Галина Кленкова
Методическая разработка по сенсорному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
раздела основной общеобразовательной программыСенсорное воспитание
Тема: «Ознакомление детей
младшего дошкольного возраста с цветом»
Работу выполнила:
Кленкова Галина Владимировна
Содержание
1. Краткая характеристика раздела общеобразовательной программы.
2. Цели и задачи раздела.
Публикация «Методическая разработка по сенсорному воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения содержания раздела программы воспитанниками в соответствии с возрастными особенностями.
4. Ожидаемые результаты освоения детьми раздела основной общеобразовательной программы.
5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности воспитанников, в т. ч. по реализации принципа интеграции.
6. Система знаний и система деятельности при освоении раздела.
1. Краткая характеристика раздела общеобразовательной программы
В умственном развитии детей младшего дошкольного возраста большое значение имеет сенсорное воспитание. Известно, что познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия, что помогает младшим дошкольникам разносторонне познавать предметы, их свойства и качества. Вопросами сенсорного воспитания занимались известные отечественные и зарубежные педагоги, и психологи такие как: Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, И. П. Сакулина, Н. М. Щелованов., Ф. Фребель, М. Монтессори. Они считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Современные психологические исследования показывают, что ребёнку с самого раннего возраста доступно всё богатство разнообразных цветов и оттенков. Работая с детьми младшего дошкольного возраста на протяжении семи лет, пришла к выводу, что ознакомление с цветом вызывает у малышей некоторые затруднения. Это доказывают и данные педагогической диагностики, которая проводилась мною с целью выявления у детей первой и второй младшей подгруппы умения различать и показывать основные цвета спектра, правильно называть их, группировать предметы по цвету. Если воспитанники второй младшей подгруппы показали достаточно высокие результаты (из 7 человек 2 ребенка – средний уровень, 5 детей - высокий, то дети первой младшей подгруппы затруднялись в определении и назывании основных цветов.
Сравнивая задачи по сенсорному воспитанию разных дошкольных образовательных программ («Детство», «Радуга», «Гармония развития», «Кроха» и др.) поняла, что больше внимания уделяется развитию у детей представлений о форме и величине, а представления о цвете развиваются в рамках основных цветов. Поэтому считаю, что данная методическая разработка «Ознакомление младших дошкольников с цветом» актуальна и необходима. (Далее по тексту – методическая разработка).
Методическая разработка направлена на развитие у детей младшего дошкольного возраста цветовосприятия и накопления сенсорного опыта через ознакомление с предметами окружающего мира, выделяя цвет как основной внешний признак предмета.
Методическая разработка составлена на основе основной общеобразовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Красногорского детского сада, в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой.
2. Цели и задачи раздела
Цель: Обогащение сенсорного опыта детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с основными цветами спектра.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с основными цветами спектра, включая контрастные цвета чёрный и белый.
Формировать умение выделять цвет и группировать предметы поцвету.
Закреплять названия цветов в активной речи детей.
Развивающие:
Развивать цветовое восприятие детей.
Развивать у детей зрительную память.
Развивать у детей ориентировочные навыки на цвет.
Воспитательные:
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на цвет.
Воспитывать интерес детей к познанию цвета в окружающей действительности.
Воспитывать у детей желание выполнять игровые действия на закрепление цвета.
3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения содержания раздела программы воспитанниками в соответствии
с возрастными особенностями
Специфика сенсорного развития и освоения содержания раздела программы у детей младшего дошкольного возраста происходит в соответствии с возрастными и психологическими особенностями. На каждом возрастном этапе формируется определенное звено сенсорной культуры. Знания возрастных и психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста помогут более полно реализовать данную методическую разработку.
Дети второго-четвертого года жизни еще не готовы к усвоению сенсорных эталонов, но у них начинают активно накапливаться сенсорные представления о предметах окружающего мира, в том числе начинает формироваться цветовосприятие.
Учитывая то, что у детей младшего дошкольного возраста такие психические процессы как внимание, память непроизвольны, мышление является наглядно-действенным, воображение только начинает развиваться, поведение и действия ситуативны, но ярко выражено стремление к деятельности, воспитателю необходимо выстраивать образовательный процесс по реализации задач данной методической разработки через игру и продуктивные виды деятельности. Задача взрослого – организовать игры-занятия с предметами, где ребёнок действует сначала по показу действия, и только потом по словесному указанию. Так, например, при выполнении игровых заданий с пирамидкой, мозаикой (выкладывание разноцветных дорожек) и т. д., у ребенка в процессе деятельности возникнет интерес, и он через игровое действие закрепит цвет. Также через игру дети начнут обобщать и выделять цвет как внешнее свойство предмета, которое можно только увидеть и закреплять слова, обозначающие цвет, в речи. Яблоко красное, флажок тоже красный и шарф красный. Малыши начинают проводить сравнение: снег белый как молоко, земля черная как ночь и т. д.
Таким образом, ознакомление младших дошкольников с цветом должно осуществляется в разных видах деятельности через действия с предметами, игру, рисование, лепку, конструирование, наблюдение. Ознакомление с цветом помогает ребёнку перейти от внешних действий, когда он зрительно определяет цвет, к внутреннему плану действий, т. е., когда усиливается роль слова при ознакомлении со свойствами предметов. Формирование цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста является базовой основой для дальнейшего устойчивого усвоения эталонов цвета, для изучения разнообразного мира красок.
4. Ожидаемые результаты освоения детьми раздела основной общеобразовательной программы
Задачи
Образовательные:
Познакомить детей с основными цветами спектра, включая контрастные цвета чёрный и белый.
Формировать умение выделять цвет и группировать предметы по цвету.
Закреплять названия цветов в активной речи детей.
Дети: Будут показывать и находить основные цвета спектра (желтый, синий, красный, зелёный) в одежде, на картинках, игрушках и т. д.
Начнут узнавать контрастные цвета (черный и белый, сравнивая их со знакомыми предметами, объектами окружающего мира (белый как снег, чёрный как земля и т. п.)
Будут успешно выполнять задания на группировку предметов по цвету, выделение цвета в окружающей обстановке.
Будут активно повторять правильное название цвета в речи. Отвечать на вопросы о цвете предметов словами.
Развивающие:
Развивать цветовое восприятие детей.
Развивать у детей зрительную память.
Развивать у детей ориентировочные навыки на цвет.
Дети: Будут различать основные и контрастные цвета спектра.
Будут зрительно ориентироваться на заданный цвет.
Воспитательные:
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на цвет.
Воспитывать интерес детей к познанию цвета в окружающей действительности.
Воспитывать у детей желание выполнять игровые действия на закрепление цвета.
Дети: Научатся эмоционально реагировать на цвет, определяя какой цвет яркий, красивый, а какой грустный, страшный.
Будут интересоваться цветом предметов, задавать вопросы о цвете предметов.
Будут отбирать предметы необходимого цвета для развития самостоятельной игры (грузят на машину бруски-«кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).
5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности воспитанников, в т. ч. по реализации принципа интеграции
Для достижения наибольших результатов в освоении цвета воспитателю, прежде всего, важно вызвать у детей положительные эмоции и интерес к предлагаемой деятельности. Для этого воспитатель должен умело использовать разнообразные педагогические технологии, методы, приемы обучения и соответствующие формы организации воспитанников.
Современные педагогические технологии:
Технология игрового обучения, которая лежит в основе обучения: игровая задача, правила, игровая деятельность и результат. Помогают создавать атмосферу творчества, эмоционального комфорта и соблюдать личностно-ориентированный подход обучения.
Информационно-коммуникативные технологии, позволяющие формировать знания, умения и навыки, активизировать потенциал ребёнка. Ведущую роль здесь играет педагог. Данная технология используется при работе с детьми раннего возраста с учётом психологических и физических особенностей детей.
Здоровьесберегающие технологии помогают сохранять и укреплять здоровье воспитанников. Их применение заключается в следующем: в соблюдении требований СанПиН; в создании положительного эмоционального настроя и эмоциональных разрядок, в использовании динамических пауз, физкультминуток, гимнастики для глаз, упражнения на релаксацию, упражнения для формирования правильной осанки.
Методы и приёмы обучения:
Наглядные: наблюдение, рассматривание, демонстрация образцов.
Словесные: беседа, объяснение, указание, напоминание, художественное слово.
Репродуктивные методы, суть которых заключается в практической деятельности, направленной на обследование предмета.
Исследовательские методы (как элементы технологии проблемного обучения, суть которых заключается в экспериментальной и проблемно-поисковой деятельности, в результате которой воспитанники обследуют предметы и замечают, что они разного цвета, также могут по аналогии искать предметы определенного цвета и т. д.
Формы организации:
Непосредственно образовательная деятельность в форме игры, игровых упражнений.
Совместная деятельность воспитанников и взрослых в режимных моментах.
Работа с родителями, которая заключается в информировании родителей о работе над восприятием цвета.
Во всех формах организации для достижения оптимального результата и учитывая возраст детей необходимо использовать подгрупповую и индивидуальную работу.
6. Система знаний и система деятельности при освоении раздела
Система знаний данной методической разработки включает в себя общенаучные знания, знания из определенной научной области, фундаментальные знания из конкретной предметной области и знания.
Общенаучные знания:
философия (целостная картина мира состоит из предметов, которые имеют определенный цвет, цвет – это внешнее, видимое свойство предмета, цвета могут гармонировать, сочетаться друг с другом);
закон перехода цвета из одного в другой (при смешивании двух цветов получается новый цвет);
Знания из определенной научной области:
из области архитектуры (при строительстве зданий используются строительные материалы разного цвета);
из области географии (на географических картах цветом обозначаются разные природные ландшафты);
из области искусства (живопись).
Фундаментальные знания из конкретной предметной области и знания, учитывающие способности и интересы воспитанников:
сенсорика (сенсорные эталоны цвета);
конструирование, рисование, лепка, аппликация.
Освоение детьми системой знаний осуществляется через систему деятельности.
Репродуктивная деятельность: Изучая цвет, воспитанники обследуют предмет, включая зрительные анализаторы. Они выполняют практические действия, упражнения: раскладывают (сортируют) предметы по цвету, выкладывают цветные дорожки и т. д. Таким образом, у воспитанников развивается цветовосприятие, цвет закрепляется через выполнение упражнений.
Частично-поисковая деятельность: в процессе образовательной деятельности перед воспитанниками ставится проблема, которую они должны решить, т. е. они оказываются в ситуации поиска. Во время поисковой деятельности создаётся атмосфера сотрудничества. Главную роль на себя берет воспитатель. Он руководит ситуацией. Воспитанники учатся быть внимательными, находчивыми, любознательными. Учатся сравнивать, наблюдать.
Творческая деятельность: образовательная деятельность воспитанников строится с учетом их интересов, где бы они себя почувствовали «творцами». Больше всего творчество воспитанников проявляется в рисовании, где они имеют возможность экспериментировать с цветом, познают разнообразный мир красок. У детей развивается воображение, творчество совершенствуется представление о цвете.