Татьяна Щербакова
Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах методом проблемных ситуаций
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах методом проблемных ситуаций
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию свой педагогический опыт по формированию у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах методом проблемных ситуаций
Публикация «Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах методом проблемных ситуаций» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Игровые проблемные ситуации
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
1 слайд Тревожные статистические данные по детскому дорожному травматизму в городе Краснодар мало, чем отличаются от показателей по России. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где пострадавшими, к сожалению, являются и дети.
По данным краевого УГИБДД, в Краснодарском крае за первые два месяца этого года произошло 102 аварии с участием несовершеннолетних: в них трое погибли и 109 получили ранения только 15 ДТП случилось по вине самих детей. Чаще дети погибают из-за неосторожности взрослых. И это при том, что в школах, детских садах регулярно проводятся уроки, занятия по правилам дорожного движения, различные смотры, конкурсы и т. д.
На первый взгляд, надо только познакомить детей с основными требованиями правил дорожного движения и никаких проблем. Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Что нельзя играть на проезжей части. На самом деле очень трудно. Большинство родителей каждый день на глазах своих же детей нарушают эти самые пресловутые правила, и не задумываются, что ставят перед ребё нком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?
2 слайд Актуальность использования проблемных ситуаций в формировании представлений о правилах дорожного движения связана с :
-резким ростом количества автомобилей, передвигающихся по дорогам городов и поселков;
-большим количеством травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий в общем списке;
отсутствием у дошкольников осознанной необходимости выполнения правил дорожного движения.
3 слайд условия реализации:
1. создание развивающей предметно-пространственной среды;
2. взаимодействие с семьями воспитанников;
3. подбор литературных произведений, настольных игр способствущих постепенному освоению знаний по ПДД;
4. с младшего возраста учить детей правилам дорожного движения
4. воспитывать у детей интерес к ОБЖ;
5. создавать ситуации, в которых дети допускают ошибки, или не выполнимые задания;
6. воспитывать умение самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, находить правильный ответ
4 слайд работа с карточками
Например, детям предлагаются серии картинок, фотографий на которых изображены различные ситуации поведения сказочных персонажей, людей на улицах города, при переходе через дорогу, нахождения рядом с проезжей частью, поведения детей на дороге
5 слайд настольные игры
6 слайд знакомство со светофором
7 слайд моделирование дорожных ситуаций
8 слайд работа на макете города
9 слайд магнитный стенд по пдд-на магнитной доске дети находят и исправляют ошибки пешеходов,
10 слайд организация квеста- во время участия в сюжетно-ролевой игре взрослый намерено нарушает правила дорожного движения
11 слайд тематические досуги и развлечения (Н. Носов «Автомобиль», К. Чуковский «Тараканище», «Айболит», В. Драгунский «На Садовой большое движение» и т. д.) дети анализировали поступки героев.
Также для решения проблемных ситуаций можно показывать детям небольшие видеофильмы, в которых нарушители - жители нашего микрорайона. В работу по проблемному обучению можно вводить следующие сюжеты: «Приключения автомобильчика» - долгосрочная игра, «Светофорчик в гостях у ребят» - герой игры. Светофорчик ставит перед детьми проблемные ситуации, «Автомобильчик и Светофорчик»,
12 слайд круглый стол с родителями
13 слайд игровой уголок по правилам движения
14 слайд Выставка рисунков на тему «Безопасный переход»
15 слайд Встречи с инспектором ГИБДД
Взаимодействие со специалистами государственной инспекции по безопасности дорожного движения. «Дорожная азбука» - переписка с инспектором ГИБДД. Роль взрослого, как организатора нестандартных ситуаций, очень важна
16 слайд взаимодействие с родителями Важно привлекать к тесному сотрудничеству родителей, и обучать их через развлечения, а также чтение и обсуждение художественных произведений, совместный просмотр фрагментов видеофильмов, мультфильмов, обыгрывание конкретных ситуаций и моделирование выхода из них. И я всегда стараюсь помнить о важности партнерских отношений с родителями и детьми.
17 слайд вывод Знания полученные в результате решения проблемной задачи твердо усваиваются так как дети добывали их самостоятельно а не получали в готовом виде. Проблемный материал развивает способность к анализу (ребята лучше усваивают причинно- следственные,хронологические и другие связи)умению аргументировано отстаивать свою точку зрения т. е. вести дискуссию.
Проблемные ситуации являются одним из эффективных методов формирования знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста. При этом важно наличие знаний и эмоционального отклика у детей, что помогает им решать игровые и проблемные задачи. В работе по формированию знаний о безопасности жизни необходимо соблюдать определённую последовательность. Таким образом, проблемное обучение стимулирует детскую активность, желание найти верный путь в решении сложных заданий, стимулирует интеллектуальное развитие.
Исходя из своего опыта,я сделала вывод, что формирование безопасного поведения через решение проблемной ситуации формирует у ребят умение находить выход, устанавливая связь между тем, что известно, и тем что нужно узнать, чтобы найти верное (лучшее) решение проблемы. Я стараюсь поддерживать у детей интерес к поиску новых знаний, умение анализировать, ставя перед ними проблемные ситуации. Перенося свои знания в игровую, бытовую деятельность, ребята свободно принимаются за дело, сотрудничают с другими, договаривается. У них повышается адаптивность к изменяющимся условиям жизни.