миляуша
Проблемы дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая работа в ДОО
Методическая разработка по проблемам дошкольного образования
Разработала: Кузьмичева М. Р.
Студентка 4 курса
Специальности Дошкольное образование 44.02.01
Оглавление
Введение 2
1. Проблемы современного дошкольного образования. 2
2. Проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. 4
Вывод; 5
Литература 6
Введение
Темочки:
Дошкольное образование по новому закону «Об образовании в РФ» становится первым уровнем общего образования и регулируется федеральными документами, определяющими вектор дальнейшего его развития, первое направление которого качество и доступность дошкольного образования для каждого ребенка. Несомненно, система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить, что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.
Вырастить и правильно воспитать ребёнка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоёмкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, которых практически не существовало ещё десятилетие назад.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада, и семьи.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов. Так, в законе «Об образовании» записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». [Статья 18 п. 1.]
В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
1. Проблемы современного дошкольного образования.
Дошкольное образование – это уровень функционирования образовательной системы, на котором осуществляется обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста, их социальное становление и утверждение в социальной среде по общеобразовательным программам для дошкольников.
Дошкольное образование реализуется специальными учреждениями дошкольного образования – ДОУ (ясли, детские сады, центры раннего развития). В них ребенок пребывает в течение определенного временного промежутка дня под присмотром педагога, имеющего среднее профессиональное педагогическое образование и опыт работы в ДОУ. Преимуществом дошкольного образования является его ориентация на социальное становление и развитие подрастающего поколения. Этого невозможно достичь в семье, поскольку она не располагает таким коллективом детей одного возраста и арсеналом воспитательных методов и средств, который имеется у воспитателей ДОУ. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста реализуется по программам дошкольного обучения, которые разрабатываются для разных возрастных групп воспитанников ДОУ, учитывая возрастную динамику развития психических процессов организма, интеллектуальных и физиологических процессов.
В настоящее время система дошкольного образования активно развивается и реформируется, с учетом потребностей социальной среды, информатизацией социального пространства. Это приводит к развитию ряда проблем в эффективном функционировании дошкольного образования. Можно выделить ряд наиболее актуальных из них:
Проблема перехода на новые федеральные стандарты. Система образования, в общем, и дошкольного образования, в частности, базируется на ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартах, которые определяют основные направления деятельности каждой образовательной организации, нормативы ее функционирования. Современные ФГОС ДО выдвигают новые требования к образовательному процессу ДОУ и деятельности воспитателей. Порой, педагогам, которые работают в данной сфере много лет, бывает проблематично изменить свою стратегию работы и тактику воспитательной деятельности. Тем более, что они получали свою специальность, возможно, еще до реформирования образовательной системы и, потому не ориентированы на непрерывную адаптацию, постоянные переход на новые условия работы и т. д. Также, выполнение стандартов затруднительно тем, что условия для их реализации не обеспечиваются. К примеру, отсутствует материальное или техническое снабжение ДОУ, имеется нехватка кадров и др.
Проблема нехватки мест и переполненности групп. В настоящее время, востребованность детских садов возрастает более быстрыми темпами, чем растет их количество. Это приводит к тому, что группы дошкольников являются переполненными. Количество детей превышает допустимый уровень, позволяющий воспитателю уделить внимание каждому ребенку. Здесь же, сказывается и нехватка педагогических кадров, развитие риска непрерывного нахождения ребенка в толпе, чреватого психическими и физическими травмами, нарушением гигиенических норм.
Нежелание родителей строить продуктивное взаимодействие с ДОУ. Современные родители, особенно работающие, желают отдать ребенка в ДОУ на полноценное воспитание, обучение и развитие, получить весь спектр развивающих услуг, дополнительное образование, чтобы исключить самостоятельные занятия с детьми, вождение их на иные кружки, секции. Важно, донести до родителей суть функционирования ДОУ и дать понять, что с организацией и воспитателями необходимо сотрудничать, стремясь выстроить единую направленность воспитательной деятельности и развития их ребёнка.
Завышенные требования к педагогу ДОУ. Современные образовательные стандарты требуют от педагогов совершения тех действий и операций, которым они не были обучены. При этом, профессионального стандарта деятельности воспитателя пока не разработано, а он необходим для регламентации работы и мотивации педагога к деятельности и развитию.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Очень важно то, что ФГОС ДО разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 6.2. ст. 9). Эта норма была введена в Закон РФ «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, и обеспечение доступности и качественного образования для каждого ребенка – где бы он ни проживал.
2. Проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.
Семья представляет собой элемент социальной структуры общества, историческую форму организации и регулирования общественной жизни, т. е. социальный институт. Как и любой социальный институт, она удовлетворяет определенные общественные потребности, а также организует, контролирует и направляет жизнедеятельность людей.
Новейшие источники трактуют понятие семьи как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья является социальным институтом, реализующим функцию воспроизводства новых поколений. Соответственно семья выполняет специфические функции – репродуктивную (рождение детей, экзистенциальную (содержание детей) и первичной социализации (воспитание детей).
У современной семьи можно выделить несколько основных функций, каждая из которых имеет свой воспитательнообразовательный аспект. При этом на различных культурно исторических ступенях, в разных культурах он проявляется по-разному:
1. Репродуктивная функция семьи направлена на естественное воспроизводство населения и имеет целью удовлетворение потребности семьи в детях.
2. Культурная функция направлена на создание в семье определенной культурной атмосферы в целях формирования молодого поколения.
3. Хозяйственно-бытовая функция направлена на ведение совместного хозяйства.
4. Производственная функция направлена на экономическую поддержку семьи, возмещение недостающих товаров, продуктов и услуг.
5. Экономическая функция семьи представляет собой ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности личности.
6. Сексуальная функция семьи направлена на удовлетворение и контроль сексуальных потребностей членов общества.
7. Социально-психологическая функция семьи направлена на взаимную поддержку членов общества, эмоциональную стабилизацию индивидов.
8. Все большее значение придается коммуникативной функции семьи, и связанной с ней эмоционально-психологической функцией. Эти функции создают психологический климат в семье, удовлетворяют потребность в общении и подготавливают ребенка к вхождению в другие человеческие коллективы, корректируя правила общения с ровесниками и взрослыми.
9. Функция первичной социализации (воспитание детей) представляет собой процесс ухода, воспитания и обучения детей в семье, осуществляемый теми агентами социализации, которые находятся в непосредственном и регулярном контакте с ребенком в раннем и позднем детстве.
10. Воспитательная функция (семейное воспитание)- это процесс взаимодействия родителей и детей, характеризующийся рядом условий: общей позицией, семейной и педагогической культурой родителей, типом воспитания, наличием обоснованных программ воспитания, использованием средств и методов общения, взаимодействия с ребенком.
В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства.
Общая педагогическая позиция родителей состоит в ответственности за воспитание ребенка, что должно означать заботу о ребенке и любовь к нему, оказание ему помощи и поддержки. Родители несут ответственность за воспитание детей перед обществом, законом, а также перед собой, своей совестью и детьми. Они должны осознавать свои ценности, себя, свои проблемы и успешно решать их.
Семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. Характерной особенностью воспитательного влияния семьи на детей является его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей пред дошкольным и дошкольным возрастом отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.
Вывод;
В заключении, можно сказать, что современная система воспитания может быть эффективной только при создании благоприятных социально-педагогических условий, среди которых определяющими являются гуманизация образовательного процесса, учет социальной и этнической обусловленности, мотивация нравственного патриотического поведения и эффективное управление. Социальное воспитание дошкольников через личностно ориентированное обучение с применением тактик педагогической поддержки требует дальнейшего изучения, развития и внедрения в практику дошкольных образовательных учреждений.
Литература
1. Гребешова, С. В. Актуальные проблемы современного дошкольного образования / С. В. Гребешова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.3
2. Дубенский, Ю. П. Воспитание и социализация личности / Ю. П. Дубенский. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2011. - 259с.
3. Коломийченко Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа социально – коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М. : ТЦ сфера, 2015. – 160 с.