Марина Ивановна Жидкова
Методическая разработка по обучению детей основам безопасного поведения на дороге в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Спасённая жизнь одного ребёнка – это в будущем несколько поколений людей. Значит, есть ради чего учить, воспитывать и жить.
В России, за последние годы, дорожно-транспортный травматизм вырос до демографической проблемы, что приводит к ущербу экономики нашей страны.
Основными видами дорожно-транспортных происшествий являются: нарушение Правил дорожного движения, как пешеходами,так и водителями; наезд на пешехода; движение на высокой скорости; столкновение и опрокидывание автотранспорта. В результате этого погибает много людей, в числе которых оказываются дети. И дети, зачастую, становятся сами виновниками дорожно-транспортных происшествий; переходят улицу в неположенных местах, играют вблизи дороги, неправильно выходят и входят в транспортные средства. Дети ещё не могут правильно управлять своим поведением, отсутствует защитная реакция на дорожную обстановку, не знают правил дорожного движения. А взрослые, порой, безучастно относятся к поведению детей на проезжей части и сами не знают и нарушают правила дорожного движения. Обучая ребёнка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам чётко представлять, чему нужно учить и как сделать это более эффективно. И поэтому необходимо с самого раннего детства учить детей правилам безопасного поведения на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. И то, чему, и главное, как хорошо мы научим ребёнка, какие навыки безопасного поведения привьём и будут оберегать его всю жизнь. В этом должны принимать активное участие родители и воспитатели детского сада.
Публикация «Методическая разработка по обучению детей основам безопасного поведения на дороге в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Старшая группа
- Темочки
Цель: обучить детей основам безопасного поведения на улице, дороге, в транспорте.
Задачи:
1. Обучающие :
- Познакомить детей с устройством проезжей части.
- Выработать ориентировку в ближайшем окружении (детский сад -дом, двор). Составить план - схему дороги от дома до детского сада и план-схему своего двора.
- Учить пользоваться дорожными знаками, как источниками информации об улице.
Предупреждающие знаки - «Светофор», «Пешеходый переход»; запрещающие знак –«Въезд запрещён», «Подача звукового сигнала запрещена»; предписывающие знаки - «Движение прямо», «Движение направо», информационно-указательные - «Место остановки автобуса», «Пешеходый переход», «Подземный пешеходный переход» и др.
- Приучать соблюдать правила уличного движения (правильно переходить улицу, переходить в установленных местах).
- Учить пользоваться сигналами светофора.
- Учить соблюдать правила безопасности (не играть на дороге и мостовой).
- Познакомить детей с правилами езды на велосипеде
- Познакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в общественном транспорте.
2. Развивающие:
- Развивать внимание, память.
3. Воспитательные:
- Воспитывать уважение к старшим и пожилым людям.
Пути реализации поставленных задач:
1. Подбор методической и художественной литературы по данной теме.
2. Составление перспективного плана по обучению детей основам безопасного поведения на дорогах.
3. Создание условий в группе:
Игрушки и игровое оборудование: легковые и грузовые машины, коляски. Куклы, конструкторы, строительные детали. Шапочки, нагрудные знаки: «Светофор», «Пешеходный переход», «Осторожно, дети» и др. рули, макеты дорог, парковка.
Наглядно-дидактические пособия: картинки с изображением улицы, проезжая часть и пешеходный переход и тротуар; картинки с изображением общественного транспорта; картинки с изображением различных ситуаций: «Игра в мяч на дороге», «Езда на велосипеде», «Поездка в транспорте», «Катание на санках» и др. Иллюстрации с изображением дорожных знаков, различной техники, картинки в энциклопедиях и книгах. Видеофильмы и мультфильмы по данной теме.
Сюжетно-ролевые игры: «Поездка на автобусе», «Полицейский на дороге», «Где можно и где нельзя кататься на велосипеде»
Дидактические игры: «Знаки дорожного движения», «Азбука безопасности», «Разрешено-запрещено», «Светофор».
4. Непосредственно-образовательная деятельность. (Художественное слово, экскурсии, беседы, игры, развлечения).
5. Работа с родителями. (Беседы, консультации, пополнение родительского уголка (статьями, памятками, буклетами) по обучению детей правилам безопасного поведения на дороге.) Составление вместе с детьми плана дороги от дома до садика, плана-схемы своего двора, изготовление домов для макета.
Перспективный план по обучению правилам дорожного движения детей старшего дошкольного возраста на летний период.
Июнь: 1 неделя
Цель: познакомить детей с правилами дорожного движения.
1. Беседа о правилах дорожного движения : «Устройство проезжей части»
2. Просмотр видеофильма: «Правила дорожного движения».
3. Чтение стихов С. Михалкова «Скверная история», «Шагая осторожно».
4. Обсуждение ситуаций (правильного и неправильного) поведения на дороге.
Июнь: 2 неделя
Цели: понаблюдать за движением транспорта по дороге и пешеходов по тротуару; познакомить с работой инспекторов ГИБДД (полицейских).
1. Беседа о работе ГИБДД. (Государственная инспекция безопасности дорожного движения). Показ картинок с изображениями патрульной машины ГИБДД, вертолёта, постов ГИБДД.
2. Прогулка по ближайшей к детскому саду улице города.
3. Игровые ситуации: «Полицейский на дороге».
4. Чтение стихотворения Я. Пишумова «Посмотрите, постовой».
Июнь: 3 неделя
Цель: выработать ориентировку в ближайшем окружении (детский сад, дом).
1. Беседа: «Мы идём в детский сад».
2. Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица».
3. Составление плана-схемы дороги от дома до детского сада. (Работа с родителями).
4. Беседы: «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице»; «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живёшь?»
Июнь: 4 неделя
Цели: познакомить с правилами дорожного движения; научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки («Пешеходный переход», «Светофор», «Дети» и др.).
1. Беседа: «Движение по городу»
2. Беседа: «Дорожные знаки».
3. Чтение стихов В. Иришина «Прогулка по городу» и
А. Северного «Три чудесных цвета».
4. Дидактическая игра: «Знаки дорожного движения».
Июль: 1 неделя
Цели: упражнять детей в умении пользоваться дорожными знаками; закреплять знания цветов светофора (красный, жёлтый, зелёный) и умение пользоваться сигналами светофора.
1. Беседа: «Как я перейду улицу».
2. Дидактическая игра: «Светофор».
3. Чтение рассказа А. Иванова (Азбука безопасности) – «Как неразлучные друзья дорогу переходили».
4. Дидактическая игра-лото «Дорожные знаки»
Июль: 2 неделя
Цель: закрепить правила поведения на улице; понаблюдать за поведением пассажиров на остановке.
1. Экскурсия к остановке.
2. Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».
3. Рассматривание стенда и обсуждение ситуаций по безопасности дорожного движения.
4. Дидактическая игра – викторина: «Азбука безопасности».
Июль: 3 неделя
Цель: познакомить с разными транспортными средствами; продолжать закреплять знания о безопасности дорожного движения.
1. Беседа: «Виды транспорта».
2. Просмотр видеофильма: «Дорожная азбука»
3. Игры детей с макетами дорог.
4. Книжка-раскраска: «Правила дорожного движения». Обсуждение ситуаций на картинках.
Июль: 4 неделя
Цель: закрепить знания дорожного движения и правила безопасности на дороге.
1. Дидактическая игра: «Разрешено-запрещено».
2. Чтение стихов И. Гуриной «Непослушный пешеход», «Зебра», «Тротуар и проезжая часть».
3. Составить план–схему своего двора. (Работа с родителями)
4. Знакомство с пословицами, поговорками о безопасности на дороге.
Август: 1 неделя
Цель: применить и использовать на практике знания о дорожном движении и правилах безопасности; закрепить знания правил дорожного движения и отражение их в своих творческих работах.
1. Экскурсия в городок безопасности.
2. Рисование рисунков на тему: «Как мы переходим улицу».
3. Просмотр видеофильма: «Дети и дорога!»
4. Игровая ситуация: «Прогулка по городу».
Август: 2 неделя
Цель: научить детей правилам поведения при катании на велосипеде (самокате, роликах) в черте города.
1. Беседа: «Правила езды на велосипеде (самокате, роликах)».
2. Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании детей на велосипеде (самокате, роликовых коньках).
3. Чтение рассказа А. Иванова «Азбука безопасности - Как неразлучные друзья дорогу переходили»
4. Рассматривание картинок и обсуждение на тему: «Где можно и где нельзя кататься на велосипеде»
Август: 3 неделя
Цель: познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.
1. Беседа: «Правила поведения в общественном транспорте».
2. Обсуждение и разыгрывание с детьми различных проблемных ситуаций.
3. Загадывание детям загадок о безопасности поведения на дороге.
4. Игровые сюжеты на тему: «Поедем на автобусе».
Август: 4 неделя
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улице, где можно и где нельзя играть.
1. Беседа: «Об играх детей в выходные дни».
2. Изготовление макета дороги, тротуара и домов.
3. Обыгрывание макета с использованием машинок, дорожных знаков, человечков.
4. Проведение викторины: «Шагай - осторожно».
Работа с родителями.
«Семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» детский сад, семья, общественность». В. А. Сухомлинский
Эффективность данной работы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если сами не всегда ему следуют. Например, сложно требовать от ребёнка, чтобы он ходил только по тротуару, если родители сами этого не делают.
На родительском собрании познакомила родителей с программой и перспективным планом по основам безопасного поведения на дороге. Проводила беседы, консультации, давая советы по обучению правилам дорожного движения, чтобы не было у них расхождений в требованиях к детям. Для лучшего усвоения правил поведения во дворе предложила родителям оказать помощь детям составить план – схему своего двора. По этим планам - схемам дети должны рассказать родителям, где и как они будут играть в своё м дворе: где безопасно кататься на велосипеде, санках, играть в мяч. Аналогичным образом, предложила разработать и нарисовать схемы безопасного маршрута от дома до детского сада. Родители помогали детям усвоить знаки дорожного движения, проводя прогулки по городу и принося фотографии в детский сад. Проводя, эту работу родители стали больше обращать внимание на поведение ребёнка на улице, а дети стали более внимательны и осторожны.
Заключение
В результате проделанной работы по обучению детей безопасному поведению на дороге, улице, транспорте, дети стали более внимательными, дисциплинированными участниками дорожного движения. У них сформировались умения и навыки безопасного поведения на дороге. Дети научились применять полученные знания на практике и ведут себя адекватно в любой дорожной ситуации.
Испьльзованная литература
1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина, М. Д. Маханёва «Безопасность на улицах и дорогах».
2. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина «Безопасность» «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
3. В. И. Бачевский «Изучаем правила дорожного движения».
4. Методические рекомендации в помощь воспитателю «Правила дорожного движения нужно учить», 2004.
5. Э. Я. Степаненкова «Дошкольникам о правилах дорожного движения», 1978.
6. Управление ГИБДД «Сказка. Которая сохраняет жизнь» г. Кострома, 2004.
7. Газета «Дорога глазами детей», 2007.