Апельсин,
Липа, Клен, Мандарин,
Слива, Осина, Каштан,
Кофе, Рябина, Ольха,
Дуб, Кипарис, Алыча,
Тополь, Сосна.
Колобок: Смотри – ка, молодцы! Знают, какие деревья растут у нас в лесу.
Лесовичок: Ну почему в нашем лесу так тихо, не слышно пения птиц. Ребята, давайте позовем в наш лес птиц, для этого надо отгадать загадки.
Живет в лесу, ухает как разбойник. (филин)
Днем спит, ночью летает, зверей пугает (сова)
По дереву как плотник, стучит лесной работник (дятел)
Маленькая птичка, птичка – невеличка, а зовут ее (синичка)
Всех я за день навещу, все что знаю растрещу. (сорока)
Лесовичок: Как вы помогаете птицам зимой? Какие птицы прилетают к вам на кормушку?
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Ведущая: Идем дальше. Сразу дорога сказкою стала, тропкой лесною в чащу вбежала. Это чащоба невиданных зверей.
Лесовичок: А какие бывают животные: Я буду называть их характеристики, а вы их показывайте быстро и не путайтесь.
Игра с движениями
Животные бывают высокие (руки вверх)
Толстые (руки в стороны)
Маленькие (присели)
Быстрые (трясем всем телом)
Хищные (делаем гримасу)
Добрыми (улыбаемся)
Лесовичок: Посмотрите, какие животные спрятались в нашем лесу (зашумленные картинки)
Колобок: (находит игрушку ежика) Какой ежик хорошенький! Можно я возьму его домой? Буду кормить его супом и кашей.
Лесовичок: Ребята, разрешим Колобку взять ежика домой? Почему?
Ведущая: А каких животных можно держать дома? Как они называются?
Задирает Вовка нос,
У него отменный пес,
Родословная в порядке -
Не какой-нибудь барбос.
Задирает Юрка нос.
У него не хуже пес.
Чистокровная овчарка,
На таких особый спрос.
Мой щенок еще не пес:
Не окреп и не подрос.
- Он у вас какой породы? -
Задает сосед вопрос.
На бульдога не похож,
И на дога не похож,
Он скорей всего дворняга,
И цена такому грош.
Я в ответ махнул рукой:
Дорогой - недорогой!
Умный, добрый и отважный -
Вот породы он какой!
Рассказы о своих собаках. Как ухаживаете за своими животными.
Песня не дразните собак
Ведущая: Посмотрите, мы с вами очутились на лугу.
Луг, как сказочное царство
Там кругом растут лекарства
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура и таблетки.
Ну а чем и как лечить
Я могу вас научить.
Все лечебные растения
Знаю я без исключения
Нужно только не лениться
Нужно только научиться
Находить растения
Что пригодятся для лечения.
Лесовичок: Я покажу вам картинки, на которых нарисованы лекарственные растения. Вы должны эти растения назвать, да еще объяснить от каких болезней они помогают.
Ведущая: На этом лугу мы с вами отдохнем.
Бом- бом – бом!
Начинается погром
Выезжаем на природу.
Сколько здесь в лесу народу!
Здесь костер и там костер.
Банки, склянки, всякий сор.
Ведущая: Ребята, посмотрите, на каком лугу мы с вами оказались, сколько мусора оставили отдыхающие. А ведь в лесу живут животные и птицы, и это наносит им непоправимый вред. Перед вами экологические знаки, которые указывают как надо вести себя в лесу. Я вам предлагаю нарисовать свои знаки поведения в лесу.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они –
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам.
Хорошо живется с нами рядом.
Лесовичок: Ты, дружок, не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка.
Не покупай для бабочки сачка
Колобок: Люби цветы, леса
Простор полей.
Все, что зовется Родиной твоей.
Ведущая: А нам ребята пора возвращаться с нашей замечательной прогулки. Запомните. Земля – это родной дом, для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все кто на ней живет, нужны Земле. И охранять ее это наша главная цель. А какие добрые дела можете сделать вы, ребята, чтобы наша Земля стала чуточку краше и чище? (Развесить кормушки, убрать свой двор, посадить деревья, разбить клумбу около подъезда, побелить деревья, рассказать младшим о правилах поведения в природе и т. д.)