МАМАСУЕВА
Сценарий тематического воспитательного мероприятия по окружающему миру «Зимующие птицы Крыма» для учащихся начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий
тематического воспитательного мероприятия
(для учащихся начальной школы)
Цели и задачи: расширять знания о зимующих птицах родного края, раскрыть необходимость оказания помощи птицам, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц;
Публикация «Сценарий тематического воспитательного мероприятия по окружающему миру „Зимующие птицы Крыма“ для учащихся начальной школы» размещена в разделах
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Сценарии развлечений
- Крым. Родной край
- Начальная школа. 1-4 классы
- Окружающий мир
- Природа Крыма
- Птицы зимующие. Сценарии развлечений и мероприятий
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии зимних развлечений
- Сценарии праздников и мероприятий в начальной школе
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
закреплять умение детей работать с шаблонами, пользоваться ножницами; развивать мелкую моторику рук, глазомер, усидчивость и аккуратность при работе с бумагой;
формировать творческое воображение.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- формирование интереса к изучению родной природы;
- осознание необходимости помогать птицам зимой.
Предметные УУД:
- знание определения перелетных и зимующих птиц;
- умение правильно подбирать корм для птиц;
- умение пользоваться инструментами и материалами при работе с бумагой.
Познавательные УУД:
- умение перерабатывать информацию из разных источников, выбирать главное;
- умение наблюдать, анализировать и делать выводы;
- узнавание зимующих птиц родного края
Коммуникативные УУД:
- осуществление сотрудничества с педагогом и сверстниками;
- умение приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
- умение грамотно строить высказывания.
Регулятивные УУД:
- определение и формулирование цели своей деятельности на каждом этапе занятия,
- умение давать самооценку своей деятельности на уроке.
Тип занятия (урока) : открытие новых знаний на основе жизненного опыта.
Методы и формы работы учащихся : проектный (частично-поисковый, практический; фронтальная и индивидуальная работа.
Оборудование: рисунки (фотографии) птичьих следов на снегу, снегиря, синички, воробья; презентация «Помоги птицам зимой»; шаблоны птиц, цветной картон, цветная бумага, простой карандаш, ножницы, клей-карандаш; рисунок или макет дерева с кормушкой (формат А-1) на доске, желтые кружочки для смайлов по количеству учащихся.
Подготовительная работа: учащиеся готовят сообщения о птицах.
Содержание занятия:
1. Организационное начало занятия.
Взаимное приветствие. Настрой на занятие. Проверка готовности обучающихся.
2. Постановка цели и задач занятия.
Педагог:
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
Дети: Зима.
На доску вывешивается картина с зимним пейзажем/
– Давайте немного поговорим об этом времени года: будем сравнивать зимнюю погоду с осенней.
– Как изменилась неживая природа с наступлением зимы? (Стало холодно; дуют ветры; осадки – снег, град, снежная крупа; дни стали короче; реже светит солнце; вода замёрзла.)
– Какие изменения произошли с растениями? (Растения стоят голые, без листьев; на кустах осенью было много плодов; трава пожухла и покрыта снегом – снег защищает её от морозов; зелёными остались только хвойные растения.)
– Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)
– А какой месяц сейчас на календаре? (Февраль)
– Как в старину называли февраль? (“Бокогрей”, “межень”, “снежень”, “крутень”, “вьюговей”, “лютень”)
– Есть ли сейчас на кустарниках и деревьях плоды? (Есть, но очень мало.)
– Можно ли встретить зимой насекомых? Почему?
Педагог:
Рано утром на вокзале
Мы билеты в кассе взяли.
Электричка, как стрела,
Нас по рельсам понесла.
Вот подъехали мы к лесу.
Нас встречает зимний лес.
Он стоит, как белый терем,
Полный сказок и чудес.
Солнце брызнуло сквозь ветки,
И по снежному ковру
Вмиг рассыпались монетки
Серебром по серебру.
Ведущий 2. Да здесь целые стайки птиц. Назовём их. Отгадаем загадки.
Кто там, прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,
Кле! Кле! Кле!-поёт со свистом.
Дети. Клёст.
(Вылетает клёст)
Рисунок 1
Клёст. Моё название произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать», сдавливать, стискивать. Клюв у меня загнут крест-накрест, он как будто сдавлен, сжат. Величиной я с воробья. Оперение у меня красное, хвост и крылья буро-чёрные. Самки у нас зеленоватые. Гнёзда мы строим на деревьях, откладываем по 3-4 яйца, высиживаем птенцов зимой. Я кочующая птица.
Ведущий 1.
Спиною зеленовата, животиком желтовата,
Черненькая шапочка и полоска шарфика.
Дети. Синица.
(Вылетает синица)
Рисунок 2
Синица. Величиной я с воробья. Голова, горло, задняя часть брюшка и подхвостье чёрные; щёки белые; спина зеленоватая; нижняя сторона тела жёлтая; хвост и крылья синеватые, поэтому я зовусь синицей. Гнездо я устраиваю в дупле, откладываю по 8-10 яиц. Я осёдлая и кочующая птица.
Ведущий 2.
На реке он очень ловко
Треплет цепкие головки,
Сыплет семечки на пол,
Птичка бойкая …
Дети. Щегол.
(Вылетает щегол.)
Рисунок 3
Щегол. Величиной я с воробья. Верх головы, крылья и хвост чёрные. Щёки, лоб, брюшко, надхвостье белые. Вокруг клюва широкое красное кольцо. На крыльях поперечная жёлтая полоса. Я очень красив, нарядно и изысканно одет, поэтому и зовусь щеглом. Гнёзда вью на дереве или кусте, самка откладывает по 4-5 яиц. Я кочующая птица.
Ведущий 1.
Чёрно-рыжая манишка,
Подвижной с рыжинкой хвост…
На селе любой парнишка
Сразу скажет: «Горихвост».
Дети. Сойка.
(Вылетает сойка.)
Рисунок 4
Сойка. Я сойка. А ещё меня называют горихвостка за мой хвост красного цвета, который всё время подрагивает. Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет. Величиной я с голубя. Спинка у меня рыжевато-серая, крылья и хвост чёрные. На сгибе крыла яркие голубые с чёрными полосками перья, на голове хохол. Я кочующая птица.
Ведущий 2.
Выгоняют холода
Птиц из леса в города
На рябину налетели
Дружной стаей… (свиристели)
Дети. Свиристель.
(Вылетает свиристель.)
Рисунок 5
Свиристель. В давние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «свист», «визг», а я издаю звуки «свирири-свирири». Моё пение напоминает игру на музыкальном инструменте свирель. Величиной я со скворца. Оперение моё розовато-серое. Горло и полоска от клюва к глазу чёрные, лоб красноватый. На голове у меня большой хохол.
На конце хвоста жёлтая полоса. Гнёздо я строю на дереве, самка откладывает по 3-7 яиц. Я кочующая птица.
Ведущий 1.
Живёт в лесу,
Ухает, как разбойник,
Люди его боятся,
А он людей боится.
Дети. Филин.
(Вылетает филин.)
Рисунок 6
Филин. Величиной я с гуся. Окраска у меня может быть от очень тёмной до светлой. Грудь рыжая или охристая с продольными пестринами, на боках и брюшке поперечный рисунок. Глаза у меня красно-оранжевые. Гнёздо я строю на земле, самка откладывает по 2-3яйца. Я очень люблю ухать «у-ху-у-ху».Я кочующая и осёдлая птица.
Педагог.
-Ребята,а знаете ли Вы?
Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза, конопли. Семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные семена. Что не относится к воробьям. Эти воришки с удовольствием «лопают» жареные семечки. Птиц можно также кормит крошками белого хлеба. Крошки чёрного хлеба вредны для птиц. Охотно птицы едят творог, сливочный маргарин. Дятлы и синицы любят клевать несолёный жир, сало и мясо. Так что можно разнообразить корм птиц, подкармливая их в кормушках.
Педагог.
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить.
Чем же можно подкармливать птиц?
Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы, поползни и дятлы.
Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи и чечётки.
Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить.
А что нельзя класть в кормушку?
Педагог. Как вы думаете, ребята, есть ли у птиц зимой природные столовые? (Дети отвечают)
Педагог. Объясните смысл выражения, записанного на доске: «Подкорми птиц зимой, они отплатят тебе летом»
Педагог. Объясните смысл выражения: «Больше птиц – меньше вредителей – выше урожай». (Дети отвечают)
4. Практическая работа
- Сегодня мы «заселим» птичью столовую. Предлагаю сделать модели снегирей, воробьев и синичек. Для этого нам понадобятся: шаблон, цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш.
Ход работы:
1. Обвести шаблон выбранной птички на картоне соответствующего цвета (для снегиря - серый, для синички - светло-зеленый, для воробья - коричневый).
2. Вырезать птичку по контуру.
3. Оформить головку, клюв, глазки, вырезав детали из цветной бумаги.
4. Обвести по шаблону крыло, вырезать и наклеить «верхние перышки» на него.
5. Приклеить крыло к спинке птички.
6. Поместить готовую птичку на дерево – выставку.
5. Итог занятия
Давайте, ребята, устроим птицам праздник! Смотрите, на ветках висят кусочки сала, кормушки полны корма. Затаимся и посмотрим, сколько птиц прилетит. А вот и первые гости! (Учитель с помощью двустороннего скотча прикрепляет готовых птиц на дереве).
6. Рефлексия
- Что нового узнали о птицах?
- Каких зимующих птиц сегодня вспомнили?
- Какую помощь мы можем оказать птицам?
- Чем правильно подкармливать птиц?
- Оцените свою работу на уроке: нарисуйте смайлик.