Вероника Пестова
Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Тема: Прогулка в осеннем лесу.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : Прогулка в осеннем лесу.
Цель: Воспитание у детей экологической культуры поведения.
Задачи:
• Актуализировать знания детей о разнообразии растительного мира.
• Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья.
Публикация «Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, Тема: Прогулка в осеннем лесу,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Материалы для воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
• Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный и называть отличительные особенности деревьев и кустарников.
• Воспитывать уважение, любовь к природе, бережное отношение к природе.
• Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.
Области организованной деятельности:
Приоритетная: познавательное развитие – ознакомление с миром природы.
Интеграция: социально-коммуникативное развитие, развитие речи, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа. Наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке (осенние деревья и кустарники, листопад, частые дожди и т. д.). Беседа на темы «Осень», «Осенний лес», чтение художественных произведений о природе, рассматривание картин иллюстраций В. Д. Поленова «Золотая осень». Беседа по картине И. Левитана «Золотая осень». Дидактические игры «Что нам осень принесла», «Времена года». Отгадывание загадок. Беседа о правилах поведения в лесу. Разучивание физкультминутки «Мы корзиночки несем»
Материал и оборудование: ноутбук; мультимедийная презентация «Прогулка в осеннем лесу», части дерева, схема тропинок, книга «Толковый словарь» С. И. Ожигова
Орг. Момент
Ход НОД: (Стоя в кругу) (Слайд 1)
Звучит аудиозапись звуков леса. Воспитатель загадывает загадку :
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом —
Чудеса увидишь в нем.
Дети: Лес
Мотивация.
Воспитатель : Правильно, мы сегодня будем говорить о лесном царстве. А для чего человеку нужен лес?
(Ответы детей)
Воспитатель : А я тоже знаю, зачем нужен лес человеку. Например, Лес — друг земледельца, что это значит? (Размышления детей).
Как вы понимаете слово друг земледельца? Кто может вам объяснить? Есть такая книга толковый словарь. Сейчас узнаем, что означает это слово. (Работа с толковым словарем.)
Не будь леса, ветер так разгулялся бы на просторе, что сдул бы с поля весь плодородный слой земли, высушил её.
Лес — друг реки и её обитателей: рыб, раков, лягушек. Если гибнет лес, вскоре гибнет и река, она мелеет, пересыхает. Почему так? Весной снеговая вода с полей сбегает за неделю. А в лесной чащобе под еловыми лапами снег лежит ещё месяц. Он тает постепенно. Талая вода скапливается в моховой подстилке, как в губке, и лесные ручьи постоянно снабжают реку водой.
Воспитатель : Ой, на электронную почту пришло письмо. Давайте прочитаем. (Слайд 2-3)
«Дорогие ребята старшей группы! Пишет вам старичок Лесовичок. Я живу в лесу и буду очень рад, если вы придете ко мне в гости. Лес я очень люблю и гостям всегда рад! С уважением, старичок Лесовичок». А давайте вспомним правила поведения в лесу и отправимся на прогулку. У меня есть специальные знаки. Я буду показывать карточки со знаками, а вы расскажите, как надо вести себя в лесу.
- В лесу нельзя шуметь.
- В лесу нельзя мусорить.
- Нельзя разводить огонь.
- Нельзя разорять птичьи гнёзда.
- Нельзя вырывать растения с корнем.
- Нельзя ломать ветки деревьев.
Воспитатель : Все готовы.
Физкультминутка. (Слайд 4)
Мы корзиночки возьмем,
В лес по ягоды пойдем. (Дети шагают по кругу друг за другом.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем ягоды искать. (Останавливаются, выполняют «пружинку», хлопают в ладоши.)
Пробежимся по дорожке, (Бегут по кругу.)
Перепрыгнем через лужи. (Прыгают на двух ногах.)
Под листочки мы заглянем — (Приседают.)
Ягод соберем на ужин: (Имитируют сбор ягод.)
Ежевики и малины,
Голубики и калины. (Шагают на месте.)
Гроздья спелые брусники
И немного земляники. (Выполняют «пружинку», хлопают в ладоши.)
На экран проецируется картинка леса. (Сели на лавку) (Слайд 5)
Воспитатель : Ребята, как называется лес, где растут березы, клены, дубы, рябины?
Дети: Такой лес называется лиственный потому, что в нем растут лиственные деревья и кустарники.
На экране медиапроектора лиственные деревья. (Слайд 6)
Воспитатель : Как называется лес, где растут хвойные деревья?
Дети: Такой лес называют хвойным.
Воспитатель : Какие деревья называются хвойными? Хвойные деревья это сосна, кедр, ель, пихта.
На экране медиапроектора хвойные деревья. (Слайд 7)
Воспитатель : Как называется лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья?
Дети: Лиственные и хвойные деревья растут в смешанном лесу
Воспитатель : В каком лесу мы гуляем? Мы гуляем в смешанном лесу. Как вы это определили?
На экран проецируется картинка смешанного леса. (Слайд 8)
Дидактическая игра «Плоды и семена» приложение №1 (Слайд 9-12)
Воспитатель : Осенью на всех деревьях созревают плоды и семена. (картинки).
(На столе разложить картинки с изображением листьев, плодов и семян деревьев. Сначала ребенок должен выбрать один лист и подобрать к нему плод или семена).
Какие плоды у дуба? (желудь)
У сосны и ели? (шишки)
У клена? (крылатки)
У березы? (крылатые орешки)
Воспитатель : Прогулки в лесу очень полезны для здоровья. Обратите внимание, как красиво и тихо в лесу. Давайте пройдемся по тропинкам. Сначала пойдем глазками по синей дорожке, потом по красной, повернули и идем по зелёной.
Зрительная гимнастика приложение №2 (Слайд 13)
Воспитатель : Ой, ребята, посмотрите, а что это за верёвочка к ёжику привязана? Интересно, куда она нас приведёт?
(По ниточке приходят к поляне с грибами). Сели на ковер. (Слайд 14)
Воспитатель : В лесу растет много разных растений. Например, среди деревьев мы можем увидеть кустарники. (Ответы детей.)
Чем отличаются деревья от кустарников? Верно, у дерева от корня отходит один ствол, а у кустарника несколько довольно тонких стеблей — стволиков. Какие кустарники вы знаете? (Ответы детей.) (Слайд 15)
Давайте внимательно посмотрим на изображения дерева и еще раз вспомним, из каких частей оно состоит. Ребята, нужно собрать из частей дерево и объяснить, для чего нужна каждая из них. Корень растению нужен, во-первых, чтобы оно могло впитывать влагу, питательные вещества и минеральные соли из почвы, без которых растению не выжить. И, во-вторых, корень прочно удерживает растение в земле, помогает ему «сохранять равновесие», является опорой. Ствол, во-первых, это основная опора дерева, во-вторых, по стволу от корней к каждой веточке, листочку поднимается вода и минеральные вещества. (Слайд 16)
Для чего дереву нужна кора? Как вы думаете? (Кора защищает дерево.) А от чего она его может защищать? (От солнца, мороза, ветра, от того, чтобы не вытекал сок.) Что такое крона? (Это верхняя часть дерева.) приложение №3
Воспитатель : Какие еще растения есть в лесу? Правильно, грибы. Грибы бывают съедобные и несъедобные. Грибники аккуратно срезают их ножом, чтобы не повредить корень (грибницу). Тогда на этом месте еще вырастут грибы. Грибами питаются люди и обитатели леса. Особенно любит грибы белка. Она даже сушит их на зиму и складывает себе в дупло». (Слайд 17)
Дидактическая игра «Смешные предложения»
Воспитатель : Теперь пора нам возвращаться в садик. Чтобы вернутся в сад нам надо исправить смешные предложения.
У берёзы дубовый лист. У ивы рябиновый лист. У тополя берёзовый лист. У ели осиновый лист. У рябины дубовый лист. У клёна тополиный лист. У сосны ивовый лист.
Дети исправляют неправильные предложения. (У берёзы берёзовый лист. У ивы ивовый лист. У тополя тополиный лист. У ели еловая хвоя. У рябины рябиновый лист. У клёна кленовый лист. У сосны сосновая хвоя.) (Слайд 1)
Пальчиковая гимнастика
- Лес дремучий, до свидания!
Ты расти на радость людям
Мы дружить с тобою будем.
Воспитатель : Вот мы и вернулись, а теперь все сели за столы мы с вами посадим свой маленький лес. Я вам предлагаю посадить лес необычным способом. У вас на столах есть силуэты деревьев, клей. Вам надо расположить деревья по другому, не как у меня.
Дети выполняют задания, комментируя.
Дети путем приклеивания готовых форм выполняют задание. Приложение №4
Рефлексия
Воспитатель : - Дети, какой лес у вас получился? (Смешанный).
- Давайте вспомним, где мы побывали?
- Важно ли то, что вы сегодня узнали? Что видели в лесу? Что вам понравилось больше всего?
Воспитатель : Лес – это не только чистый воздух, сырьё, но и бесценная красота. И эту красоту, и богатство люди должны беречь.
Берегите русский лес,
Он – источник всех чудес!
Чтобы всюду зеленели
Сосны, вязы, клёны, ели,
Берегите лес!
Белке, кунице, зайцу, лисице
Лес – дом родной.
Птице и зверю хочется верить в мир и покой!
(Звучит музыка. Появляется Осень с корзинкой печёных грибочков и орешков.)
Осень : Здравствуйте, ребята, я наблюдала за Вами всю вашу прогулку. Какие Вы молодцы, как много знаете и обо мне, и о лесе. А как замечательно Вы себя вели в нашем лесном доме! Лесные жители, как настоящие гостеприимные хозяева, приготовили Вам гостинцы – мои дары: грибы и орешки.
Вы всегда желанные гости в лесном доме, только не забывайте, пожалуйста, любить и беречь природу.
Лес – богатство и краса,
Береги свои леса!
Враг природы тот,
Кто леса не бережёт!
До скорой новой встречи в лесу, ребята! (Осень уходит)
Воспитатель : До свидания, Осень!