Марина Цыбанова
Использование метода проектов в системе нравственно — патриотического воспитания
Прект
Комплексные задачи:
— воспитание у детей любви и привязанности к родному городу Твери;
--- знакомство с достопримечательностями и символикой Твери;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— расширение представлений о столице нашей родины Москве и городах России;
— знакомство детей с символами РФ и Твери (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
Публикация «Использование метода проектов в системе нравственно — патриотического воспитания» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
--- воспитание гордости за людей прославивших Россию (и Тверь)
--- воспитание гордости за подвиги взрослых и детей в ВОВ.
План основного этапа проекта я разбила на тематические блоки:
«Тверь – город воинской славы»
«Памятники Твери»
«Ими гордится Тверь»
«История моего города»
«Символика г. Твери»
«Москва – столица нашей Родины»
«Они прославили Россию»
«Символика Р Ф»
«Мы – Россияне!»
«Никто не забыт, ничто не забыто!»
«Наша армия родная»
«Наш дом – Земля»
«Разные страны, разные народы»
«Культура и традиции»
Актуальность:
Тема патриотического воспитания особенно актуальна в наше время. Задача педагогов помочь дошкольникам сначала понять, а затем и принять ценности ненасилия, мира, толерантности.
Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом, дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности.
Патриотическое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию личности ребенка через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение интеллектуальной пищей.
Результатом данной работы является обеспечение социально-воспитательного эффекта : воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России, воспитание любви и гордости за свою Родину
Предполагаемые результаты:
На уровне детей:
В результате целенаправленного патриотического воспитания должно быть сформировано у детей интегративное качество «Имеющий первичные представления о Родине, о Российской армии, о символики Твери и России, о воинах ВОВ, о людях прославивших Тверь и Россию, о традициях и культуре родной страны. О разных странах и разных народах, об охране природы и т д» которое:
• активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственных чувств (совести, долга, ответственности, патриотизма.)
• формирует высокие нравственные личностные качества : отзывчивость, справедливость, смелость, толерантность
• формирует знания о некоторых государственных праздниках.
• уточняет представление о Российской армии, ее роли в защите Родины, о некоторых военных профессиях.
• закрепляет некоторые представления о истории нашей страны.
На уровне родителей:
• повышение психолого-педагогической культуры в вопросах патриотического воспитания
• укрепление значимости семьи в воспитании детей и в обществе.
• улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Цель проекта : Воспитание духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Воспитывать любовь к Родине, к родному городу Твери.
Задачи проекта :
Познавательные
1. Расширение представлений о России.
2. Познакомить детей с символами государства: гербом, флагом, гимном, с символикой родного города.
3. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств, к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства гордости за свою Родину.
4. Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому на планете.
5. Познакомить с именами героев России, их подвигами
Развивающие
1 Развивать чувство ответственности и гордости за достижения Родины
Воспитательные
1. Воспитывать у детей любовь к Родине, к родному городу.
2. Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
3. Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к героя ВОВ, и
Защитникам Отечества.
Методическое обеспечение.
Подбор иллюстраций, фотографий, аудио и видео записей, методической литературы по ознакомлению детей с военной атрибутикой сил РФ, подбор атрибутов для детской деятельности.
Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам патриотического воспитания дошкольников
Совместную работу дошкольного учреждения и семьи я строила на основе единства в воспитании детей, которое достигается в том случае, когда его цели и задачи хорошо известны как воспитателю, так и родителям; взаимодоверия между воспитателем и родителями, доброжелательного отношения их друг к другу; взаимопомощи в совместной работе по воспитанию детей; изучения и пропаганды лучшего опыта совместного воспитания среди широкого круга родителей;
Использования всех форм работы дошкольного учреждения с семьей (педагогические беседы с родителями, консультации, групповые, общие собрания, наглядная педагогическая пропаганда и т. п. Консультации, рекомендация (с фотоотчётом) посещение музеев, экскурсии, сбор материалов для выставок, изготовление макетов, альбомов содействуют расширению кругозора детей и родителей, благоприятствуют установлению психологического комфорта.
Формы работы:
1. Занятия.
2. Беседы.
3. Чтение произведений.
4. Рассматривание иллюстраций и фотографий
5. Целевые прогулки с родителями по Твери и по Москве
6. Изобразительная деятельность по темам
7. Просмотр видеоматериалов по темам
8. Слушание аудиозаписей по темам
9. Акции (праздники и плакаты)
Отчет по проекту :
В основу реализации проекта мною были положены следующие принципы:
принцип личностно-ориентированного общения — индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми;
принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: Наша Армия родная, герои ВОВ,
Тверь – город воинской славы, Памятники Твери, Ими гордится Тверь, Символика, Москва – столица нашей Родины, Они прославили Россию
Наш дом – Земля, Разные страны, разные народы, Культура и традиции.
принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографий, памятников, атрибутов, использование информационных компьютерных технологий
принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
принцип занимательности — изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Критерии диагностики уровня знаний и навыков детей по теме:
Высокий уровень: знания глубокие, ответы полные, содержательные, отражают сущность явления; ребенок самостоятельно ведет повествование, иногда требуются незначительные наводящие вопросы проверяющего.
Средний уровень: знания частично поверхностные, многие явления или события ребенку незнакомы; на вопросы отвечает с помощью подсказки взрослого.
Низкий уровень: ребенок затрудняется с ответом на вопросы даже с подсказками взрослого.
Правильные ответы ребенка на :
7-9 вопросов свидетельствуют о высоком уровне сформированности представлений детей о защитниках Родины, ее Армии, военно-историческом прошлом.
6-4 вопроса – о среднем уровне;
если ребенок ответил менее чем на 4 вопроса, то это говорит о низком уровне сформированности знаний по теме.
Результаты:
Дети активные и любознательные, интересуются новым и неизвестным в истории Отечества, задают вопросы. Очень понравились видеоролики, просили показать ещё.
>Подборка видеохроники<
1) «Блокадный Ленинград»
2) «Белка и Стрелка покорили космос»
3) «Полёт в космос В. Терешковой»
4) «Дунькин полк» («Ночные ведьмы» 46-й гвардейский ночной
бомбардировочный женский авиационный полк)
5) «Дети войны»
6) «Катюша»
7) «Парад Победы 1945г»
8) «Пионеры – герои»
9) «Старт корабля «Восток» с Ю. Гагариным»
10) «Таран»
11) Мультфильм «Пересвет и Ослябя»
12) Мультфильм «ВОВ»
>Подборка песен<
Гимн РФ
Ленинградские мальчишки
День Победы
Колокол Мира
Марш Славянки
Песня о В. Терешковой
Песня о Родине
Песня о Ю. Гагарине
Песня о Москве
Песня о Твери
Песня Юнатов
Песня о Российском флаге
Песня Наша армия самая сильная
Песня о Пионерах героях
Песня Последний бой (в исполнении мальчика)
Баллада о Неизвестном солдате
Бухенвальдский набат
С чего начинается Родина
Солнечный круг
Литература:
1. Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., - М., 2007.
2. Дни воинской славы / Зацепина М. Б., М., - 2008.
3. Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. - М., 2006.
4. Дошкольникам о Москве / Кондрыкинская Л. А., Мерзлякова С. И., М., - 2004.
5. Знакомим дошкольников с родным городом / Алешина Н. В., - М., 1999.
6. Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. - М., 2005.
7. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007.
8. Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008.
9. Родной край / Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. - М., 1990.
10. Система патриотического воспитания в ДОУ / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Волгоград, - 2007.
11. Жариков А. Д. Растите детей патриотами. М., 1980
12. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников : Методические рекомендации. Маханева М. Д.