Елена Щетинина
Консультация «Пение на опоре и управление дыханием»
▼ Скачать + Заказать документы
Отдел образования администрации Климовского района Брянской области,
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
Центр эстетического воспитания «Вдохновение»
Методическая разработка
Занятие по вокальному мастерству
для обучающихся первого года обучения
на тему
«Пение на опоре и управление дыханием»
Автор-составитель:
Щетининаа Елена Николаевна,
педагог дополнительного образования.
2023г.
Аннотация
Публикация «Консультация „Пение на опоре и управление дыханием“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Консультации для родителей
- Поем, учимся петь. Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
Данная методическая разработка представляет собой занятие по вокалу в группе первого года обучения по программе «Вокальное мастерство» на тему «Пение на опоре и управление дыханием». Занятие предназначено для детей младшего школьного возраста, делающих первые шаги в обучении искусству вокала.
Целью данного занятия является ознакомление обучающихся с очень важным условием успешного освоения процесса пения – правильной организацией дыхания вокалиста, пением на опоре.
Содержание
1. Введение
2. Основная часть
2.1. Пение на опоре, его преимущества.
2.2. Физиология процесса.
2.3. Как почувствовать опору.
2.4. Упражнения для развития опоры.
2.5. Ошибки при задержке дыхания.
2.6. Рефлексия.
3. Заключение
4. Список использованной литературы
1. Введение
«Школа пения – это школа дыхания»
Франческо Ламперти
«Секрет художественного пения не в количестве набираемого воздуха,
а в способе его наиболее экономного расходования».
Л. Работнов
На занятиях по вокалу обучающиеся часто слышат от своего педагога слово «опора». Но не каждый даже очень опытный педагог сможет доступно объяснить, что это такое и как петь на опоре. Так, знаменитый певец начала двадцатого века Ф. И. Шаляпин делился своими воспоминаниями: "На уроках слыша, что голос ученика начинает слабеть, Усатов (русский оперный певец, педагог) наотмашь бил ученика в грудь и кричал: «Опирайте, черт Вас возьми! Опирайте!» Я долго не мог понять, что значит – «опирайте». Оказалось, надо было ОПИРАТЬ ЗВУК НА ДЫХАНИЕ, концентрировать его».
Вокальная опора – это такое понятие, которое используется в певческой терминологии. Это своего рода правильное ощущение настроек голосового аппарата во время пения. Когда голос стоит на опоре, он звучит так, как положено звучать певческому голосу: уверено, звонко и округло, тембрально насыщено. При таких ощущениях исполнитель способен выполнять сложные технические элементы. При пении без опоры часто появляются фальшивые ноты, даже если исполнитель обладает хорошим слухом. Таким образом, профессиональное владение голосом или просто красивое пение невозможно, если нет вокальной опоры. Давайте разберёмся, как поставить голос на опору или как почувствовать вокальную опору.
Каждый вокалист знает, что самое главное в пении – это правильное дыхание. Певческое дыхание и обычное физиологическое дыхание – две совершенно разные вещи. Певческое дыхание строится совершенно на других ощущениях. Вокалист дышит как будто бы животом или диафрагмой, воздух поступает к нему как бы в нижний отдел рёбер, при этом для пения не нужно набирать полные лёгкие воздуха, это только помешает ощущению опоры. Ощущение вокальной опоры напрямую связано с правильным вокальным дыханием, эти два понятия идут неразрывно друг от друга. Обучение правильному дыханию означает и обучение ощущениям правильной опоры звука. Но есть сложный момент в постановке голоса на опору. У каждого человека ощущение опоры своё, индивидуальное. Во время занятий с педагогом начинающему вокалисту часто сложно понять и тем более почувствовать опору.
Давайте разберёмся, что же такое «опора», как научиться петь на опоре или как почувствовать вокальную опору и какие плюсы это умение несёт вокалисту? Давайте подробно разберём это.
2. 2.1. Пение на опоре, его преимущества.
Опора – это удерживающий диафрагму верхний пресс. Для того, чтобы понять, где в теле она находится, надо приложить два пальца над пупком. При таком пении не нужно зажиматься и выдавливать из себя звук, у вас и так получится взять те ноты, на которые у вас прежде не хватило бы сил. Но, чтобы начать петь правильно и заняться постановкой красивого голоса, необходимо сначала понять, как почувствовать опору.
Педагоги по вокалу настойчиво рекомендуют петь на опоре. И это неспроста. У такого пения есть множество преимуществ:
1. На опоре пение исполнителя более громкое и яркое. Оно характеризуется особой выразительностью.
2. Ему намного легче перейти на высокие ноты и не взлететь на писк.
3. Вокал получается более мощным, но исполнитель не чувствует напряжения.
4. Атака звука станет более активной.
5. Держать звук становиться легче. При этом у исполнителя не дрожит и не срывается голос, и можно долго и ровно тянуть ноту.
6. Сводится на нет риск сорвать голосовые связки, потому что напряжение действует не на них, а на диафрагму. Благодаря этому голос остаётся сильным почти всю жизнь.
7. Опора существенно облегчает процесс пения. Вокалист не чувствует дискомфорта, когда увеличивает громкость.
2.2 Физиология процесса.
Выдох при пении управляется опорой дыхания с помощью диафрагмы и брюшных мышц. На этот процесс влияет слаженность работы брюшного пресса, включающего в себя диафрагму, мышцы ребер и живота, а также переднюю брюшную стенку.
Наша вокальная мышца – диафрагма-находится в согнутом положении. Из-за того, что она прикреплена к верхнему отделу поясницы, при вдохе задействуются и спинные мышцы. Когда мы берем воздух именно в нижнюю часть легких, они тут же надавливают на диафрагму, и диафрагма расправляется.
Пение на опоре снимает напряжение со связок и расслабляет гортань. Это способствует долгому сохранению голоса и уменьшает нагрузку на организм. Для пения не требуется большой поток воздуха, только давление, создаваемое в животе, а не в связках. Оно появляется за счет сопротивления диафрагмы напряжению пресса. Для его возникновения не надо сильно вдыхать, достаточно создать мощное сопротивление выдоху с помощью дыхательных мышц.
2.3. Как почувствовать опору.
Наша главная задача при пении — сохранять воздух внутри как можно дольше и аккуратно подавать его на голосовые связи: небольшими порциями и равномерно. Именно в этом заключается секрет равномерного, мягкого голосообразования: через косвенное управление диафрагмой мы препятствуем сплошному скоростному выходу воздуха, который препятствует нам тянуть ноту. Самое нужное ощущение, которое поможет вам взять воздух именно диафрагмой и расширить ваши ребра — это испуг. Попробуйте испугаться! Вы сразу почувствуете, как ваши ребра расширились. Зафиксируйте это ощущение. Когда мы собираемся в эту позицию (как бы “группируемся”, создаем “воздушную точку” внутри, мы работаем с нашим внутренним давлением: это давление, эту “опору” нам и нужно удержать. Также важно не забыть о там называемом “сбросе опоры”. Сброс опоры необходим для того, чтобы перед каждой новой фразой, после того как вы вдохнете, у вас был стабильный, “ваш” стандартный набор воздуха и “ваше” определенное давление, с которого вам легче всего начинать. Поэтому выдыхайте после завершения фразы резко: так вы сбрасываете оставшийся после пропетой фразы воздух. Выбрасывая воздух, вы почувствуете как-бы “толчок” диафрагмой вперед.
Теперь, когда мы разобрались, что такое опора, перейдем непосредственно к упражнениям.
Есть несколько упражнений, которые помогут получить ощущение опоры :
1. Стоя, отклонитесь корпусом назад и замрите. В этот момент напрягутся мышцы живота, не позволяющие вам упасть. Они вам и нужны. После того, как вы почувствовали их, распрямитесь, не расслабляя мышц. Они – это опора.
2. Займите положение лёжа и поместите на живот не очень тяжёлый, но всё же обладающий каким-то весом предмет. Постарайтесь приподнять его с помощью мышц живота, не надувая живот при этом. Важно, поднимать предмет не воздухом. Те мышцы, с помощью которых вам удастся это сделать, и считаются опорой.
3. Уприте в живот на два пальца выше пупка предмет вытянутой формы (например, бутылку) одним концом, а другим упритесь в стену. Затем вдохните и начните надавливать мышцами на этот предмет. Те, которые не позволят ему вдавиться в тело, это опора.
4. Если представить, что вы пытаетесь поднять тяжелые сумки или кресло, у вас начнут работать мышцы, называемые опорой.
5. Также опора ощущается при кашле.
ВАЖНО: нужно напрягать лишь верхние мышцы пресса, а не все мышцы живота, иначе можно подавиться звуком или может появиться сильная боль после либо во время занятия.
Для того, чтобы лучше почувствовать опору звука, я рекомендую проводить занятия с вокальной палкой (пластиковой бутылкой с водой). Надо надавливать палкой на живот при пении. Напрягайте мышцы так сильно, словно собираетесь оттолкнуть упирающийся в тело предмет.
Почувствовать опору вы можете не с первого раза, но это ощущение вы узнаете в тот же миг. Петь станет комфортнее и легче, словно бы у вас появилось что-то, на что можно опереться — это и есть правильное дыхание при пении.
2.4. Упражнения для развития опоры и атака звука.
Если вы уже знаете, как почувствовать опору, вам надо приступить к развитию данного навыка.
Для того, чтобы научиться петь на опоре, есть несколько упражнений :
Упражнение №1
Начнем с самого простого упражнения : это упражнение на каждый день :
1. Лягте на спину.
2. Руки расположите на боках.
3. Большие пальцы направьте в центр живота.
4. Вдыхайте и выдыхайте, стараясь дышать только животом.
Первое, с чего вам нужно начать, приступив к следующим упражнениям — это поза, в которой вы поете. Помните, что правильное певческое дыхание у нас одно — диафрагменное или брюшное. Когда занимаетесь — стойте или сидите на стуле. Отлично подойдет высокий стул. Не забывайте, что ваша грудная клетка должна быть ровной, она не должна подниматься и опускаться, а плечи не должны скакать — все это говорит о том, что вы плохо контролируете диафрагму и пытаетесь давить на воздух сверху. Еще один секрет: если живот уходит при вдохе внутрь, то вы все равно захватываете воздух грудной клеткой. Следите за своей брюшной полостью: она должна быть как бы “надута” во время пения. Удерживайте себя в таком состоянии во время ваших занятий.
Упражнение №2
Во время пения диафрагму нужно “выдавливать” из себя, чтобы воздух медленно без усилий выходил через голосовую щель.
1. Перед тем, как начать петь, наберите животом воздух.
2. Удерживайте воздух в себе ( не забывайте: грудь и плечи должны быть спокойны).
3. Начните петь, как бы “выдавливая” брюшную полость вперед.
4. Снизьте давление, когда пропоете фразу.
Упражнение №3
Попробуйте взять этот звук — прерывистое “а” или “с” с придыханием, как будто небольшой воздушный шар спускает свой воздух (также этот звук похож на тот, который вы производите при испуге, и попытайтесь как бы “написать” им ровную линию, удерживая звук в его длительности. Зафиксируйте, как аккуратно вы выпускаете воздух. Почувствуйте внутреннее давление: оно стабильное, небыстро расходуется и его надолго хватает. Это упражнение научит вас расходовать воздух в минимальным количествах.
Упражнение №4
Вдохните в живот и задержите дыхание. Начните считать: раз, два, три, четыре, пять… Медленно, в полный голос и сколько получится. Обыкновенно получается около пятнадцати раз. Главное — между цифрами не выдыхать и оставаться на задержанном дыхании. Если вы каждый день будете выполнять это простое упражнение, то дыхание постепенно удлинится.
Упражнение №5
Берем звук “с” и начинаем его ритмично “выталкивать”. Четыре коротких захода, один длинный.
Упражнение №6
Берем слог “ма” и пробуем протянуть его несколько тактов. Ваша задача — гласную потянуть как можно дольше. Сделайте вдох, возьмите ноту: удерживаем.
Упражнение №7
Идем на усложнение: возьмите несколько слогов. Поем на одной ноте. Ваша задача — распределить воздух таким образом, чтобы вам хватило до конца фразы.
Упражнение №8
Поём стаккато по трезвучиям на открытой гласной «а». Для этого нужно выпускать воздух рывками активно задействуя диафрагму и мышцы верхнего пресса.
Упражнение №5
Начните декламировать знакомый вам текст, но сконцентрируйтесь не на нём самом, а на ощущении опоры. Читайте его громко, но не кричите. Вам нужно чувствовать повышающееся давление при увеличении громкости. Для этого надо сильнее давить против диафрагмы.
Кроме того, я бы хотела обратить ваше внимание на несколько важных моментов при пении с опорой :
• Добиться максимальной мощности вам не удастся ни после первого, ни после второго занятия, даже если вы всё делаете верно. Диафрагму нужно развивать, чтобы она стала сильнее. Если делать упражнения регулярно, то вы вскоре сможете достигнуть максимальной громкости.
• При исполнении мест, где нужно выдать максимально громкий звук, постарайтесь не делать сильный выдох. Лучше беззвучно сжать мышцы против диафрагмы очень сильно, а затем исполнить ноту с необходимой громкостью. Потренируйте это место отдельно.
• Научитесь петь негромко, даже тихо, но с опорой. Для этого надо создать слабое давление. Звучание при этом будет отличаться от обычного.
2.5. Ошибки при задержке дыхания.
Мы с вами разобрали, что же такое пение на опоре, как управлять своим дыханием для того, чтобы этот процесс получался максимально хорошо. Но, даже обладая всеми знаниями, которые мы сегодня получили, некоторые начинающие вокалисты всё равно терпят неудачу в процессе освоения пения на опоре. В чём же причина? А причина кроется в тех ошибках, которые они невольно совершают.
Давайте разберём эти ошибки, а также что нужно делать, чтобы их исправить:
1. Вокалист выпускает воздух слишком быстро, из-за этого тянуть звук долго не получается. Тогда нужно выпускать из лёгких почти весь воздух, а вдыхать только небольшое количество. Вследствие того в животе появляется сопротивление, помогающее острее почувствовать опору.
2. Исполнители резко расслабляют диафрагму. В таком случае стоит проделать упражнение, описанное в первом пункте. Тогда на диафрагму будет воздействовать напряжение пресса.
3. Вокалисты делают вздох перед взятием очень высокой ноты и из-за этого не доводят музыкальную фразу до конца. Для исправления этого надо тренировать место отдельно, сжимая мышцы против диафрагмы.
4. Новички часто передерживают опору, пережимая мышцы. Делать этого не стоит, иначе будет чувствоваться боль при исполнении. Нужно создавать лишь легкое напряжение в диафрагме.
5. Дыхание верхней грудной клеткой – тоже одна из распространенных ошибок, совершаемых вокалистами. При пении нужно дышать именно животом.
6. После вдоха нужно сделать небольшую паузу и только потом выдохнуть. Это время требуется диафрагме, чтобы «собраться». Поначалу паузы после вдоха могут показаться длинными, потому что новичкам требуется больше времени, чтобы зафиксировать опору звука. Но при выполнении упражнений она уменьшится.
7. Гипертонус диафрагмы – ещё одна постоянная ошибка новичков. Из-за этого тело находится в напряжении, и мышцы не могут расслабиться. Надо выпускать воздух плавно, но придерживая. Тогда исполнитель находится в тонусе, но не зажимается.
2.6. Рефлексия.
Теперь вы знаете, что же такое «опора», как научиться петь на опоре или как почувствовать вокальную опору. А сейчас я хочу услышать от вас – какие плюсы это умение несёт вокалисту?
(Дети по очереди перечисляют все плюсы пения на опоре.)
Хорошо, молодцы! А теперь скажите мне, какие мышцы в теле человека отвечают за пение на опоре?
(Выслушивает ответы детей.)
А как мы заставляем эти мышцы правильно работать в процессе пения?
(Ответы обучающихся.)
Замечательно! Ну и последний вопрос: существуют ли упражнения, которые помогают развивать и закреплять навык пения на опоре? Если да, то какие?
(Ответы детей.)
Я вижу, что вы всё поняли и запомнили! Теперь наша с вами задача – всё, что мы с вами сегодня узнали, обязательно применять в ежедневной практике. Чем чаще и регулярнее вы будете заниматься, тем быстрее мы достигнем замечательных результатов.
3. Заключение.
Итальянский музыкант, педагог Франческо Ламперти назвал школу пения – школой дыхания, с этим нельзя не согласиться. Овладение вокалистом техникой пения на опоре также строится на правильном управлении процессом дыхания.
Во время занятий даже у очень хорошего педагога, ощущение опоры приходит не сразу. Вокалист должен как бы «поймать» это ощущение, «уловить» его. Если это произошло, тогда начинаются занятия по наработкам правильных вокальных навыков и привычек пения на опоре всегда и везде, закрепления этих ощущений до автоматизма, чтобы во время пения уже не думать о том, куда набрать воздух, как делать выдох, как переключаться между регистрами, не теряя ощущения опёртого дыхания. Не нужно переживать, если обучающемуся не удаётся почувствовать опору сразу, это очень тонкое ощущение, но как только он это почувствует, то не сможет это ни с чем спутать и уже никогда не потеряет – останется только заниматься и петь!
Все вышеописанные упражнения делают прирост вокальной техники настолько явным от занятия к занятию, что не исчезает ощущение творящегося на глазах чуда – из «ничего» вырастает «что-то». На каждом занятии обучающиеся одерживают маленькие победы. Воспитанник начинает понимать технологию работы своего голосового аппарата, что у него хорошо и что плохо. Это не только значительно облегчает, но и ускоряет процесс совершенствования вокальных навыков обучающихся, делает более продуктивным и успешным труд педагога.
4. Список использованной литературы:
1. Жинкин Н. И. О теориях голосообразования. В кн. : Мышление и речь. / Н. И. Жинкин - М. : 1963. – 369 с.
2. Аникеев, Ф. М., Аникеев, З. И. Как развить певческий голос / Ф. И. Аникеев, З. И. Аникеев. – Кишинев: Штиинца, 1981. – 120с.
3. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. / В. Емельянов. – СПб., М., Кр. : 2003. – 190 с.
4. Исаева И. О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. / И. О. Исаева. – М. : АСТ: Астрель, 2007. – 318 с.
5. Сикур П. И. Основы вокальной техники и исполнительства для вокалистов, руководителей хоров, профессионалов и любителей светского и церковного пения. / П. И. Сикур. – М. : Русский хронограф, 2006 – 406 с.
6. Плужников, К. И. Механика пения. Принципы постановки голоса / К. И. Плужников. – СПб: Композитор, 2006. – 88с.
7. Кондратенко Н. Р. Дыхательная гимнастика как средство формирования певческого дыхания. Педагогика искусства. Электронный научный журнал, 2011, №4 – https://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-4-2011/Kondratenko
8. Ламперти Франческо. Искусство пения. /Ф. Ламперти. – СПб., М., Кр. : 2009. – 192 с.
9. Сонки С. М. Теория постановки голоса в связи с физиологией органов дыхания и гортани. / С. М. Сонки. – М. : Либроком, 2012. – 243 с.