НБ
Методическая разработка ОД по духовно-нравственному воспитанию «Разрушенные и возрожденные святыни земли Подмосковной»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Тема: «Разрушенные и возрожденные святыни земли Подмосковной»
Ведущая образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие; художественно-эстетическое развитие, физическое развитие;
Возрастная группа : старшая, подготовительная группы
Публикация «Методическая разработка ОД по духовно-нравственному воспитанию „Разрушенные и возрожденные святыни земли Подмосковной“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Форма организации: групповая
Цель: знакомство детей с разрушенными и возрожденными храмами Подольска (храмом Воскресения Христова г. Подольска, храмом пророка Илии в селе Лемешово)
Задачи:
Продолжать знакомить детей с храмом как домом Божьим, использовать в процессе ознакомления произведения художественной литературы, музыки, живописи;
Побуждать детей к рассмотрению окружающего мира с позиции нравственного поведения, в создании и сохранении его красоты;
Обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры;
Развивать эстетическое восприятие, наблюдательность, внимание;
Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с произведениями классической, церковной, народной музыки;
Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердие, сострадание, сопереживание, любви к Родине, доброго, гуманного отношения к окружающему миру, стыдливости совершения безнравственных поступков, ответственности и заботы.
Словарная работа: обогатить речь детей новыми словами «иконостас», «погост», «реставрация», «притча», «священномученик»;
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: детская православная литература, проектор, ноутбук, презентация «Разрушенные и возрожденные храмы Подольска», диск с музыкой «Колокола и флейта», магнитофон;
Раздаточный: листы А4 с изображением храма, набор цветных карандашей на каждого ребенка;
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный этап (3 мин.) Ритуал приветствия:
Педагог вместе с детьми стоит в кругу и читает стихотворение И. Романова:
Придумано кем - просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
-Доброе утро! Солнце и птицы!
-Доброе утро! Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
Ребята, давайте поздороваемся друг с другом, пожелаем каждому хорошего дня, улыбнемся новому дню.
Педагог подводит детей к столу, на котором лежит детская православная литература.
Педагог: Вы знаете, ребята, совсем недавно 26 февраля 2017 года я посетила православную выставку-ярмарку «Звон колоколов», которая проходила в Москве в выставочном центре «Сокольники». Вы знаете, что такое ярмарка? (ответы детей). Да, ярмарка - это большое торговое место, где продают различные товары, изделия, книги. А на православной ярмарке продавались изделия народных промыслов, платки, мёд от монастырских подворий, иконы и православная литература – книги о житие святых, молитвословы, книги о храмах и монастырях России.
Я купила для вас несколько книг, посмотрите какие (педагог показывает детям книги «Жития святых для детей», «Детям о послушании», «Библия для детей», «Маленькие притчи» монаха Варнавы (Санина).
И вот когда я уже собиралась уходить с ярмарки, моё внимание привлекла вот эта старинная книга о храмах Подмосковья, храмах нашего Подольска. Я открыла первую страницу и погрузилась в далекую эпоху, когда в нашем Подольске только возводились храмы. Я не могла оторваться, так захватила и увлекла меня эта старинная книга! Я купила её для нас и сегодня хочу рассказать вам о двух старинных храмах, которые были полностью разрушены, а потом восстановлены заново. Хотите узнать, о каких храмах пойдет речь? Тогда я приглашаю вас в свою гостиную, где вас ждет просмотр слайдов и увлекательный рассказ.
2. Подача нового материала, показ презентации (10 мин)
Дети сидят на стульчиках перед экраном.
Педагог: Ребята, куда мы ходили перед Рождеством на познавательную экскурсию? Да, в храм Кирилла и Мефодия. Этот храм был построен недавно, чтобы люди, живущие рядом, могли его посещать, ставить свечи, молиться, приходить за советом, как правильно поступить, так?
Но сейчас я расскажу вам о храме, который был построен очень-очень давно, в 18 веке. Итак, смотрите и слушайте внимательно.
Показ презентации «Разрушенные и возрожденные святыни земли Подмосковной» в виде старинной книги.
Скажите, кто из вас ходил с родителями в парк им. Талалихина? Да, мы все с вами были в этом парке. А вы знаете, что рядом с парком находится старинный храм, один из самых первых храмом Подольска? Вот о его истории я вам сейчас расскажу. Вот такую старинную книгу мы рассмотрим и узнаем историю старины глубокой. (Слайд 1,2,3)
(Слайд 4) Храм воскресения Христова города Подольска – это один из самых древних сохранившихся храмов города. Деревянная церковь была построена в 16 веке в селе Подол, тогда еще не было города Подольска, а было село на реке Пахре. Деревянная церковь сгорела, а на ее месте решили возвести каменный храм.
В 1781 году село Подол было преобразовано в город, и церковь стала его главным храмом.
(Слайд 5) Проходили годы, церковь ветшала, и к 1874 году положение настолько ухудшилось, что были запрещены богослужения.
К 1854 году храм восстановили полностью, заменили старую кровлю храма, написали новые иконы, промыли старые, отлили большой колокол весом 121 пуд (почти 2 тонны, пристроили каменную богадельню. Но после революции в 1929 г. храм закрыли, все ценности забрали, а храм стали использовать под краеведческий музей.
(Слайд 6) Но это еще не все беды, которые выпали на долю храма Воскресения Христова. До Великой отечественной войны в нем располагался гараж грузовых машин, все было разбито и разрушено. Глядя на эти фотографии с такой красотой внутри трудно в это поверить. Более того, во время войны и до 1956 года там располагались мастерская по ремонту танков и гараж. А позже – мастерская по ремонту инвалидных мотоколясок, пункт по обмену газовых баллонов, гуталиновая фабрика (гуталин – это мазь для чистки обуви, применялась в те годы) и другие предприятия.
(Слайд 7) Вот в каком печальном виде был храм в те годы, пока не началась реставрация (реставрация – это восстановление памятников, произведений искусства).
(Слайд 8) Вот так сейчас выгладит центральный иконостас. Вы уже знаете, что такое иконостас, на экскурсии в храм Кирилла и Мефодия отец Дионисий вам рассказывал об этом (иконостас - это перегородка между алтарем и средней частью храма, она состоит из икон, расположенных ярусами).
(Слайд 9) 17 сентября 1994 г. было принято решение о восстановление прихода и храма. Община принялась за реставрацию здания и завершила ее в 1999 г. Освящение церкви состоялось 31 октября того же года. Богослужение возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Сегодня храм Воскресения Христова является украшением Подольска. При храме открылась Воскресная школа, где дети посещают различные кружки.
За храмом начинается парк культуры и отдыха им. Талалихина.
И теперь, когда вы знаете об истории этого многострадального храма, вы придете туда со своими родителями и поделитесь с ними своими знаниями. Договорились?
(Слайд 10) Второй храм, о котором я хочу вам рассказать, находится в селе Лемешево Подольского района. Это храм пророка Илии.
(Слайд 11) История этого храма начинается в далеком 17 веке. Дошедшая до наших дней Ильинская церковь в деревне Лемешево ведет свою историю от деревянного храма пророка Илии, находившегося в соседнем селе Дубровицы.
Первое упоминание о нем датируется 1627 годом.
(Слайд 12) В 1662 г. В Дубровицах построили новый деревянный храм, он простоял до 1690 г., а затем его по указу царя Петра I разобрали и перенесли в соседнее село Лемешево. Чуть позже деревянный храм был заменен каменным. Церковь, расположенная на высоком берегу реки Пахры очень удачно
вписалась в окружающий пейзаж.
(Слайд 13) Шли годы, храм ветшал, ему нужна была реставрация. Но наступили трудные времена. После октябрьского переворота в 1922 году из храма были изъяты серебряные ризы с икон, а 14 октября 1937г. на Бутовском полигоне был расстрелян настоятель храма, священник Александр Агафонников.
(Слайд 14) В 1941 году храм был закрыт безбожной властью, как сказано в исторической справке, "за ненадобностью". Были сожжены иконостасы и иконы. В годы войны в храме был устроен военный склад. В послевоенное время Ильинский храм использовали как хранилище для зерна. С 1960-х годов бесхозное церковное здание постепенно разрушалось, превращаясь в свалку для мусора…
(Слайд 15) Больше всего храм пострадал в 1970-1980гг.
Купола Ильинской церкви были излюбленным местом тренировок альпинистов. Церковный погост (кладбище) был разорен.
И только в сентябре 1996 г. под руководством настоятеля священника Петра Дынникова начались реставрационные работы.
(Слайд 16) По сохранившимся фотоматериалам и чертежам удалось восстановить внешний вид храма.
Вокруг храма прихожане посадили много еловых деревьев. Интерьер храма оформлен по современному проекту, так как обнаружить архивные фотоснимки не удалось.
(Слайд 17) Восстановленная церковь была торжественно освящена метрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием 14 октября 2003г.
в день памяти расстрелянного настоятеля этого храма священномученика Александра (Агафонникова).
В этой старинной книге рассказано обо всех храмах Подольского благочиния. Сегодня мы узнали о двух храмах из этой книги. В следующий раз я расскажу вам о других разрушенных и вновь возрожденных храмах.
А сейчас я приглашаю вас на прогулку по весеннему лесу.
3. Динамическая пауза (2 мин.)
В лес весенний мы шагаем (Идут маршевым шагом)
Ноги выше поднимаем
Солнце, солнце высоко (На цыпочках руки тянем вверх)
Нам от солнышка тепло (Легкие поглаживания руками по лицу).
Тает снег от лучей (Приседание)
Звонко побежал ручей, (Бег по кругу)
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните (Ходьба по кругу)
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.
(ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг!
(потягивания — руки в стороны)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево.
(наклониться и коснуться левой ступни правой рукой,
потом наоборот — правой ступни левой рукой)
К небу руки протянули,
Позвоночник растянули.
(Потягивания — руки вверх)
Отдохнуть мы все успели
И за стол все тихо сели.
4. Самостоятельная практическая деятельность детей: разукрашивание храма. Звучит инструментальная композиция «Колокола и флейта» (10 мин.)
Педагог приглашает детей в «Творческую мастерскую». Ребята, представьте, что рядом с вашим домом возвели храм. Вы каждый день будете смотреть на него из окна вашей комнаты, в праздники и выходные ходить в него с родителями. Какие краски, цвета вы бы использовали для оформления храма? Сейчас вы все будете художниками и распишете храм такими красками, какие вам больше всего нравятся и радуют глаз.
Дети садятся за столы, стоящие полукругом, педагог раздает листы с нарисованным черно-белым храмом, цветные карандаши. Звучит спокойная музыка. Педагог садится вместе с детьми и разукрашивает свой храм. По окончании работы можно оформить выставку детских работ.
5. Подведение итога, рефлексия. Притча «Мудрый камень» (5мин.)
Дети подходят к столу с мини-библиотекой. Педагог спрашивает детей, о чем новом они сегодня узнали, что запомнилось больше всего, какие эмоции они испытывали, когда слушали рассказ о разрушенных храмах, какие новые слова они сегодня узнали. Педагог берет в руки книгу.
В заключении, я хочу рассказать вам притчу из книги «Маленькие притчи для детей и взрослых» российского писателя, поэта, монаха Варнавы, которую я купила на православной ярмарке в Сокольниках. Она называется «Мудрый камень».
Притча – это короткий иносказательный и поучительный рассказ, который даёт возможность человеку взглянуть на свои недостатки со стороны, задуматься о вечных ценностях, помогает найти ответы на разные вопросы нашего бытия.
Пришло время старому камню помирать. Погрузили его вместе с другими, такими же, как и он, в самосвал и повезли на камнедробилку – щебенку делать.
Едет камень, вспоминает всю свою долгую жизнь. А вспомнить есть что: довелось ему и на дне морей лежать, и на вершинах гор быть. Землетрясения, ледники, оползни оставили на его боках свои полосатые метки. А один вулкан на память о себе вложил в его сердцевину большую каплю кварца, похожую на алмазную россыпь!
Грех жаловаться камню – долгую жизнь прожил он, вряд ли что на земле старше его есть! А умирать-то все одно неохота…
И тут заметил камень, что некоторые его соседи, которым тоже умирать не хотелось, начали из машины на дорогу выпрыгивать. Стал тогда и он ближе к борту пробираться. Благо водитель лихачом был. Так весь груз на выбоинах и подпрыгивал.
- Эй, - закричал ему идущий по дороге старик. – Куда так торопишься?
- Да вот, церковь строим! – ответил ему водитель. – Щебенка срочно нужна. А то вся работа встанет!
- А-а, ну тогда торопись! Храм - это дом Божий! Смотрите, старайтесь там, как следует: строите ведь – на веки вечные!
Услыхал это камень. И хоть край борта был уже совсем рядом, остановился и, наоборот, отыскал самое надежное место, чтобы его даже случайно из машины не выбросило.
Уж очень ему захотелось попасть в дом самого Бога. Да не на какой-то там жалкий миллион лет, а – навсегда!
Здесь есть над чем подумать, не так ли, ребята?
6. Ритуал прощания: Дети становятся в круг.
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!