Катиди Наталья
Методическая разработка по развитию речи у детей 4–5 лет с ОНР 3 уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Чем правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем больше его возможности познать окружающий его мир. Несформированность произносительной стороны речи в дальнейшем может отразиться и на овладении навыками чтения и письма.
Наукой уже доказано, что связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга.
Публикация «Методическая разработка по развитию речи у детей 4–5 лет с ОНР 3 уровня» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
У детей с общим недоразвитием речи III уровня - в фонетическом плане дети: - неверно произносят 10-20 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие - твердые, звонкие – глухие, мягкий звуки могут заменяться на твердые.
Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности и неточности движений артикуляции : губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти. Это приводит к неправильному произношению звуков, а часто и к общей невнятности, смазанной речи.
Как известно, для речи нам необходимо :
• Дыхание
• Голос
• Ритмичность
Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я заметила, что таким детям сложнее выполнять артикуляционные упражнения, сложнее расслабить те или иные мышцы. В свои обычные занятия я включила 3 вида зарядки, они занимают около 3 -5 минут:
1. Зарядка дыхания – сюда входят такие элементы как:
• Расслабление плечевых мышц (развести, свести плечи)
• Расслабление мышц рук (в положении наклона потрясти руками)
• Расслабление лицевых мышц (потрясти головой с расслабленными лицевыми мышцами, можно с издаваемым звуком)
• Дыхание животом (игра «Оттолкни мяч»,руки находятся на животе)
• Пение по нотам гласных звуков (а-о-у-э-ы-и)
2. Артикуляционная зарядка губ - сюда входят такие элементы как:
• Вытянуть губки (на 15 сек.)
• «Улыбочка» (на 15 сек.)
• «Кружок» (на 15 сек.)
3. Артикуляционная зарядка язычка – в этот раздел можно включить разные элементы упражнений для язычка:
• Блинчик
• Горка
• Иголка
• Качели
• Лопатка
• Трубочка
Так же включаю в занятия (по теме занятия, короткие загадки, которые пытаемся проговаривать на выдохе, например:
• Весь день усами шевелят, и время узнавать велят. (Часы)
Конечным результатом такого проговаривания (дыхания) :
Короткий вдох и длительный выдох.
Мне будет очень приятно, если мой опыт пригодится молодым специалистам в работе с детьми, у которых общее недоразвитие речи III уровня.