Татьяна Авдеева
Обучение основам безопасного поведения на дорогах «Встреча со светофором»
▼ Скачать + Заказать документы
«Встреча с Светофором» ,методическая разработка по обучению основам безопасного поведения на дорогах.
Выполнила инструктор по физической культуре Авдеева Т. Н. МБДОУ «Детский сад № 3» г. Воронеж
«Образование уменьшает число опасностей, угрожающей нашей жизни, уменьшает число причин страха»
К. Д. Ушинский
Цель: воспитание у ребенка навыков правильного поведения на дорогах в различных ситуациях и ответственности за свое поведение.
Задачи:
- формировать знания, умения и навыки о правилах безопасного поведения на дорогах;
Публикация «Обучение основам безопасного поведения на дорогах „Встреча со светофором“» размещена в разделах
- развивать внимание, наблюдательность, быстроту и координацию движений;
-продолжить учить детей дошкольного возраста созданию правильного поведения на дорогах ;
-развивать познавательный интерес, умение рассуждать и делать выводы.
При решении этих задач необходимо учитывать возрастные особенности.
Возрастные особенности дошкольников.
1. Анатомо- физиологические особенности дошкольников. Из- за маленького роста у детей небольшой угол обзора, небольшое поле зрения. До 8 лет дети испытывают сложности с определением направления и источника звука, не способны быстро перевести взгляд с дальних объектов на близкие и наоборот.
2. Повышенная двигательная активность. При отсутствии контроля со стороны взрослых может стать причиной попадания детей в опасные ситуации.
3. Сложности в управлении поведением, импульсивность. Нередко поступки совершаются под влиянием эмоций. Дошкольники не способны предвидеть все возможные риски.
4. Дошкольникам трудно распределить и переключить внимание с одного объекта на другой.
5. Реакции детей по сравнению с реакциями взрослых замедленны. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять, обдумать, принять решение и действовать, уходит 1 секунда. Дошкольнику для этого требуется 3-4 (1) секунды. Дети теряются, не знают, что им предпринять.
6. Желание выглядеть взрослее, переоценка своих возможностей. Дошкольник нарушает выполнявшие раннее правила, не реагирует на замечания взрослых.
Исходя из этого необходимо формирования контроля поведения дошкольника, подчинять свои действия требованиям «хочу» начинает подчиняться «нельзя» или «надо». Умение применять раннее усвоенные знания для решения новых задач. Тем самым формируется произвольность, управляемость, появляется способность к волевой регуляции на основе выполнения правил, ребенок воспринимает четкую, ясную, короткую инструкцию.
У детей появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами. Старшие дошкольники очень чувствительны к требованиям взрослых и стараются их выполнить, поэтому необходимо формировать культуру безопасности на дорогах. Приобщение к культуре безопасности на дорогах, как компоненту общей культуры является необходимой и важной составляющей социализации дошкольника.
Содержание работы по формированию культуры безопасности на дорогах :
- формирование системы знаний об источниках опасности на дорогах;
-воспитании мотивации к безопасности на дорогах ;
-формирование навыков безопасного поведения на дорогах;
-развитие физических и волевых качеств;
-психологическая подготовка к безопасному поведению на дорогах, развитие наблюдательности и внимания.
Дети осваивают модели поведения, образцами служат взрослые. По мере расширения контактов с миром дети осознают и усваивают определенную систему поведения. Ребенок начинает понимать нормы поведения на дорогах и границы своих возможностей.
Педагогам и родителям необходимо вести правильную работу по формированию безопасности на дорогах. Нельзя упрощать, размывать и интегрировать занятия по данной теме. Нельзя на этих занятиях развивать и активизировать речь! Нельзя путать слово улица и дорога, необходимо говорить свет светофора, а не цвет светофора. Используя в работе сказочных персонажей не надо употреблять уменьшительно – ласкательные суффиксы (зайчик, светофорик, машинка, тем самым скрывая опасность. Необходимо говорить правильно и серьезно, так как на дороге нужно быть серьезным и внимательным. Вся ненужная информация бесполезна для ребенка. Не надо учить смотреть сначала налево, а потом направо. Необходимо внушить,что транспортное средство может неожиданно появиться с любой стороны. Главное осмотр дороги и переход по пешеходным переходам с взрослыми за руку!
Правила безопасного поведения на дорогах :
1. Работа с детьми, включает разнообразные формы:
-конкурсы и викторины, «Что? Где? Когда», «Умники и Умницы», занятия, досуги, целевые прогулки, выставки, знакомство с правилами дорожного движения.
2. Работа с родителям,анкетирование, родительские собрания, дни открытых дверей, работа над проектами, конкурсы и викторины по теме : «Безопасность на дорогах», рекламная и наглядная информация, консультации и семинары.
3. Работа с педагогами, методическая литература, деловая игра, круглый стол, инструкции и папки – передвижки, педсоветы и семинары, плакаты, фото и видеоролики.
Советы родителям.
1. У Вас ребенок на руках. Будьте осторожны: он закрывает Вам обзор улицы.
2. Вы стоите с ребенком на остановке в ожидании автобуса. Не приближайтесь к автобусу до полной его остановки.
3. Вы входите с ребенком в автобус. Первым в салон входит ребенок, затем взрослый, так как оставлять детей без присмотра нельзя даже на секунду!
4. Вы выходите из автобуса. Первым выходит взрослый, затем ребенок.
5. Вы обходите с ребенком стоящую машину. Лучше отойти от нее подальше, так как машина закрывает обзор.
6. Дорогие взрослые будьте внимательны на дорогах! Берегите себя и своих детей!
«Встреча с Светофором», для детей старшего возраста.
Цель : закреплять знания дорожного движения, формировать навыки безопасного поведения на дорогах.
Ведущий: На дороге нашей машины, машины –
(идут по кругу, останавливаются)
Машины – малютки (приседают,
Машины большие (встают поднимают руки вверх)
Эй, машины, полный ход (бег по кругу)
Я- примерный пешеход:(прижимаю ладони к груди)
Торопиться не люблю (поворачивает голову вправо- влево)
Вам дорогу уступлю (разводят руки в сторону, наклоняются вперед)
Я. Пишумов «Машины».
Ребята, к нам в гости пришел Светофор.
Светофор : «Здравствуйте, ребята!» Вы знаете кто я? Меня зовут Светофор и я пришел к вам,чтобы проверить,знаете ли вы правила дорожного движения, умеете ли вы отгадывать загадки.
1. У него сигналов три.
Ты сигналы назови.
Их по счету ровно три (красный, желтый, зеленый)
2. Этот свет нам говорит : «Подождите – путь закрыт!»(красный)
3. У светофора свет горит- «Приготовьтесь»- говорит? (желтый)
4. У светофора свет горит-
«Вперед идите»- говорит (зеленый).
Светофор : Молодцы, все сигналы правильно назвали! А как вы сегодня добирались до детского сада? Проводится беседа
- где и как переходили дорогу?
- какой был сигнал светофора, когда вы переходили через проезжую часть?
- родители держали вас за руку?
Светофор : А сейчас мы проведем эстафету, «Полоса препятствий»(дети прыгают в обруч из обруча, обегают кегли «змейкой», ползут по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками.
Молодцы, ребята, хорошо и быстро справились с заданием.
Светофор : А теперь поиграем в игру «Построй дорогу»(Дети выкладывают на ковре пешеходный переход)
Дороги бывают большими и маленькими, длинными и короткими, но на каждой пешеходов и водителей подстерегает опасность. Поэтому все должны соблюдать правила дорожного движения. Викторина:
1. Как называют людей, которые идут по тротуару? Кто управляет автомобилями?
2. Как называется часть дороги, по которой идут пешеходы?
3. Едут машины?
4. Какие опасности угрожают пешеходам, когда они выходят на проезжую часть?
Подвижная игра «Жил на свете Самосвал»
Светофор : Сейчас мы с вами проведем эстафету «Кто самый быстрый?»(ходьба по гимнастической скамейке, прыжки боком через канат, метание мяча в корзину).
Светофор : Молодцы, ребята вы мне очень понравились! Будьте внимательны и аккуратны на дорогах!