Татьяна Скорописова
Обучение детей 6–7 лет опытнической деятельности в уголке экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
«Первые шаги к великим открытиям…»
Обучение детей 6-7 лет опытнической деятельности в уголке экспериментирования
Сборник методических разработок
Автор: Скорописова Т. В., воспитатель МБДОУ детского сада № 24 «Звездочка» МО Абинский район
ст. Мингрельская 2020г
Самое лучшее открытие –
то, которое ребёнок делает сам.
Ральф У. Эмерсон,
философ.
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Обучение детей 6–7 лет опытнической деятельности в уголке экспериментирования» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
Известно, что слово эксперимент произошло от греческого слова experimentym, которое переводится как «проба», «опыт».
Активность, инициативность детей наиболее ярко проявляется в экспериментальной деятельности, так как это доступный, увлекательный вид познания окружающего мира. Эксперименты и опыты позволяют превратить сухие абстракции в интересный мир практических знаний детей. Детям присуще наглядно - действенное и наглядно - образное мышление, поэтому они очень любят экспериментировать. Этот метод соответствует возрастным особенностям и является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познание мира. Метод экспериментирования заключается в том, что он дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания и поэтому является востребованным и актуальным.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза.
Несомненно, одной из важнейших задач современного образования является развитие исследовательских способностей ребенка, так как, знания, полученные в результате эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее. Современные исследователи (А. И Иванова, И. Э. Куликовская, О. В. Дыбина и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста.
Эволюция развития человечества основывалась на познании окружающего мира путем его изучения с помощью опытов и экспериментов, проб и ошибок. Наблюдая за детьми раннего дошкольного возраста, прослеживается ярко выраженное стремление к активной познавательной деятельности, и накопленный индивидуальный опыт позволяет использовать багаж знаний в течение всей жизни.
Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте утверждает, Н. Н. Подъяков приводит к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребенка, затрудняют успешное обучение в дальнейшем.
Единственный выход здесь, считают педагоги и психологи - это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования - дома и в детском саду.
Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана не полно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности, а так же присутствие в современной жизни интернета с готовыми ответами на все интересующие вопросы. Следствием является недостаточное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.
С введением Федерально Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155,исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.
ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития.
Становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, познавательного интереса, развитию наблюдательности и мыслительной деятельности позволяет метод экспериментирования как специально организованная деятельность.
Одним из направлений детской экспериментальной деятельности, которая осуществляется в детском саду, являются опыты. Вовлекая детей в экспериментальную деятельность, педагог обучает их простейшим опытам, используя при этом игровые приемы и проблемные ситуации. Только в организованной опытно-экспериментальной деятельности под руководством педагога, ребенок способен научиться безопасному проведению эксперимента, а так же научиться самостоятельно, добывать информацию.
Работая по изучению и внедрению опытно-экспериментальной деятельности, в ДОУ появилась необходимость в усовершенствовании системы работы по детскому экспериментированию, в составлении практического материала, разработке собственных педагогических подходов к организации и обучению детей опытно-экспериментальной деятельности.
Обозначенная выше актуальность проблемы, вызвала необходимость найти новые пути ее решения: педагогические принципы, формы и методы работы с детьми. И только таким образом организованная работа позволит добиться эффективных результатов: дети научатся логически мыслить, сравнивать, обобщать, соблюдать технику безопасности, делать собственные выводы, проявлять инициативу, ставить себе задачу самостоятельно и самодеятельно искать пути ее решения.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОПЫТАМ В УГОЛКЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Цель: повышение педагогической компетенции в организации и обучении детей опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Расширить представления педагогов об особенностях организации и обучения исследовательской деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС;
- Закрепить знания педагогов о содержании центра экспериментирования, правилах работы в нем;
- Познакомить педагогов с усовершенствованной системой организации опытно - экспериментальной деятельности посредством разработанных схем- алгоритмов и перспективного плана работы.
При проведении опытов необходимо опираться на алгоритм: постановка проблемы поиск путей решения проверка гипотез, предположений обсуждение увиденных полученных результатов формулировка выводов.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми, следует соблюдать следующие принципы:
- научности;
- целостности;
- систематичности и последовательности;
- индивидуально-личностной ориентации воспитания;
- доступности;
- активного обучения;
- креативности;
- результативности.
Реализовать выше перечисленные принципы при организации опытно-экспериментальной деятельности невозможно без использования педагогических методов и приемов таких как:
- метод наблюдения;
- игровой метод;
- элементарный опыт;
- словесный метод;
- рассуждение детей.
Содержание опытно-экспериментальной работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:
- специально организованная образовательная деятельность (НОД);
- совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстниками;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
ОФОРМЛЕНИЕ УГОЛКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Важным условием организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является создание предметно-познавательной среды. Это могут быть уголки или центры экспериментирования, мини-лаборатории для практических исследований в помещении группы, зелёные зоны на подоконниках для наблюдений за растениями. В уголке экспериментирования или лаборатории должно быть выделено место для демонстрации проектов воспитанников или для тематических выставок. Для хранения познавательной литературы, материалов для опытов выделяются полочки или стеллажи, доступ к которым будет открыт всем детям. Для проведения опытов продумывается место : демонстрационный стол, стульчики. Особое внимание в настоящее время уделяется созданию центров воды и песка в группе.
Экспериментальный уголок является зоной практической деятельности и потому должен быть оформлен наглядными материалами, рассказывающими и напоминающими детям о порядке проведения исследований, распечатанные или нарисованные алгоритмы и схемы проведения экспериментов. Обязательно здесь размещаются иллюстрированные правила техники безопасности.
ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ОБОРУДОВАНИИ УГОЛКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАННИЯ
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- разнообразие и достаточное количество необходимых материалов;
- доступность расположения;
- возрастная адресованность.
ПРИМЕРНОЕ ОСНАЩЕНИЕ НАПОЛНЯЕМОСТИ УГОЛКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ :
1. Приборы - помощники: микроскоп, увеличительные стекла (лупа, бинокли, компасы, термометры, песочные часы, линейки, разнообразные магниты.
2. Природные материалы: песок, камни, глина, грунт, образцы древесины, семена, листья.
3. Бросовый материал: кусочки, меха, кожи, лоскутки ткани, перья, пластмассовые и металлические предметы, проволока, пробки.
4. Сосуды: пластиковые стаканы разной формы и величины, бутылки, другие емкости, сито, воронки, лейки, трубочки для коктейля, мензурки, колбы.
5. Технические материалы: гайки, болты, винты.
6. Разные виды бумаги: обычная тетрадная и альбомная, салфетки, газетная,
калька, вощеная.
7. Медицинские материалы: латексные перчатки, пинцет, одноразовые шприцы без иглы, пипетки, ватные диски, марля, бинт, мерные ложки, резиновые груши.
8. Вещества: сахар, соль, марганцовка, пищевые красители, мука.
9. Дополнительное оборудование и материалы: детские халаты, клеенчатые передники, полотенца, шапочки или косынки, схемы – алгоритмы, журнал исследований или тетрадь для фиксации опытов, рабочие листы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предполагаемый результат реализации системы работы по обучению старших дошкольников опытнической деятельности в уголке экспериментирования, заключается в том, что применяемые в ней формы и методы работы дают возможность повысить эффективность и результативность процесса познавательного развития дошкольников.
К счастью или к сожалению современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Очень важно, что бы ребенок не только умел находить готовые ответы, на поставленные вопросы, но и научился самостоятельно находить пути их решения и делать определенные выводы. Поэтому работа, проводимая с детьми по обучению опытнической деятельности, позволит им почувствовать себя исследователями и первооткрывателями. Очень важно, что бы рядом с детьми находился человек увлеченный, много знающий, который своим примером зажжет в сердцах детей искру любознательности, пытливости, научит безопасному экспериментированию. Кто знает, может быть среди этих маленьких пытливых Почемучек, вырастут будущие великие ученые.
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ
«Воздух - невидимый мир»
№1 «Воздух в ловушке…»
Цель: дать представление детям о том, что воздух имеет объем.
Материал: прозрачные полиэтиленовые пакеты.
Ход: раздать детям прозрачные пакеты различной величины. Взмахнув пакетом захватить необходимый объем воздуха, закрепить пакет внизу,соединив края- продемонстрировать друг другу получившийся объем.
Вывод: не видимый воздух имеет объем.
№2 «Отправляем воздух в сказочный полет»
Цель: с помощью мыльных пузырей продемонстрировать, что воздух в мыльной пленке может летать
Материал: мыльный раствор, трубочки для запускания мыльных пузырей.
Ход: запускаем мыльные пузыри. Наблюдаем за их полетом и размером. Выяснить и сделать вывод, почему шары летят и могут высоко подниматься вверх.
Вывод: воздух в мыльных пузырях, легкий и невесомый, имеет способность перемещаться
№3 «Ветер, ветер, ты могуч…»
Цель: дать понятие детям о происхождении ветра опытным путем.
Материал: емкость с водой, коктейльные трубочки.
Ход: наблюдение за спокойной гладью воды в емкости. С помощью трубочек для коктейля создать волны. Провести эксперимент : слабый ветер, сильный ветер.
Вывод: чем сильнее ветер, тем больше волны.
№4 «Выпускаем пузырьки воздуха на свободу»
Цель: показать детям как пузырьки воздуха с ускорением всплывают на поверхность.
Материал: бутылка газированной воды. Сахарный песок.
Ход: наблюдение за видимыми пузырьками воздуха в бутылке с газированной водой. Опустить в бутылку кусочек сахара. Наблюдение за активным выходом пузырьков на поверхность.
Вывод: пузырьки воздуха легче воды.
«Этот загадочный песок…»
№1. «Изучаем свойства сухого и мокрого песка»
Цель: познакомить со свойствами песка. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Материал: песок, вода, формочки.
Ход: засыпать сухой песок в формочку и перевернуть, что получится? Просыпать песок струйкой на ладонь. Намочить песок и проделать те же операции.
Вывод: мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются.
№2 «Стражи времени»
Цель: научить детей регулировать время с помощью песочных часов.
Материал: сухой песок, песочные часы сделанные из пластиковой бутылки.
Ход: изготовить макет песочных часов. Поместить в песочные часы определенное количество сухого просеянного песка. Засечь время вместе с детьми его просыпание через воронку (3 мин).
Вывод: время зависит от количества и скорости просыпаемого через воронку песка.
№3 «Храбрый спасатель чистой воды»
Цель: показать детям, как с помощью песка можно профильтровать воду
Материал: две емкости, камни, губка, вода для фильтрации.
Ход: одновременно в воронку, из фильтра губки и песка и воронку из гравия налить по одинаковому количеству мутной воды. Пронаблюдать за скоростью фильтрации и качеством воды.
Вывод: через гравий вода фильтруется быстрее, но остается мутной, а через песок медленнее, но вода очищается намного чище.
№4 «Умеет ли песок летать?»
Цель: показать детям, что песок умеет летать и получается бархан.
Материал: закрытая емкость с песком, коктейльные трубочки.
Ход: поместить сухой песок в закрытую емкость. В проделанные отверстия вставить трубочки и предложить детям одновременно подуть, имитируя ветер. Улетевшие песчинки образуют бархан.
Вывод: песчинки, под действием ветра легко перемещаются с места на место по воздуху.
«Магнитные истории»
№1. «Магнитная рыбалка»
Цель: продолжать изучать с детьми свойство магнита.
Материал: удочки, рыбки с магнитом во рту.
Ход: поместить мелкие металлические (железные) безопасные детали в емкость. Удочками с магнитом вместо крючка попробовать выловить из емкости детали (рыбки).
Вывод: магнит притягивает железо.
№2 «Движем предметы с помощью магнита»
Цель: показать детям, что магнит действует на металлические (железные) предметы даже через поверхность определенной толщины.
Материал: магнит, металлические предметы, поверхность.
Ход: на плоской поверхности разместить небольшую металлическую машинку. Магнит проводить под поверхностью, который увлечет за собой машинку.
Вывод: магнит оказывает действие на металлический предмет даже через определенную толщину (этот опыт можно показывать в виде фокуса).
№3 «Притягиваются - не притягиваются»
Цель: закрепить у детей знания о том, что магнит притягивает только металлические предметы.
Материал: мелкие разные предметы (металлические содержащие железо и неметаллические)
Ход: разместить на поверхности небольшие предметы из различных материалов. С помощью магнита, попробовать какие предметы он притягивает, а какие нет.
Вывод: магнит притягивает только предметы содержащие железо.
№4 «Притяжение-отталкивание»
Цель: показать детям свойства магнита притягиваться и отталкиваться друг от друга.
Материал: два магнита.
Ход: испытать свойство магнита путем соединения их между собой одной и другой стороной.
Вывод: магниты не только соединяются между собой, но и отталкиваются.
«Секреты бумаги»
№1. «Забавный барашек»
Цель: показать детям свойство различной бумаги путем сминания
Материал: контуры барашка. Бумага по выбору детей.
Ход: по выбору смять, разровнять, рассмотреть, снова смять аккуратный комок бумаги. Выполнить коллективную работу «Барашек» путем приклеивания сделанного комочка на контур.
Вывод: бумага легко сминается, после разглаживания не приобретает первоначальную форму, легко приклеивается к такой же бумажной поверхности.
№2. «Радуга»
Цель: закрепляем свойство бумаги путем отрывания кусочков.
Материал: цветная бумага, клей, контуры радуги
Ход: отрывая от целого листа бумаги небольшие кусочки, внимательно рассмотреть линию края, цвет, ворсинки (лупа). Приклеить свои оторванные кусочки по цвету на определенную линию радуги.
Вывод: бумага легко рвется, имеет неровные, негладкие края.
№3 «Бумажный мостик»
Цель: показать детям свойство бумаги выдерживать груз на своей ребристой поверхности. Учить детей выполнять опыт по алгоритму.
Материал: два стакана, два листа бумаги.
Ход: Поставить два стакана рядом друг с другом и сверху положить лист бумаги. Проверить на прочность, положив сверху предмет (машинку). Этот же лист бумаги сложить гармошкой и положить этот же предмет.
Вывод: ребристая поверхность более прочная и выдерживает груз.
№4 «Вода и бумага»
Цель: показать детям фокус «Кувшинка».
Материал: по шаблону вырезанная кувшинка, сложенная лепестками к центру, емкость с водой.
Ход: из бумаги вырезать цветок лилии, лепестки поочередно сложить к центру. Поместить изготовленный цветок на поверхность воды. Намокая, лепестки лилии раскроются.
Вывод: бумага постепенно впитывая воду поднимается по лепесткам, делает их тяжелыми и открывает их.
«Вода – необыкновенное чудо земли»
№1 «Растворение веществ в воде»
Цель: подвести понимание детей к тому, что вода имеет свойство растворять вещества.
Материал: два стакана с водой, сахар, чайная ложечка.
Ход: взять стакан с водой, положить в него сахар и размешать.
Вывод: сахар в воде полностью растворился, получился раствор.
№2 «Почему нельзя пить талую воду?»
Цель: учить детей делать собственные выводы, после наблюдения за таяньем снега, сосульки и определять качество воды
Материал: емкость с питьевой водой, емкость для таянья снега или сосульки
Ход: рассматривание экспериментальной сосульки. Наблюдение за таянием сосульки. Отстаивание талой воды, рассматривание осадка.
Вывод: талую воду пить нельзя, так, как она имеет примеси попавшие с крыши при замерзании.
№ 3 «Окрашивание воды»
Цель: научить детей проводить опыт, как капля краски взаимодействует с водой. Учить выполнять опыт по схеме.
Материал: два стакана с водой, пипетка, гуашь
Ход: в стакан воды капнуть каплю краски гуаши. Рассмотреть процесс смешивание краски с водой.
Вывод: красящие вещества легко смешиваются в воде.
№4. «Агрегатное состояние воды»
Цель: учить выполнять опыт по схеме. Закрепить знания детей о трех агрегатных состояниях воды.
Материал: кусочки льда (снег, чистая вода, охлажденная емкость и горячая вода
Ход: емкость с водой заморозить (лед). Горячую воду налить в холодную емкость (пар). Мокрую емкость заморозить (изморось, снег).
Вывод: только вода имеет три агрегатных состояния (лед, пар, снег)
«Кладовая Хозяйки каменной горы»
№1 Подарки моря»
Цель: показать детям как камни меняют свой вид, если их намочить.
Материал: вода, морские камни
Ход: рассмотреть морские сухие гладкие камешки. Поместить их в емкость с водой. Отметить отличие.
Вывод: камни поменяли цвет, их размер, кажется больше.
№2 «Юные геологи» (камень в разрезе)»
Цель: показать детям разнообразие окраски камня при раскалывании
Материал: различные камни молоточки, защитные очки
Ход: поместить исследуемые камни в пакет. Разбить их молотком. Рассмотреть их в разрезе, описать увиденное.
Вывод : камни в разрезе выглядят по - разному.
№3 «Вторая жизнь камня»
Цель: развивать у детей фантазию и образное мышление
Материал: акриловые краски, отобранные детьми камни
Ход: внимательно рассмотреть речные камни, придумать на что они похожи. Добавить характерные узнаваемые детали.
Вывод: природа талантливый художник.
№4 «Изготавливаем искусственные камни»
Цель: научить детей изготавливать искусственные камни с помощью песка и гипса
Материал: вода, песок, гипс, кусочки ткани
Ход: с помощью воды, гипса и песка сделать густой раствор. Выложить на ткань и придать желаемую форму. Развернуть ткань и дать форме застыть.
Вывод: смесь гипса и песка такая же крепкая как камень.
«Тайны зеленого мира»
№1 «Где живет огурец?»
Цель: вызвать у детей интерес к пробуждению жизни растений и семян
Материал: емкость с почвой, семена, вода
Ход: Рассмотреть огурец в разрезе. Рассмотреть посадочные семена. В емкость с землей посадить семена огурцов.
Вывод: (ожидаемый результат, из одного семени вырастит много огурцов).
№2 «Весна пробуждение жизни»
Цель: учить делать заключения и выводы, о влиянии тепла и света весной на пробуждение почек у деревьев.
Материал: веточка вербы, сирени, емкость с водой
Ход: показать детям три фазы рождения листочков из почки. Это спящая почка, набухшая почка, появление листочка.
Вывод: тепло, солнечный свет и вода способствует возрождению жизни весной
№3 «Вершки корешки»
Цель: научить детей обобщать результаты опыта
Материал: луковица с корешками и пером выращенная в прозрачной емкости с водой.
Ход: показать три фазы развития луковицы, высаженных в прозрачной емкости с водой. Спящая луковица, прорастание корней, появление пера.
Вывод: корни доставляют питательные вещества луковице, для прорастания.
№4 «Колыбель хлебного каравая»
Цель: научить детей проращивать зерна пшеницы и наблюдать за процессом
Материал: увлажненная ткань, зерна пшеницы
Ход: показать три стадии прорастания зерен пшеницы. Рассмотреть спелые колосья пшеницы
Вывод: в маленьком зерне заключена великая сила колоса.
«Хрупкий помощник человека»
№1 «Удивительное стекло»
Цель: научить детей рассматривать предметы через увеличительное стекло.
Материал: лупа, мелкие предметы, листья.
Ход: рассматривание различных мельчайших предметов, живых объектов через лупу и микроскоп.
Вывод: без увеличительного стекла мелких деталей не рассмотреть.
№2 «Цветные узоры из стекла»
Цель: исследовать с детьми устройство калейдоскопа.
Материал: калейдоскоп.
Ход: разобрать и рассмотреть из чего состоит калейдоскоп. Цветные стекла по своему усмотрению разложить в собираемом калейдоскопе, рассмотреть полученные узоры.
Вывод: волшебные цветные узоры получаются с помощью зеркал.
№3 «Веселые солнечные зайчики»
Цель: научить детей с помощью маленького зеркальца пускать солнечные зайчики.
Материал: маленькие зеркальца.
Ход: пускание солнечных зайчиков по группе.
Вывод: зеркало отражает солнечный свет.
№4 «Наблюдаем за солнцем через затемненное стекло»
Цель: показать способ наблюдения за солнцем через затемненное стекло.
Материал: затемненные стекла.
Ход: рассматривание солнечного диска через затемненное стекло.
Вывод: через затемненное стекло хорошо виден солнечный диск, свет не такой яркий.
«Я не волшебник, а только учусь…»
№1 «Догадайся сам»
Цель: учить детей показывать фокус (опыт, с помощью одежной щетки и монеты.
Материал: одежная щетка, двухрублевая монета.
Ход: показать детям фокус сметания монетки с ладошки щеткой для одежды.
Вывод: ворса щетки убирает воздух из под монеты и она еще сильнее прижимается к ладошке.
№2 «Волшебные узоры»
Цель: показать детям, как можно с помощью воска проявить рисунок при окрашивании ткани.
Материал: воск, ткань, краска.
Ход: на кусочке белой хлопковой ткани, свечей нарисовать простой узор. Ткань опустить в раствор с краской, узор проявиться.
Вывод: воск предохраняет ткань от окрашивания.
№3 «Волшебное превращение»
Цель: показать детям действие дрожжей в тесте.
Материал: мука, вода, сахар, дрожжи, емкость для теста.
Ход: развести в воде, сахар, соль, дрожжи, добавить муки и замесить тесто. Емкость с тестом накрыть тканью и поставить в теплое место. Наблюдение за поднятием теста. Сформировать каравай и отдать на кухню для запекания.
Вывод: дрожжи выделяют углекислый газ и делают тесто пышным.
№4 «Способ определения сырых и варенных яиц»
Цель: научить детей отличать сырые яйца от варенных.
Материал: корзинка с сырыми и варенными яйцами.
Ход: показать детям способ определения сырых и варенных яиц (яйцо покрутить на столе). Разложить яйца в разные корзинки, варенные в одну корзинку, сырые в другую.
Вывод: крутятся только варенные яйца.