Ирина Николаевна Щанкина
«Использование метода моделирования в системе экологического образования». Методическая разработка по ОО «Познание»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель и задачи работы.
1. Развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;
2. Формировать умение вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта;
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
4. Способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.
Виды и классификация моделей.
Публикация «„Использование метода моделирования в системе экологического образования“, Методическая разработка по ОО „Познание“» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
1. Предметные – в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Например: с детьми старшего возраста можно сделать глобус (из папье-маше на мече или воздушном шаре, либо другим способом). Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и небольшими порциями: в течение учебного года приклеивать материки, обозначать государства, города, моря, которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносить печатными буквами их названия.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например: полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фигуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений – листьев, стеблей и т. д.
3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Например: при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных : среда обитания, своеобразное строение конечностей (плавники, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.
Экологические модели можно классифицировать по разным основаниям:
- по характеру моделирования – модели объектов, процессов;
- по внешнему виду – плоскостные и объёмные;
- по месту расположения – настенные, настольные и напольные;
- по способу использования – статические и динамические и т. д.
Работу по обучению дошкольников моделированию разделила на несколько этапов:
1. Сначала, знакомила детей с моделью. Мы подробно разбирали, что в объекте замещает тот или иной знак, символ. А затем предлагала ребёнку описать объект с помощью модели, ранее усвоенной им.
2. Затем мы с детьми сравнивали два объекта между собой, развивали умение выделять признаки различия и сходства. Одновременно, я предлагала задания последовательно отбирать модели, замещающие эти признаки
(например, при сравнении вороны и воробья).
3. На следующем этапе- постепенно увеличивала количество сравниваемых объектов до трёх-четырёх.
4. Далее, обучала детей моделированию существенных или значимых признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы)
5. На последнем этапе знакомства с моделями, предлагала детям самостоятельно составить модель элементарных понятий, таких как «птицы», «рыбы», «насекомые», «звери» и др
Модели, использовались мной при ознакомлении детей с живой и неживой природой не только в непосредственно-обучающей деятельности, но и играх природоведческого характера, наблюдениях, а также самостоятельной деятельности детей.
Мнемотаблицы
В качестве дидактического материала, кроме моделей, я использовала мнемотаблицы.
Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определённая информация.
Работа с мнемотаблицами тоже велась поэтапно.
1. Сначала мы с детьми рассматривали таблицу и разбирали, что на ней нарисовано.
2. Затем – осуществлялась перекодировка информации, т. е. преобразование из символов в образы.
3. Далее – составляли рассказ с опорой на символы (образы)т. е. отрабатывали метод запоминания. При этом дети рассказывали самостоятельно или с помощью педагога.
4. На следующем этапе – делали графическую зарисовку мнемотаблицы. А затем - ребёнок сам воспроизводил таблицу при её показе ему.
Моделирование как метод экологического воспитания дошкольников
Модели и моделирующая деятельность в педагогическом процессе ознакомления с природой
Развитие у дошкольников отношения к природе в процессе моделирования
Отношение к природе в процессе моделирующей деятельности у детей формируется косвенно, исподволь, как результат совместной с воспитателем работы. Создание любой графической модели не может осуществляться без участия воспитателя — даже старшие дошкольники еще не способны сделать это самостоятельно. Поэтому взрослый формирует умение детей обозначать картинками явления природы, увиденные на прогулке, сам создает рисунок растения, за которым ведутся специальные наблюдения. При этом он использует определенные приемы : как бы между прочим формирует умение детей, рисуя в их присутствии, поясняя все свои действия, сравнивает рисунок с натурой и с предыдущим изображением. Практическое участие детей в этом процессе незначительно (подают карандаши, держат трафаретку и пр.) — они в основном наблюдают за воспитателем. Тем не менее это совместная деятельность, в которой рождается заинтересованное отношение к моделированию и к объекту природы одновременно.
Именно поэтому отношение, возникающее у старших дошкольников к моделированию, особенно ценно для развития личности – это познавательное отношение к природе и интерес к учебной деятельности, что значимо для детей, готовящихся к поступлению в школу. .
Роль наглядных пособий в экологическом воспитании детей
Традиционное использование наглядных пособий в практике дошкольного воспитания обусловлено наличием у них преимуществ в сравнении с натуральными объектами. Они помогают выйти за круг явлений, доступных для непосредственного наблюдения, и показать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо для невооруженного глаза ребенка. Важная особенность наглядных пособий (картинки, диафильмы, слайды и т. д.) — статичность изображения предметов, событий или природных явлений, дающая возможность подробно рассмотреть, описать, установить между ними содержательные связи.
Разработан ряд наглядных пособий, с помощью которых детей старшего дошкольного возраста можно познакомить с различными, показать их связи с природными условиями. Комплекты таблиц и картин о диких и домашних животных помогают решать задачи экологического воспитания дошкольников. На этих картинах показана принципиально различная внешняя среда: естественная, в которой живут дикие животные, и искусственная, созданная человеком специально для домашних животных. В первом случае дети знакомятся с различными формами приспособленности обитателей леса к среде во всех важнейших сферах их жизни (питание, передвижение, размножение и др.) : удовлетворение потребностей осуществляется животными самостоятельно благодаря морфофункциональным адаптациям. Во втором случае демонстрируется в известном смысле противоположное состояние — в удовлетворении жизненных потребностей домашних животных значительную роль играет человек, он создает условия для их выживания.
Пособия можно использовать, чтобы дать детям представление о росте и развитии животных. «Рельефные таблицы» отчетливо демонстрируют два разных состояния животных: детское и взрослое. По картинкам можно проследить рост и развитие детенышей некоторых животных в течение года.
Статичность образов на картинках позволяет рассмотреть, как растут детеныши животных, какие условия обеспечивают нормальное протекание этого процесса, в чем роль материнской особи. Дети как бы наблюдают за ростом и развитием диких животных, что практически невозможно организовать в естественных условиях.
Дидактические игры
В дидактической игре «Живое - не живое» ставим задачи: сформировать обобщенные представления о живом организме, как целостном образовании и его существенных признаках (питание, дыхание, движение, способность к размножению и росту, формировать умение использовать модель при нахождении признаков живого и неживого. В ходе игры ведем беседу о каких-либо двух объектах, например, вороне и самолете. В ходе беседы поочередно выставляем на мольберт графические модели (ноги - движение, рот - питание, нос - дыхание, прямоугольники разной величины - рост, овал- размножение). Доказываем, используя модели, что ворона- живое существо, а затем самолет - не живой предмет. Обобщение делает воспитатель. Затем предлагаем детям предметные картинки и просим доказать, какой у них изображен на картинке предмет, живой или не живой. В дидактической игре «Путаница» с помощью модели закрепляем у детей знания о строении растения (цветка, дерева).