Знаменская Ксения Владимировна
Методические рекомендации «Песочная терапия как метод коррекции поведения детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Песочная терапия, как метод коррекции поведения детей
в младшем дошкольном возрасте».
Пояснительная записка.
Константин Дмитриевич Ушинский:
«Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка!»
Песочная терапия для детей — это прекрасная возможность для самовыражения, развития его творческих способностей, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Игра с песком — это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.
Публикация «Методические рекомендации „Песочная терапия как метод коррекции поведения детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Арт-терапия. Консультации
- Консультации для родителей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Средняя группа
- Темочки
В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии. Разрабатываются специальные программы. Это «Песочная терапия в коррекции эмоционально- волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» Н. Ф. Бережной, «Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития» С. Ю. Кондратьева, «Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников» А. В. Валиева, «Чудеса на песке» Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко и другие.
Используя интерактивную песочницу можно выстраивать в комплексе различные программы и методики.
Новизна определяется тем, что в ней практически реализован подход к организации образовательной деятельности.
Современное общество развивается быстрыми темпами, в связи с этим для развития интереса современных детей к процессу обучения необходимо использовать ИКТ. Перенос традиционных педагогических занятий в интерактивную песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:
• Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
• Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность.
• В-третьих, в играх с интерактивным песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции.
• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Актуальность использования песочной терапии предоставляет возможность педагогу осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, что является самым главным в период адаптации детей.
Игра в песок, особенно для малышей младших групп, является, самым доступным и естественным способом развития и коррекции ребёнка.
Психологи и воспитатели младших групп могут использовать игры с песком в качестве психопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду. Поэтому, проводить занятия в песочнице можно уже с младшего дошкольного возраста и раньше.
Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Психолог или воспитатель естественным путем могут осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.
В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница
становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего Я. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие, важные для адаптационного периода задачи:
1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.
2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
5. Взрослый становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
Песочная терапия как метод психологической помощи детям основывается на естественном интересе детей к играм с песком. Песочная терапия для
детей помогает решать многие затруднения, возникающие у малышей, обладает мягким терапевтическим эффектом, гармонизирует состояние и настроение ребенка. Именно, поэтому, данный метод успешно применяется в современных ДОУ.
Методические рекомендации.
1. Количество детей на таких занятиях должно быть от 1 до 5 человек.
2. Структура таких занятий будет похожа на структуру традиционного
коррекционно-развивающего занятия :
- Ритуал приветствия.
- Создание психологического настроя на работу. Игры на снятие психо-эмоционального напряжения. Вводные упражнения - разминки. Игры на сплочение группы.
- Введение в тему занятия. Упражнения, задания, игры по теме занятия.
- Рефлексия. Обсуждение полученного опыта, знаний, возможностей их применения в реальной жизни.
- Релаксация. Можно использовать небольшие релаксационные упражнения, визуализации под музыку для релаксации, психо-гимнастические упражнения и этюды.
- Ритуал прощания.
3. По подготовке и проведению адаптационных игр-занятий:
- Игры в песочнице проводятся с подгруппой детей, особое внимание при этом взрослый уделяет вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новый ребёнок будет выполнять по подражанию или из любопытства.
-При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.
- Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершается.
- Взрослый вначале показывает способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.
- Для начала и окончания игр-занятий вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и пр.)
4. На первых двух-трех занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.
5. Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек (высотой не более 10–15 см, она должна хорошо обрабатываться, но ребенок может и выбрать игрушку из предложенных взрослым. Она становится посредником для ребенка в играх с песком.
6. Правила поведения, запреты, поощрения осуществляются взрослым через свою игрушку-посредника — песочную фею или же доброго волшебника.
Правила игры в песочнице для малышей (чем младше дети, тем короче правила).
«Песочная фея загрустила, потому что её подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:
- Береги песчинки – не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался – покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
- Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей - нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
- Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу».
Песочница – это ограниченное пространство, в котором малыш – правитель, создатель, он главный, и только он принимает решение. Это очень важно для становления уверенности в себе, самоконтроля и саморегуляции.
Литература :
1. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоциональноволевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
2. Большебратская Э. Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.
3. Валиева, А. Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников / А. Р. Валиева // Психолог в детском саду : ежеквартальный научно-практический журнал /Ред. В. Г. Колесников, А. Г. Лидерс. – 2006. – №3 июль-сентябрь 2006. – с. 30-37.
4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
6. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
7. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. -СПб. : «Валери СПД», 2002.
Приложение.
Тематический план работы с песком с детьми младшего
дошкольного возраста.
Сентябрь
1 неделя «Знакомство со свойствами песка»
2 неделя «Знакомство со свойствами песка»
3 неделя «Копаем – насыпаем»
4 неделя «Пересыпаем»
Октябрь
1 неделя «Мышки в норках»
2 неделя «Перелетные птицы»
3 неделя «Домики для животных»
4 неделя «Посуда. Копаем – насыпаем»
Ноябрь
1 неделя «Цветные заборчики»
2 неделя «Мой дом. Угадай, чьи следы»
3 неделя «Я и моя семья…»
4 неделя «Мама милая моя»
5 неделя «Домашние животные»
1 неделя «Зимняя сказка
Декабрь
2 неделя «Угощения для животных»
3 неделя «Зимние забавы»
4 неделя «Новогодние украшения»
Январь
3 неделя «Секретики»
4 неделя «Животные холодных и жарких стран»
Февраль
1 неделя «Снег идет»
2 неделя «Я пеку, пеку, пеку…»
3 неделя «Мы едем, едем, едем.»
4 неделя «23 февраля»
5 неделя «Поварята»
Март
1 неделя «Подарок маме»
2 неделя «Признаки весны»
3 неделя «Вода во круг нас. Кто живет в воде?»
4 неделя «Приключение на морском дне»
Апрель
1 неделя «Отпечатки наших рук- птица»
2 неделя «Космос»
3 неделя «Угощения друзьям»
4 неделя «Что спряталось в песке?»
Май
1 неделя «Народная игрушка»
2 неделя «Праздничный салют»
3 неделя «Цветочная поляна»
4 неделя «Рисуем узоры»
5 неделя «Рисуем песком»