Анастасия Кудлаева
Методическая разработка по ООД в области экспериментального развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности.
Образовательная область, в которую входить экспериментирование и исследовательская деятельность, это познавательное развитие.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Экспериментирование происходит с объектами при помощи элементарных действий, например: размазывание краски по листу, попробовать на вкус, испытать на прочность (укусить, бросить, извлечь звук (хлопнуть ладонью, стукнуть о твёрдую поверхность).
Средние дошкольники способны к более длительным наблюдениям, они активно пополняют словарный запас и стремятся использовать в самостоятельной деятельности приобретённые навыки. Воспитанники старшей и подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по самостоятельно продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные сведения. Следовательно, на протяжении всего периода обучения в детском саду воспитанники совершенствуют способность решения проблемных ситуаций практическими методами, как в совместной с педагогом деятельности, так и самостоятельно в различных режимных моментах.
Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Занятие опытно-экспериментальной направленности в детском саду строится с учё том возрастных особенностей детей в условиях временных рамок по нормам САНПиН:
• младшая группа — 15 минут;
• средняя группа — 20 минут;
• старшая группа — 25 минут;
• подготовительная группа — 30 минут.
Для профилактики переутомления используются различные формы деятельности: игровая (дидактические игры, физическая (физкультминутки, подвижные игры, развлекательная (пение, познавательная (изучение наглядного материала, проведение беседы).
Практическую работу предваряет повторение правил техники безопасности и проговаривание последовательности выполнения действий во время эксперимента. По завершении опыта каждый воспитанник приводит в порядок своё рабочее место, помогает воспитателю убрать инструменты.
Обязателен этап рефлексии в конце занятия: ребята сообщают результаты эксперимента, делятся эмоциями от процесса открытия.
Важным условием организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является создание предметно-познавательной среды. Это могут быть уголки для практических исследований в помещении группы, зелёные зоны на подоконниках для наблюдений за растениями. Возможна подготовка отдельной комнаты для функционирования кружка по познавательно-исследовательской деятельности. В исследовательском уголке или лаборатории должно быть выделено место для демонстрации проектов воспитанников или для тематических выставок. Для хранения познавательной литературы, материалов для опытов и приборов выделяются стеллажи, доступ к которым будет открыт всем ребятам. Для проведения опытов продумывается место: демонстрационный стол, ученические парты и стульчики. Наглядно должны быть представлены правила техники безопасности при проведении опытов (например, в виде плаката).
Хотелось бы поделиться опытом проведения работы с детьми в опытно-экспериментальной деятельности.
Предметно-пространственная среда должна постоянна расширяться, например, у нас, уголок экспериментирования в себя включает, колбы, баночки, контейнера, трубочки, лопаточки, камешки, крупы, сухоцветы, сахар, песок, свечи. Для проведений ООД были сшиты фартуки, косынки, подготовлены документы, картотеки экспериментов, конспекты занятий (ООД, экологические физминутки, артикуляционная гимнастика и дыхательные игры.
Все занятия (ООД) проводятся в форме игры, так как по ФГОС, основной деятельностью в дошкольном образовании считается именно игра. Для успешного проведения и усвоения информации, рекомендовано включать положительный персонаж, например клоуна.
Дети с воспитателем входят в группу, на всех одеты фартуки.
Воспитатель обращает внимание, на то, что в группе колбы, что группа превратилась в лабораторию.
- Дети, у нас в группе гости, давайте скажем, им здравствуйте. Пойдемте, посмотрим, как же изменилась группа.
Воспитатель показывает детям колбы, начинает знакомить детей с предметно пространственной средой группы. В это время включается музыка и в группу забегает клоун.
- О, я где это оказался…здравствуйте дети, ой я так рад, что с вам встретил, а то мне совсем не кому показать фокусы…а вы любите фокусы?
Ответ детей: дааа, конечно.
- Тогда внимание…
Клоун показывает несколько фокусов для детей:
1) цветная капуста – достает из мешка листочки обычной капусты, убирает их обратно, пару волшебных слов, и после достаёт цветные листы капусты (листы всю ночь стоят в пищевых красителях);
2) карандаш через воду – клоун протыкает наполненный пакет водой насквозь карандашами, по закону физики о плотности, вода не вытекает из пакета.
3) разноцветные баночки – в банки наливается вода, а сверху на крышки наносится краска, после волшебных слов, персонаж болтает банки и вода чудом окрашивается.
Воспитатель: - Клоун, спасибо, ты сейчас с нами находишься в лаборатории, и мы с детьми тоже умеем показывать фокусы, и делать эксперименты, покажем дети?
Дети: дааа…
Воспитатель: Посмотрите, у вас на столе стоят миски с водой, сегодня предлагаю вам поиграть с ней, потрогайте воду, какая она?
Дети: - мокрая, тёплая…
Воспитатель: А давайте сделаем так, что бы наша вода пузырилась, хотите?
Воспитатель предлагает и показывает опыт с воздушной струёй, через трубочку (дети дуют в трубочку, которая опущена в воду).
Воспитатель: - Молодцы какие, дети посмотрите, я сегодня шла в садик, и нашла корзину с цветами и они замерзли от холода, предлагаю вам их отогреть и оживить, берем цветочек и аккуратно ложем на водичку (цветок раскрывается).
После наблюдения педагог подводит итог работы.
Клоун: - Ребята, мне очень у вас понравилось, и я хочу вам подарить подарки (бабочка на палочке, давайте с ней поиграем.
Клоун играет с детьми под музыку, после игры прощается с детьми и уходит.
Воспитатель подводит итог, задает наводящие вопросы:
- Дети понравилось вам в нашей лаборатории?
- Что мы делали?
-Какая была вода?
После, несколько вопросов и ответов, педагог, прощаясь, уводит детей.
Ребенок по своей природе очень любознателен. А когда это качество подкрепляется еще хоть и небольшим, но багажом знаний, то процесс ознакомления с окружающим миром и природой идет более успешно и результативно. Именно это и дает ребенку экспериментирование — почувствовать себя исследователем, найти ответы на интересные вопросы. В какой — то степени даже стать первооткрывателем. Когда экспериментирование совместное, то развивается его коммуникация, творческие способности, формируется эмоциональная сфера.