Даньшина Надежда
Методическая разработка по проведению музыкальных утренников
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде всего, надо чтобы детский сад давал побольше радости, чтобы с воспоминаниями о детском саду у ребят связывалось представление о чем-то светлом. Праздники и развлечения- богатый материал для этого. Объединяющая взрослых и детей радость поднимает жизненный тонус, создает бодрое настроение и остается в памяти каждого ребенка надолго. Но значение праздников и развлечений не только в том, чтобы приносить радость, они являются средством всестороннего воспитания: пробуждают в душе ребенка чувство любви к Родине, своему народу, уважение к людям, чувство дружбы. Активное участие в праздниках и развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, дает возможность приобрести новые навыки и закрепить ранее полученные. Кроме того, развиваются их творческие способности, формируются организаторские навыки, создаются благоприятные условия. Утренник является частью всей общевоспитательной работы, проводимой в детском саду. На утреннике осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса. Программа утренника продумывается примерно за полтора месяца до его проведения. В нее включаются пляски, музыкальные игры, песни, хорошо знакомые детям и которые они сумеют хорошо выучить за оставшееся до праздника количество занятий. Поэтому, отбирая музыкальный материал для праздничной программы, следует правильно учитывать возможности детей. Праздник должен ощущаться детьми с того момента, как только они вступят на порог детского сада. Особая чистота, убранство помещения, нарядная одежда детей и взрослых сразу создает праздничное настроение. Воспитатели приветливо встречают детей и родителей и поздравляют их с праздником. Меню в детском саду тоже должно быть необычным, праздничным, блюда красиво оформлены. Если костюмы заранее разложены, праздничные атрибуты приготовлены, воспитатель находится возле детей, создается спокойная, праздничная атмосфера.
Публикация «Методическая разработка по проведению музыкальных утренников» размещена в разделах
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Работа музыкального руководителя
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Перед выходом в зал не должно быть длительного томительного ожидания. Чтобы избежать этого, нужно рассчитать время, когда раздать детям праздничные атрибуты и когда приготовиться к выходу. Неорганизованность, долгое стояние утомляет детей, отрицательно влияет на их настроение, на поведение во время утренника.
Не только ведущий, но и воспитатели должны хорошо знать праздничную программу и весь ход праздника, отвечать за порученный им участок работы (например, вовремя раздать детям атрибуты, помочь надеть костюмы и т. д.). Всякое промедление, замешательство со стороны воспитателя может нарушить стройность, организованность праздничного утренника, увеличить его продолжительность. Воспитатели и родители могут принять участие в торжественном «шествии детей» (например, построить коридор-«ворота»—встать парами и скрестить вверху ветки, цветы или флаги). Сквозь эти ворота пройдет детская демонстрация. Воспитатели выступают иногда с исполнением песен, хором или соло, а также с танцем или хороводом. Такое выступление должно быть высококачественным, как со стороны музыкальной, так и исполнительской. Дети воспринимают эти выступления с особым интересом.
Сценарий утренника строится на очень простом материале: в него включается больше игр, зрелищ. Если есть необходимость добавить в программу праздника дополнительные песни, пляски, надо, чтобы они соответствовали имеющимся у детей навыкам и были легко ими усвоены. Отобранный в программу репертуар постепенно включается в план музыкальных занятий. Наиболее сложные песни, пляски разучиваются за один-полтора месяца. Часть репертуара — сюрпризные моменты, несложные игры и инсценировки готовятся с детьми незадолго до праздника.
Подготовка к праздникам проходит на разных занятиях, в различных видах художественной деятельности. С детьми беседуют о предстоящем празднике, читают соответствующие рассказы, разучивают стихи. С ними проводят экскурсии по красочно оформленным улицам; тема праздника отражается в рисунках, аппликациях. На музыкальных занятиях осуществляется лишь часть общевоспитательной работы в связи с предстоящим праздничным утренником. Удачное проведение утренника определяет прежде всего хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями и длиться не более 35—45 минут в старшей и подготовительной группах и 25—30 минут в младших группах.
Для планирования наиболее удобно использовать следующую таблицу.
Подготовка к празднику Мероприятие (проведение) Понимание (обсуждение после праздника)
1. Что должны понять дети о событии.
2. Как сделать, чтобы они это поняли.
3. Какие изменения надо ввести в занятия. 1. Сценарий.
2. Место проведения.
3. Музыкальное сопровождение.
4. Необходимые предметы.
5. Участники. 1. На что обратить внимание детей.
2. Продумать, какая форма позволит вызвать у детей заинтересован-ность к прошедшему празднику.
Праздничный утренник для детей младшей и средней групп устраивается отдельно от старших, так как содержание праздника для детей старших групп сложно для восприятия малышей. Кроме того, он длится дольше, а это утомительно. В программу утренника для детей младших групп включаются также песни, стихи, игры, танцы, инсценировки, но более простые, доступные данному возрасту, что видно из практического материала, помещенного в книге. Длительность утренника для детей младших групп примерно 30—40 мин., для старших — 45—60 мин. Если оба утренника проводятся в один день, то утренник для малышей начинается первым. Малыши празднуют всегда в утренние часы, а старшие и во вторую половину дня, но не позднее, чем в 16 час. 30 мин. С утра дети не утомлены, лучше воспринимают и исполняют песни, игры, танцы и другие номера. Однако утренники для старших групп чаще проводятся во вторую половину дня. Это делается для того, чтобы дать возможность присутствовать на празднике родителям. Присутствие родителей на утреннике радует детей, а также дает большое удовлетворение родителям, демонстрируя воспитательную работу детского сада; они знакомятся с ростом и продвижением детей, проникаются общим весельем и радостью.
В хорошо составленной программе правильно чередуются моменты действия и отдыха детей. Так, после подъемной торжественной части дети садятся и слушают стихи, после веселого общего танца - смотрят инсценировку, в которой занято лишь несколько ребят. Самых маленьких дошкольников радуют прежде всего атрибуты, находящиеся у них в руках: флажки, воздушные шары, цветы. Праздничное оформление комнаты они замечают не сразу,к этому приходится специально привлекать их внимание, дать время осмотреть его. Дети вначале очень сдержанны в выражении своих чувств. Веселая музыка, движения с цветными платочками вызывают у них улыбку, желание двигаться.
Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей заторможенность. Навыки у них еще неустойчивы, и дети могут забыть порядок движений, построение в знакомой пляске, поэтому воспитатель им все время помогает.
В программу утренников в младших группах включается больше зрелищных моментов в исполнении старших детей, взрослых Действия малышей еще несложны, мало проявляется их самостоятельность. Песни они поют вместе с воспитателем, вначале лишь подпевая ему. Пляски и игры проводятся по показу. Как сюрпризное выступление часто вводится персонаж кукольного театра, который ведет часть программы праздника (Петрушка, Дед Мороз).
Для детей постарше характерна большая активность в восприятии и исполнительской деятельности. Красочное убранство помещения, различные атрибуты, костюмы персонажей — все это привлекает внимание ребят. Они сами замечают детали оформления, восхищаются световыми эффектами.
На утренниках дети старших групп во многом действуют самостоятельно, без помощи воспитателя уверенно проводят знакомые игры, пляски, участвуют в инсценировках. Они свободно ориентируются в коллективе, следят за правильным выполнением действий товарищей.
В выступлениях должны участвовать все дети. Это достигается прежде всего тем, что часть песен, плясок, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок должен выступить индивидуально или с небольшой группой детей. Коллективные выступления всегда чередуются с индивидуальным чтением стихотворений, игрой на детских музыкальных инструментах. Иногда в сюрпризных выступлениях объединяется небольшая группа детей. Они исполняют песни и танцы различных персонажей, разыгрывают небольшие сценки-драматизации.
Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях. В индивидуальных выступлениях каждому ребенку предоставляется возможность проявить свои музыкально-творческие способности.
При хорошо организованной работе по музыкальному воспитанию все дети осваивают программное содержание, которое определяется для каждой возрастной группы. Вместе с тем в группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал, и дальнейшее их развитие требует применения более сложных произведений. Таким детям можно поручать роли посложнее, построенные на исполнении песен, танцев, позволяющие им полнее проявить свои способности. В группе могут быть и воспитанники, затрудняющиеся в выполнении тех или иных заданий или недавно поступившие в детский сад. Однако и они должны участвовать в общем веселье, для них необходимо придумать простые интересные выступления.
Деятельность воспитателя на праздничных утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.
Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут показать различные народные танцы, исполнить роль какого-либо персонажа, спеть песни. Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как воспринимают ребята то или иное выступление, поют вместе с ними, подготавливают атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игры, танца. Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы — все это утомляет, расхолаживает ребят, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки. Избежать этого позволит прежде всего активное участие взрослых на празднике. При обсуждении сценария на педсовете необходимо определить роль каждого воспитателя, его обязанности, назначить ответственных за переодевание детей, за регулирование световых эффектов, за точный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов и т. д. После праздника дети долгое время вспоминают понравившиеся им выступления.
Воспитатель стремится закрепить наиболее содержательные, красочные впечатления, связывая их с тематикой праздника. Они запечатлеваются в рисунках, лепке, рассказах и беседах. Дети повторяют полюбившиеся им танцы, песни, действия отдельных персонажей. Воспитатель участвует в этих беседах, подытоживая впечатления детей, выделяя главное, наиболее важное, поясняет непонятное.
В нашем детском саду имеется карта анализа музыкальных праздников-
Карта анализа музыкального праздника (досуга, развлечения) в ДОУ.
№ п/п Критерии анализа Отметка
I Организация праздника
1. Какой дате посвящен праздник
2. Возраст детей
3. Количество объединенных групп
II Создание условий для проведения праздника
1. Наличие сценария
2. Эстетичность и педагогическая целесообразность в оформлении зала
3. Своевременная подготовка атрибутов, игрушек, декораций, костюмов, ТСО, их эстетика
4. Предшествующая работа с детьми в день праздника: беседа, настрой, знакомство с костюмами и т. д.
5. Время проведения праздника (в режиме дня)
6. Эстетика внешнего вида детей и взрослых. Размещение родителей и гостей
III Проведение праздника
1. Структура (концерт, комплексное занятие, утренник, тематическое занятие и т. д.)
2. Качество используемого музыкально-литературного материала : его художественность, доступность, объем
3. Познавательная и воспитательная значимость
4. Занимательность, игровые ситуации, сюрпризность праздничного действия
IV Оценка деятельности педагогов
1. Знание сценария всеми присутствующими педагогами
2. Роль ведущего:
1. знание детей, умение их организовать и активизировать их внимание, заинтересовать
2. эмоциональный тон ведущего
3. культура речи
4. знание всего музыкально-литературного материала
3. Слаженность действий всех педагогов, способствующая лучшей организации детей
4. Выступления взрослых на празднике (эмоциональность, художественность исполнения)
V Оценка деятельности детей
1 Качество пения, движений, художественно-речевой, театральной деятельности детей
2 Активность детей: равномерное распределение нагрузки, занятость всех детей, распределение ролей между ними
3 Непринужденность, естественность в поведении, заинтересованность, чувство радости
VI Оценка общей эмоциональной атмосферы праздника (длительность, динамичность)
Выводы
В нашем детском саду существует хорошая традиция закрепления праздничных впечатлений на музыкальном занятии. Дети приходят в зал, где оставлено оформление праздника, лежат детали костюмов, атрибуты для игр. Я предлагаю детям вспомнить, что им понравилось на утреннике, обменяться впечатлениями и исполнить по желанию песни, стихи, игры, пляски, драматизации. Некоторые выступления повторем два-три раза со сменой исполнителей. Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания.
Праздники в детском саду — важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы.
Музыка на праздничном утреннике занимает ведущее место. Подбору музыки нужно уделять большое внимание. Хорошая музыка и высококачественное исполнение ее способствует развитию художественного вкуса у детей, а также вызывает у них положительные эмоции. Музыка должна соответствовать общему характеру и содержанию праздника и отдельным его моментам.
Так, во время торжественного шествия детей в дни общенародных праздников (9 Мая) звучит бодрый, подъемный марш или такого же характера массовая песня. Для входа в зал на праздник Новогодней елки исполняется веселая, живая музыка. В танце, в котором несколько фигур, одно и то же сопровождение звучит несколько назойливо. В таком случае хорошо исполнить для соответствующих движений разные вариации, либо переходить в другую тональность. Чтобы музыка была исполнена качественно, музыкальный руководитель должен взять материал согласно своим исполнительским возможностям и поработать над ним. Хотя музыке отводится большое место на празднике, она не должна звучать беспрерывно; это утомительно для слуха. Музыка чередуется с художественным словом (дети читают стихи, загадки, ведущий дает пояснение к происходящему действию). Если в детском саду нет фортепиано, музыку можно дать в исполнении на каком-либо инструменте: аккордеоне, баяне, скрипке, гитаре или в патефонной записи.
Праздник не бывает без песни. Песня доступней всего для ребенка. Песни исполняются хором, небольшими группами детей и солистами. Дети должны петь естественным голосом, выразительно. В праздничную программу можно включить не только песни с праздничной тематикой, но и песни, связанные с игрой, народные, шуточные. Не следует перегружать праздник количеством песен. Так, в младших группах исполняются три-пять песен, в старших — четыре-шесть. Иногда в программу праздника включается сказка-опера или отдельные ее фрагменты. Это надо учитывать при составлении песенного репертуара к празднику.
Песни приходится транспонировать, давать выше или ниже в зависимости от того, каким диапазоном располагают дети, какой состав данной группы, когда разучиваются — в начале или в конце года? Если, например, песня «Веселый праздник» Д. Кабалевского наполняется на празднике в тональности соль мажор, то в следующий раз на празднике, когда после года систематических занятий диапазон голоса у детей расширился, ее можно дать на полтона выше. Иногда на празднике детский хор помещается поодаль от инструмента, и дети не видят музыкального руководителя. В таком случае ведущий должен взять на себя роль дирижера, помочь детям во время начать песню, напомнить, кому затевать, показать усиление и ослабление звука и т. д. Детей следует расставить так, чтобы все видели музыкального работника или ведущего. Детей, находящихся сзади, надо поставить -на возвышение.
Игры всегда вносят оживление, радость, непосредственность, их необходимо включать в праздничную программу. При отборе игр для праздника надо учитывать не только интерес участников, но также и детей-зрителей, чтобы они смотрели и переживали вместе с играющими.
Такие элементы, как ловля, соревнование групп или отдельных детей активизирует зрителей, они участвуют в подсчете выигрышей, переживают, будет ли пойман тот, кто убегает и т. д. Кроме подвижных, могут быть включены игры малоподвижные, с музыкальным сопровождением, с пением, с шуточными элементами, такие, как «Медведюшка>, «Ой, возьму я козла», аттракционы и др.
Игры, которые проводятся на празднике, следует несколько ярче оформить, чем на повседневных занятиях. Например, в игре «Птичка и кошка» хорошо надеть птичкам ободочки с клювиками или с нарисованными контурами птичек, кошке — шапочку. В игре «Осень спросим» ребенку, изображающему дождик, надеть шапочку из прозрачного целлофана со спускающейся с нее целлофановой бахромой, в руки дать пучок длинных ленточек из прозрачного целлофана и т. д.
Танцы доставляют детям радость и удовольствие. Но они должны быть доступны как по содержанию, так и по характеру движений. Копирование детьми танцев взрослых часто умиляет родителей и других гостей, но дети проявляют в таких случаях манерность, напряженность и передают лишь внешнюю форму, не понимая переживаний взрослых. Можно включать в праздничную программу детские парные танцы, национальные, с доступными детям движениями, танцы-импровизации, когда каждый исполняет те танцевальные движения, которые он умеет и хочет исполнить.
Художественному слову отводится на празднике значительное место, дети читают стихи, инсценируют сказки, рассказы. Выразительность в детском исполнении чрезвычайно важна: тогда произведение лучше доходит до ребенка и глубже запечатлевается. Однако надо предостеречь воспитателей от ошибок, которые еще наблюдаются в отдельных детских учреждениях. Иногда работа по развитию речи не ведется систематически. В таком случае перед праздником начинается усиленное разучивание стихов, и дети теряют к ним интерес. Бывает и так, что идя навстречу желаниям родителей, которые требуют, чтобы их дети непременно читали стихи на празднике, воспитатели перегружают программу. Этого не следует делать. Лучше предоставить возможность на одном празднике прочитать стихи одной группе детей, а к другому — подготовить еще не выступавших декламаторов. Можно распределить стихи между разными номерами программы (одно стихотворение включается, чтобы усилить торжественность, другое—является связующим звеном со следующим номером программы, иногда читается шуточное стихотворение, шутка-минутка, чтобы позабавить детей). Чтением стихотворения часто заполняются паузы, когда идет приготовление к следующему номеру программы.
Песни, игры, танцы, инсценировки располагаются в программе не случайно. Последовательность их нужно продумать с разных сторон (например, более яркие, интересные, забавные номера следует включать во вторую половину программы, когда внимание детей несколько ослабевает). Надо учесть и такой момент: если дети выходят из зала, чтобы надеть другой наряд, они не должны лишиться возможности увидеть какой-нибудь интересный танец или игру. Они могут покинуть зал на самый короткий срок (например, тогда, когда игра повторяется второй или третий раз или когда читают хорошо знакомое им стихотворение). Нецелесообразно планировать подряд несколько игр или танцев, стихотворений. Такая последовательность утомительна для детей.
В конце праздничного утренника дети получают игрушки или сладости, например: в заключение праздника Новогодней елки Дед-Мороз проводил с детьми игру «Угадай, кого спрятали!» Был принесен большой бумажный колпак. Договаривались, из какой группы детей будут прятать ребенка. Все закрывали глаза, по сигналу «пора» открывали и говорили, кого спрятали. Колпак поднимали и проверяли, правильна ли была отгадка. Последний раз не была указана группа детей, из которой будут прятать. Дети долго не могли угадать, а когда колпак был поднят, там оказался мешок с подарками. Нужно отметить, что получение подарков в зале делает праздник более радостным.
Праздник окончен, но праздничные впечатления еще долго живут в памяти детей. Они делятся ими со своими товарищами, воспитателями, родителями, отражают их в своих играх, в рисунках, в лепке. Чтобы углубить эти впечатления и продлить радость, полученную на празднике, воспитатели дают детям для игр праздничные атрибуты, части костюмов, музыкальный руководитель повторяет на занятиях по желанию детей некоторые праздничные песни, игры, танцы, инсценировки. Часто дети, не участвовавшие на празднике в каком-нибудь номере, изъявляют желание включиться в него; повторение праздника проходит почти полностью, а гостями бывают сотрудники детского сада. Нередко воспитанники детского сада по прошествии многих лет вспоминают о праздниках в детском саду и о своем участии в них.
О каких бы целях и задачах музыкального воспитания мы не говорили, какие бы методы и приемы в соответствии с ними не применяли, самым главным для меня остается ребенок. Я всегда и во всем иду от детей. Уважительное, терпеливое отношение к детям, их предложениям, предпочтениям, желаниям и нежеланиям, реальным и потенциальным возможностям – залог успеха для расцвета творческой музыкальной деятельности детей, развития их эмоционального и художественно-эстетического восприятия. Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального результата. Ну, а самое главное в нашей работе, по моему мнению, это бескорыстная, и как бы громко это не прозвучало, беззаветная любовь к детям. Потому что без ее живительного огня, который нас согревает, все, что бы мы ни делали, просто не имеет смысла.