Приложение МААМ

Пластилинография как средство развития творческих способностей и мелкой моторики у младших дошкольников

Ольга Пучка
Пластилинография как средство развития творческих способностей и мелкой моторики у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Пластилинография в наше время становится всё популярнее в детском саду. Это не только приятный досуг, но и целая область творчества, в которой есть свои виды и техники. Она завоёвывает всё большее внимание педагогов, поскольку позволяет решать множество развивающих и образовательных задач в процессе игры. Но особенно важно то, что ребёнок имеет возможность собственными руками изготовить прекрасное произведение искусства. Сегодня среди

педагогов дошкольного образования популярны нетрадиционные техники: рисование кончиками пальцев, ладонями, отпечатками предметов,

Публикация «Пластилинография как средство развития творческих способностей и мелкой моторики у младших дошкольников» размещена в разделах

кляксография, пластилинография. Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев В. А. Сухомлинский. С одной стороны ребёнок включён в

увлекательный процесс, но в то же время множество нервных окончаний на кончиках пальцев и поверхности ладоней передают сигналы в мозг, активизируя его деятельность. Когда маленькие ручки рвут бумажную салфетку, учатся

скатывать шарик из теста, ощупывают материалы или показывают «сороку- ворону», информация поступает в головной мозг и распределяется по различным центрам (слуховому, зрительному, мыслительному, эмоциональному и речевому).

Актуальность

Пластилинография - нетрадиционный способ рисования с использованием пластилина. Деятельности с пластичным материалом детей учат в раннем возрасте. Лепка тренирует пальцы и активизирует расположенные на кисти сенсоры, связанные с работой мозга, помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение. Занятия лепкой развивают не только ловкость и

скоординированность рук, но и творческую фантазию. Создание картины в этой технике -это новый уровень работы с пластилином, который может стать

искусством. В технике пластилинографии создаются истинные произведения искусства. Использование техник, методов и приёмов в работе с дошкольниками. Пластилинография в чистом виде доступна для детей средней и старшей групп детского сада. Дети младшего возраста овладевают

элементарными умениями и навыками во время краткосрочных

индивидуальных или подгрупповых занятий. Воспитателю важно помнить, что

группах младшего и среднего дошкольного возраста этот вид творчества нацелен не столько на результат, сколько на получение положительных эмоций, развития интереса у детей и желания совершенствовать навыки. Чтобы занятие проходило в удовольствие, материалы должны быть качественными, а инструменты - удобными. Для основы будущей картины из пластилина подойдёт бумага, но предпочтительнее плотный картон, пластик, оргстекло или обычное стекло. Пластилин должен быть нежирным, иначе на бумажной или

картонной основе появятся пятна, и работа будет иметь неопрятный вид. Выбирайте яркий и податливый материал для лепки. Из инструментов понадобится доска для лепки (можно заменить на кусок пластика или клеёнки, пластмассовая скалочка для раскатывания пластилина, набор стеков, ножницы, различные приспособления для создания узоровпластилиновой поверхности (щёточки, кондитерский шприц, ситечко, пластиковая вилка).

Таким образом, актуальность данной работы заключается в том, что пластилинография способствует снятию мышечного напряжения и расслабления, развитие детского воображения, художественное и

пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.

Цель работы:

развитие творческих способностей и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста средством пластилинографии.

Задачи работы:

развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературным произведением.

развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

• учить детей приёму скатывания шариков из пластилина небольшого диаметра, расплющивать и прикладывать их к рисунку.

• воспитывать творческие способности.

развивать интерес к коллективной работе.

• воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Методы и приемы работы.

Методы обучения пластилинографии :

• наглядные (показ образцов работ, иллюстраций по теме, наблюдение за действиями педагога);

• словесные (беседа, объяснение, рассказ);

• практические (упражнения с материалом, отработка приёмов, игровые действия, экспериментирование).

Приёмы, используемые в пластилинографии, уже частично знакомы детям по занятиям лепкой. Это скатывание и раскатывание, сплющивание и вытягивание, то есть обычные действия с кусочком пластилина для придания ему требуемой формы. Но есть здесь и свои приё мы: отщипывание, размазывание,

вдавливание, приглаживание, смешивание цветов. Овладению ними педагог уделяет особое внимание. Рисование пластилином - увлекательное занятие для дошкольника. Задачи пластилинографии от ясельной и второй младшей до подготовительной групп- развивающие. Приёмы работы с пластилином развивают ловкость пальцев, подготавливают кисть к письму. Улучшаются

способности к правильному восприятию композиции и масштаба. Воспитанники знакомятся с новым видом изобразительного искусства, постигают взаимодействие двух различных техник -аппликации и лепки, основами которых они уже овладели. У детей зарождается чувство цвета и формы. Осуществляются первые эксперименты с сочетанием оттенков и материалов.

Детей учат быть самостоятельными, усидчивыми, терпеливыми и аккуратными, приобретается опыт работы в коллективе.

В зависимости от темы, воспитываются любовь к родному краю, умение видеть и беречь красоту природы, доброжелательное, благодарное отношение к родным и близким, любовь к домашним питомцам. Умения и навыки детей

усложняются год от года. Изменяются и основные направления работы с дошкольниками. В первой младшей группе ДОУ дети учатся делать элементы из пластилина, одно занятие- один элемент (шарик, цилиндр, колбаска);

создавать образы простых предметов; овладевают приёмами отщипывания и размазывания, вырабатывают основы умения работать по заданному образцу. У детей второй младшей группы важно развивать умение рисовать пластилином, воспитывать самостоятельность (ребёнок не повторяет за педагогом, а учится

строить композицию сам). Начинается обучение работе в подгруппе. В средней группе оттачиваются навыки работы с пластилином и создание более сложных образов; детей учат создавать работы с привлечением разнообразных

материалов (крупа, бисер, пуговицы и др.); развивается интерес к коллективной работе. Для старших и подготовительных групп характерно усложнение и развитие сюжетно-игрового замысла занятия; развитие речевой деятельности воспитанников в процессе создания пластилиновых образов; обучение созданию коллективной работы, имеющей художественную ценность. Виды рисования пластилином в детском саду. Пластилинографию можно разделить на несколько видов, отталкиваясь от материала, который взят за основу картины. Работы

выполняют на бумаге, картоне, пластике, на обычном или органическом стекле. Плотный картон часто деформируется, но с ним просто и легко работать.

Пластиковые и стеклянные основы удобны при нанесении материала (они не погнутся и не сморщатся, но чтобы избежать порезов, обязательно проведите инструктаж по технике безопасности и научите детей заклеивать края основы скотчем или же предварительно сделайте это сами. По способу создания изображения пластилинография бывает : Прямая- выполняется пластилином разного цвета. В первой младшей группе это могут быть овощи, зимний

снегопад, листочки.

Во второй младшей группе дети охотно выполнят яркие работы на тему:

«Посуда для кукол», «Рыбка», «Грибочек». В средней группе сюжет и контур гораздо сложнее: транспорт, деревья, дома. Витражная или обратная.

Нанесённый маркером на стеклянную основу контур изображения заполняется пластилином. Мозаичная. На основу наносятся пластилиновые шарики разных цветов в соответствии с замыслом. Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Пластилинография позволяет раскрыть творческий потенциал ребёнка, постоянно повышать интерес к художественной

деятельности, развивать психические процессы. Позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, даёт полную свободу для

самовыражения.

Перспективное планирование по пластилинографии в средней группы.

Месяц Тема Задачи Материалы

Сентябрь.

«Созрели яблочки в саду». 1. Учить передавать посредствам пластилинографии изображение фруктового дерева: отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева).

2. Развивать эстетическое восприятие природы.

Плотный картон жёлтого цвета с силуэтом дерева, размер А4; пластилин красного, желтого или зеленого цветов; стека.

Октябрь.

«Осенние листья». 1. Закреплять приемы надавливания и размазывания, учить смешивать различные цвета.

2. Поддерживать желание доводить начатое дело до конца, развивать мелкую моторику.

3. Воспитывать навыки аккуратности. Плотный картон голубого цвета с силуэтом дерева, размер А4; пластилин красного, желтого, оранжевого цветов; стека.

Ноябрь.

«Радужное настроение». Правильно подбирать цвета и оттенки.

1. Учить раскатывать пластилин в ладошках, придавая нужную форму, аккуратно размазывать пластилин пальчиком по основе, прорисовывая детали; правильно подбирать цвета и оттенки.

2. Развивать способности к сюжетосложению и композиции.

3. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность Плотный картон жёлтого цвета, размер А4; пластилин разных цветов; стека; цветные карандаши.

Декабрь.

«Откуда ёлочка пришла». 1. Расширить представления детей об истории новогоднего праздника. Закреплять умения детей использовать в работе нетрадиционную технику изобразительного искусства – пластилинографию. Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала.

2. Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации) Плотный картон голубого цвета с силуэтом ёлочки, стека; размер А4; пластилин зелёного цвета.

Январь.

«Снеговик». 1. Закрепить способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости путём раскатывания, сплющивания.

2. Развивать интерес к экспериментированию через включение в оформление работы «бросового» материала для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте. Картон голубого (синего) цвета с силуэтом снеговика; размер А4, набор пластилина; белая яичная скорлупа; стека; игрушка снеговик.

Февраль.

«Танк». 1. Учить детей лепить плоскостное изображение танка, используя усвоенные ранее приёмы лепки (скатывание, расплющивание, сглаживание границ соединений). Учить передавать форму, характерные детали танка.

2. Развивать мелкую моторику.

3. Воспитывать любовь к своей родине. Картон голубого цвета с силуэтом танка; размер А4, пластилин зелёного цвета; стека; игрушка танк.

Март.

«Воздушные шары для праздника».

1. Учить детей раскатывать ладонями шарики разного размера, цвета; затем расплющивать придавливающими движениями, располагая на горизонтальной поверхности.

2. Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие. Картон жёлтого цвета с силуэтом шарика; размер А4; набор пластилина; стека; игрушка воздушный шарик.

Апрель.

«Подарок для Хрюши». 1. Закрепить представления детей о домашних животных, особенностях их внешнего облика. Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина (мягкий, податливый, способен принимать любую форму). Учить детей достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта.

2. Развивать мелкую моторику.

3. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. Вызвать у детей желание делать приятное, дарить подарки. Пластилин розового цвета; стека; картон яркого цвета 1 / 2; бисер; бантики.

Май.

«Божья коровка на ромашке». 1. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе; закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема – пластилинографии, формировать обобщенные способы работы посредством пластилина.

2. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Картон зелёного цвета с силуэтом ромашки; размер А4; пластилин белого и жёлтого цвета; стека; наклейка «божья коровка».

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация для родителей «Пластилинография как средство развития мелкой моторики» Проблема развития мелкой моторики рук дошкольников является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Развитие тонкой моторики.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Занятия пластилинографией, представляют большую возможность, для.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пластилинография как средство развития творческих способностей и мелкой моторики у младших дошкольников
Опубликовано: 22 апреля 2021 в 14:49
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пластилинография как средство развития творческих способностей и мелкой моторики у младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Пучка в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД