Ольга Ясинова
Методическое пособие по сенсорному воспитанию «Разноцветный городок»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по сенсорному воспитанию «Разноцветный городок»
Уважаемые родители и коллеги! На данном этапе существует множество пособий по развитию детей, но ребенок взрослеет и нам приходиться приобретать различные материалы. «Разноцветный городок» уникален тем, что дополняя его, мы поможем заниматься с ребенком с двухлетнего возраста до школьной скамьи.
Публикация «Методическое пособие по сенсорному воспитанию „Разноцветный городок“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
Вашему вниманию предлагается методическое пособие затрагивают образовательную область «ПОЗНАНИЕ»
Сенсорное воспитание
Формирование элементарных математических представлений
Конструирование
Коммуникация (формирование монологической и диалогической речи)
Данное пособие используется в разных возрастных группах. Важным условием является – это соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего должны учитываться следующие примеры: доступность, повторяемость, постепенность выполнения задач.
Пособие можно использовать на подгруппных занятиях, индивидуально и в самостоятельных играх детей.
Ведущей целью данного пособия является сенсорное воспитание (это развитие у ребенка процессов восприятия и представления о предметах, и явлениях окружающего мира) Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда задач:
развитие зрительного восприятия формы
практическое выделение формы
зрительное восприятия величины
различение цветов
соотнесение цветов
восприятие пространственных отношений между предметами и их частями
развитие мышления
формирование элементарных математических представлений (количество и счет; величина; геометрические фигуры)
ориентировка в пространстве
развитие зрительно- двигательной координации
формирование наглядно- образного мышления
Материалы и оборудование:
Планшет с разными полями, разного цвета (красный, желтый)
Дорожки разной ширины
Наклеенные разноцветные геометрические фигуры
Плоскостные домики из картона разного цвета и двери к ним
Объемные домики разных цветов и размеров
Набор машинок разной величины
Набор цветных лент
Набор геометрических фигур разной величины
Коробки с крышками разных форм
Набор разноцветных игрушек разных размеров
Набор цифр от 1 до 10
Набор мебели разного цвета
Игры на развитие зрительного восприятия
«Спрячь игрушку»
Цель. Учить соотносить форму предметов с помощью проб.
Оборудование. Коробки с крышками разных форм (круглые, квадратные, многоугольные, мелкие игрушки или картинки
Ход игры. Педагог раскладывает на столе вперемешку 2 коробки и крышки к ним. Показывает детям маленькую игрушку или картинку, которую можно положить в коробку, и говорит, что нужно спрятать игрушку, а потом найти ее. Вызывает двух детей, один прячет игрушку и закрывает коробки крышками, а другой ищет. Педагог учит детей подбирать крышки путем проб (подходит, не подходит) При повторном проведении игры пары коробок меняются, а количество их увеличивается до 3—6.
«Чей домик?»
Цель: Учить соотносить плоскостную форму 'в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб, отрабатывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.
Оборудование: Четыре коробки из плотного материала, в каждой из них по одной прорези (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная, объемные геометрические формы (шар, куб, кирпичик, овал, треугольная призма, по размеру подходящие к прорези.
Ход игры. Педагог ставит на стол одну из коробок, например, е круглым отверстием, кладет около нее шар и кубик и говорит детям, что сейчас они узнают, чей это домик, что в нем должно находиться: шарик или кубик? Вызывает ребенка и предлагает ему протолкнуть в отверстие одну из форм. Побуждает малыша примерить ту или иную форму к отверстию. Другому ребенку предлагает уже другое сочетание форм, например, шар и овоид, формы которых не имеют столь четкого различения. В дальнейшем форма коробок меняется, увеличивается их количество до 3—5. Надо помнить, что при выполнении задания результат должен быть закреплен словом педагога: «Правильно ты подобрал форму, здесь должен находиться шарик (кубик, кирпичик)».
«Машины гараже» (2-6 лет)
Цель: Продолжать учить различению цветов, подбирать одинаковые цвета на глаз; Учить ориентироваться на цвет, как на значимый признак; Продолжать знакомить с названием цветов; Познакомить с широкой и узкой дорогой; Учить детей сравнивать длину с помощью условной меркой; Познакомить с линиями кривыми, ломаными, прямыми; Сравнение групп разных предметов.
Игра проводиться индивидуально и по подгруппам.
Ход занятия:
Первое задание: Детям раздается машинки разных цветов и детям предлагается проехать по дороге в соответствии с цветом машины.
Второе задание: Воспитатель предлагает проехать в определенный цвет сектора, ребенок должен методом проб определить по какой дорожке он должен проехать и назвать цвет дорожки.
Третье задание: Педагог выставляет перед ребенком две машинки разного цвета, предлагает выбрать дорожки для автомобиля в зависимости от ширины машинки. Затем предлагает назвать ширину дорожки «широкая» или «узкая» дорожка.
Четвертое задание: педагог выкладывает перед ребенком десять машинок, предлагает посчитать их и назвать цвета. Просит узнать хватит ли всем машинкам дорожек. Просит сровнять количество машинок и дорожек.
Пятое задание: Педагог предлагает проехать по разным видам дорожек : ломаной, кривой, прямой.
Шестое задание: Перед педагогом лежат разноцветные ленты, разной ширины. Воспитатель предлагает взять ленту и приложить к дорожке нужной ширины.
Седьмое задание: Ребенок по дороге должен проехать к дому с определенной цифрой.
«Дом для матрешки»
Цель: Учить воспроизводить пространственное расположение элементов конструкции по подражанию действиям взрослого.
Оборудование: Элементы настольного строителя (кубы, трехгранные призмы — для крыши, кирпичики (по два на ребенка, бруски (по три на ребенка, количество наборов должно соответствовать числу детей, более крупный набор у педагога, мелкие игрушки для обыгрывания постройки.
Ход игры: (проводится индивидуально и небольшими подгруппами). 1-й вариант: Педагог привозит на машине несколько
матрешек (по числу детей) и говорит, что для них надо построить
домики. Раздает детям кубы, призмы и по одному кирпичику,
раскладывая их в случайном порядке. Предлагает детям повторять
те действия, которые делает он: берет куб, ставит перед собой (дети
повторяют); затем берет призму, медленно ставит на куб, следит,
как это делают дети, берет кирпичик, ставит его вплотную к дому
на длинное узкое ребро (дети повторяют).«Посмотрите, -говорит педагог,— какой мы построили дом с забором. Матрешки
нравятся их домики». (Берет одну матрешку (побольше) себе, а
маленьких раздает детям.) По подражанию действиям педагога они обыгрывают постройку.
2-й вариант: Постройка дома с воротами и забором по обе стороны ворот проводится по той же методике. Для обыгрывания используются не только матрешки, но и другие маленькие куклы, машинки (проезжают под воротами, въезжают во двор выезжают из него.
3-й вариант: Те же постройки выполняются не по подражанию, а по образцу, т. е. педагог строит свои постройки за экраном, а дети сами анализируют образец и воспроизводят его.
«Спрячь мышку от кошки»
Цель: Продолжать учить различению цветов, подбирать одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой; учить ориентироваться на цвет как на значимый признак; закреплять эмоционально-положительное отношение к игре; продолжать знакомить с названиями цветов.
Оборудование: Плоскостные домики из картона, окрашенные в разные цвета (основные) или обклеенные цветной бумагой прорезями для дверей; с обратной стороны домиков (к основной части) приклеиваются сверху и снизу картонные рейки так, чтобы между ними перемещалась (в виде задвижки) полоска картона с наклеенными дверями тех же цветов, что и домики; игрушечная кошка и плоскостные изображения мышек.
Ход игры: Дети сидят на стульях вокруг стола педагога. На столе разложены три-четыре домика разных цветов и на некотором расстоянии вперемешку двери к ним. Появляется мышка, она пищит и просит спрятать ее от кошки. Педагог прячет мышку в один из домиков и объясняет, что надо закрыть дверь, а то кошка найдет мышку. Обыгрывает этот момент: берет одну из дверей (цвет не подходит) и прикладывает к домику. Затем ищет дверь такого же цвета, как дом. Наконец находит дверь нужного цвета, закрывает мышку и обращает внимание на то, что двери не видно: она слилась с домиком. Выбегает кошка, бегает вокруг домика, ищет мышку, но не находит. Появляется другая мышка. Ее прячет ребенок. Игра (повторяется.
В конце педагог говорит, что дети хорошо спрятали мышек, правильно подобрал двери к домикам — все домики и двери одинаковые.
При повторном проведении игры используются домики другого цвета. Можно применять в окраске домиков незнакомые детям цвета и оттенки. Дома располагаются не в ряд, а в случайном порядке.
Затем происходит усложнение игры. Воспитатель просит детей закрыть дверь в зависимости от прорезей в геометрической фигуры.
«Цветные домики» (1,5-2 года)
Цель: Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении, обозначать слова «такой», «не такой».
Оборудование: Планшет, плоскостные домики разных цветов (синий, красный, желтый, зеленый)
Игра проводиться индивидуально с каждым.
Ход игры: Взрослый предлагает разложит домики по однородному цвету на планшете. Ставит на желтый сектор красный домик и тут же выражает недовольство «не такой, переставляй на другой сектор», проводит рукой, подчеркивая их однородность. Затем просит ребенка сделать то же самое. Игра проводиться 2-4 раза.
Игры на количество и счет
Цель: Учить считать по образцу и названому числу; Понимать независимость числа от величины, расстоянии, пространственного расположении предметов
- составлять число 10 из двух меньших
- из неравенство делать равенство
- посчитай какие геометрических фигур больше
- сделай поровну
- сложи вместе красные и синие треугольники, сделай поровну.
Первое задание (2-3 года)
Найди геометрические фигуры такого же цвета, побуждать детей называть цвета.
Второе задание (5-7 лет)
Разложи геометрические фигуры по цветам.
Третье задание
- Разложи столько игрушек, сколько треугольников на планшете
- Разложи фигурки на одну меньше
Ориентировка в пространстве
Первое задание:
Предложить ребенку обустроить комнату для персонажа в соответствии с инструкцией воспитателя : Кровать поставить на красный сектор. Посередине, справа поставить большой синий стул, слева стол и т. д.
Логико-математические игры для детей (3-4 лет)
«Фифа»
Оборудование: Зеленые, синие, красные, желтые карточки или любые квадраты из разноцветного картона или ковролина.
Описание игры: Однажды гусеница Фифа появилась на полянке в новых башмаках белого цвета. Принесла она с собой для игры разноцветные квадратики. Разложила их, перед зеленым квадратиком, чтобы полюбоваться своей работой. Вдруг… башмачки позеленели. Фифа оглянулась. Ну и чудеса! Она стала замечать предметы только зеленого цвета. Встала перед синим квадратиком – башмачки посинели и вокруг стали четко видны предметы синего цвета.
Ход игры: Квадраты располагаются на игровом поле в ряд. Из разноцветного картона вырезаются башмачки точно такого же цвета. Дети напротив карточек прикрепляют башмачки одинокого,с ней, цвета и называют в окружающей обстановке предметы только этого цвета.
«Лопушок»
Описание игры: На полянку пришел Лопушок. Принес с собой для игры треугольник, круг и квадрат. Разложил их и … Если Лопушок вставал напротив круга, то становился круглым, напротив квадрата- квадратным, напротив треугольника- треугольным.
Оборудование: Квадрат, треугольник, круг. Игровое поле, шнурки (веревочка)
Ход игры: Это волшебная дорожка. Дети из разноцветных шнурков под квадратом делают квадрат, под кругом–круг, под треугольником- треугольник (это Лопушок меняет форму) Находят в окружающей обстановке и называют предметы квадратной, треугольной, круглой форм.
ПРИЛОЖЕНИЕ