Галина Сорокоумова
Методическая разработка по теме «Насекомые» (для детей младшего дошкольного возраста 3–4 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
образовательной деятельности по теме «Насекомые»
(для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет))
Подготовила воспитатель Сорокоумова Г. В
Актуальность:
Формировать у детей осознанное правильное отношение к объектам природы. Познакомить детей с интересными представителями мира насекомых; расширить и углубить представления о них, об их жизнедеятельности; формировать представление о неразрывной связи человека с природой; учить различать и называть характерные особенности насекомых (внешний вид, питание, как живут).
Публикация «Методическая разработка по теме „Насекомые“ (для детей младшего дошкольного возраста 3–4 лет)» размещена в разделах
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Кроме того, проектный метод основан на интеграции (образовательных областей, видов детской деятельности, что нашло свое отражение в ФГОС ДО.
Возникает необходимость формирования у детей осознанного правильного отношение к объектам природы, а в частности к миру насекомых. Мною ставится задача расширить и уточнить знания детей о жизни насекомых в природе, о их особенностях строения тела. Формировать представление о том, какую пользу оказывают разные виды насекомых людям и окружающей природе. Воспитывать гуманное, бережное отношение к природе.
В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума». Поэтому одним из необходимых условий экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с ней, и встречи с природой помогают формировать у них реалистичные знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.
Что мы знаем? - названия насекомых
- характерные особенностях внешнего вида (тельце, лапки, надкрылышки, крылышки)
- особенностях внешнего вида (бабочки,божьей коровки, жука)
- особенностях ее поведения и жизни в природе
-
Что мы хотим узнать? _ Почему осенью насекомые готовятся к спячке?
- Почему бабочки похожи на цветок?
- Почему мы ее сравниваем с бантиком?
-Почему они так называются?
- Чем полезны для природы?
- Чем питаются?
- Почему отличаются их особенности поведения несекомых в природе?
С помощью чего мы это сделаем? -Посмотрим видеофильмы
- рассказ воспитателя
-Можно спросить у родителей
-Почитаем познавательные рассказы
-Понаблюдать на прогулке
- почитаем познавательные рассказы
Цель. Познакомить детей с интересными представителями мира насекомых; расширить и углубить представления о них, об их жизнедеятельности; формировать представление о неразрывной связи человека с природой; учить различать и называть характерные особенности насекомых (внешний вид, питание, как живут). Формировать желание беречь природу. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия.
Задачи: -Формировать у детей осознанное правильное отношение к объектам природы.
- расширить и уточнить знания детей о жизни насекомых в природе, о их особенностях строения тела.
- Формировать представление о том, какую пользу оказывают разные виды насекомых людям и окружающей природе.
- Воспитывать гуманное, бережное отношение к природе.
Формы работы с детьми : образовательные ситуации – рисование, знакомство с художественной литературой, ознакомление с окружающим миром, конструирование и ручной труд.
Игры – словесные, подвижные, дидактические.
Беседы.
Наблюдения
Итоговое мероприятие проекта - экологическая викторина «Насекомые».
Предполагаемый результат:
Презентация. Экологическая викторина «Насекомые».
Цель: Закрепить знания детей о насекомых и их характерных признаках. Воспитывать гуманную, социально-активную, творческую личность, способность понимать и любить окружающий мир насекомых и бережно относиться к ним, прогнозировать возможные последствия своих поступков. Развивать воображение, умение формировать свои мысли и ответы.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
1. Подбор методического материала.
2. Подбор материала для чтения детям, наглядно-иллюстративного материала.
3. Поиск необходимой информации в интернете.
4. Составление бесед о насекомых, определением темы и даты бесед.
Основной этап:
1. Чтение с детьми литературы о насекомых.
2. Разучивание с детьми песен и стихов о насекомых.
3. Проведение совместной с детьми деятельности по теме «Насекомые»
4. Продуктивная деятельность совместно с детьми (рисование, лепка, аппликация, конструирование)
5. Исследовательская деятельность (наблюдение за погодой, за деревьями, за живой природой.)
6. Решение проблемных ситуаций.
7. Дидактические игры по развитию речи и пополнению словарного запаса
8. Просмотр познавательных видео фильмов.
Работа по образовательным областям
Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
Д. И. «Отгадай насекомое»
ОБЖ «Правила пожарной безопасности»
ФЭМП "Свойства предметов"
Конструирование «Забор для огорода» Беседа «Божья коровка» Работа по картинке
Прослушивание песени «В траве сидел Кузнечик» П/И
«С кочки на кочку»
П. Г. "Комарик"
Д. И. «Летает, не летает».
ОБЖ «Правила поведения на природе» Рассматривание иллюстраций «Насекомые" Чтение
«Божья коровка – спасительница урожая» С. С. Ижевский. Рисование
«Божья коровка», «Бабочка» Х. И. "Угадай чей голосок"
Д. И. «Кто больше назовет действий»
ОБЖ «Если ты потерялся» Эксперементирование «Сделаем фруктовый салат» Упражнения на развитие звуковой культуры речи (звуки [а],
[у], дидактическая игра «Не ошибись».
Аппликация «Что потеряла божья коровка?» П. Г. «Стрекоза и муравей»
Ф. М. «Пришла осень»
Игровые упражнения:
«Яблочко для ёжика» Просмотр познавательного фильма
«Путешествие в мир насекомых»
Чтение
«Счастливый жучок» Скребицкий Г. Разучивание песни «Осенью любуемся»
Х. И. «По дорожке Валя шла» Ф. М. «Цветы»
П. Г. «Груши»,»Варим варенье»
Д. И. «Угадай по описанию насекомое» Подбор картинок для оформления «Книги открытий» Чтение
«Счастливый жучок» Скребицкий Г.
Лепка «Божья коровка»
Хороводная игра-разминка «Жучки».
Д/И «Чудесный мешочек» Эксп-ние «Попробуем фрукты на вкус» Беседа «Трудолюбивая Пчелка»
Театрализованная игра «На пасеке» рисование «Бабочка» П. И. «Воробышки»
Взаимодействие с родителями:
1. Помощь в подготовке создания дидактическогоматериала по теме, заучивание стихов;
2. Консультация по ПДД "Я с мамой в безопасности"
3. Консультация для родителей «Пчелка готовит полезный мед»
4. Изготовление своими руками поделок на тему: "Насекомые"
5. Совместное с детьми рисование «Насекомые»
Заключительный этап:
1. Оформление творческих работ детей
2. Викторина «Насекомые».
4. Оформление выставки «Насекомые"
Таким образом работа получилась познавательной и творческой,спланирована с учетом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания, добытые с помощью воспитателей и родителей. У детей расширился кругозор и представления об окружающем мире. В результате чего дети овладели конкретными знаниями, научились делать выводы. Поняли, что надо беречь природу, любоваться ею, а не разрушать. В результате совместной работы дети научились работать в коллективе, прислушиваться друг к другу, воспринимать разные мнения и вместе познавать мир, увидели как серьезно оценивают их творчество и сами серьезно отнеслись к выполненной работе. У каждого появилось чувство гордости за созданное им произведение. Совместно с родителями дети изготавливали поделки по теме «Насекомые»
Используемая литература:
1. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 2009г., № 5
2. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
3. Полат Е. С. Новые педагогические технологии. - М., 2011г.
4. Справочник руководителя дошкольного учреждения. – М, Сфера, 2006
5. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2009
6. Яковлев А. И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2012 г.
7. .Загадки для маленьких умников и умниц. Рипол классик. М. 2009.
8. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. Рипол классик. М. 2010.
9. Интернет ресурсы : МААМ; 21 век ; Портал педагога.