Наталья Борисова
Методическая разработка «Экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире.
Современные дошкольники обладают довольно большим объемом знаний о природе. Однако зачастую эти знания формируются стихийно, под влиянием телевизионных передач, рекламы, литературы и мультфильмов. Как отмечал Л. С. Выготский, в стихийном опыте дошкольников вначале возникают предпонятийные образования — комплексы, псевдопонятия. Полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного обучения, на что и должен быть, в частности, направлен процесс экологического обучения в детском саду.
Публикация «Методическая разработка „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.
Немаловажна позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». А роль педагога заключается в содействии становления ребенка как личности.
В нашем дошкольном учреждении создана развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая возможность свободного выбора детьми материалов. Воспитанники имеют свободный доступ к материалам, пособиям, объектам природы.
Активно используется, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности, центр познавательной активности, включающий блоки:
- моя первая лаборатория;
- познаем мир вокруг;
- познаем мир знаков (буквы и цифры).
Экологическое воспитание проводится через разные виды практической деятельности: выращивание растений и поддержание необходимых условий для их роста, зимняя подкормка птиц, ведение календарей природы, опытно-экспериментальной деятельности, изготовление книжек-малышек и лэпбуков, участие в природоохранных акциях, экскурсии и т. д.
В воспитательно-образовательной деятельности имеет большое значение использование экологических сказок, игр, игровых обучающих ситуаций, которые вызывают у детей положительные эмоции и чувства.
Важная роль отдается и экологическим акциям, в которых участвуют педагоги, дошкольники и их родители. Участвуя в таких мероприятиях дети учатся понимать, что «улучшать природу», «помогать» ей можно только в измененной человеком среде: в городе, поселке, парке, на участке детского сада. Экологические акции «Цветочная страна», «Покормим птиц зимой», «Дети против мусора», «Раз - цветок, два - цветок» позволили выйти за рамки жизни детского сада.
В течение учебного года у детей непрерывно расширяется кругозор, развиваются наблюдательность. Дошкольники учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, модели, схемы. В рамках реализации муниципального проекта «По родному краю с рюкзаком шагаю» педагогами разработаны маршруты и схемы экскурсий к близлежащим паркам, скверам, рощам. Посещая «зеленые зоны» дети учатся видеть и понимать красоту природы, беречь её. Предварительно педагог проводит беседу с детьми: «Как нужно вести себя в природе? Почему нужно к ней бережно относиться? Почему на Земле должны жить все живые организмы?
Воспитанники знакомятся с понятиями «экология», «биосфера», «экосистема», «заповедники», «климат», «экологическая цепочка», Красная книга. В процессе экологического воспитания у детей возникает мотивация определенного поведения, они учатся формулировать правила поведения в природе.
Результативная работа невозможна без использования компьютерных технологий в процессе ознакомления детей с окружающим миром. Компьютерные технологии способствуют развитию личности, мышления дошкольников, вызывают эмоциональный подъем, способствуют более успешному усвоению экологических знаний. В детском саду создан «банк» презентаций по экологическим темам : животный и растительный мир, защитим планету от мусора, календарь погодоведения.
В заключении хочу отметить, что экологическое образование повышает уровень экологической воспитанности дошкольников, экологическую культуры педагога.
Список литературы
1. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском садую. - М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.
2. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 232 с.
3. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009. – 112 с.